Образцы двухголосия строгого стиля из музыкальной литературы




Простой контрапункт в двухголосии строгого стиля.

Простым контрапунктом называется такое полифоническое многоголосие, которое не рассчитано на повторное проведение с изменениями в соотношении голосов. Повторные проведения простого контрапункта допускают только транспозицию.

Каждый из голосов полифонического многоголосия должен обладать качествами правильного одноголосия (см. предыдущую лекцию).

Каждая пара голосов в многоголосии должна соответствовать правилам двухголосия строгого стиля, которые излагаются ниже.

Ритм. Следует использовать так называемую комплементарную ритмику (дополняющую). Это значит, что следует избегать одновременно в двух голосах: пауз, цезур, слигованных нот, остановок на длинных нотах и т. д.

Жоскен Депре. Месса «Ľ homme armé», Qui sedes

 

 

 

Соотношение мелодических линий. Предпочтительно противоположное движение голосов, допускается косвенное. Прямое движение – реже. Параллельное движение возможно на небольших участках терциями, секстами и децимами.

Вертикаль. Совершенные консонансы (чистые прима, октава, квинта) употребляются преимущественно в начале построения и в качестве заключительного созвучия. Запрещено параллельное и противоположное движение совершенных консонансов.

Несовершенные консонансы (большие и малые терции, сексты) используются относительно свободно. Не следует употреблять более трёх параллельных несовершенных консонансов. Запрещено последование двух малых секст и двух больших терций. Во избежание этой ошибки следует применять случайный знак.

Диссонансы (большие и малые секунды, кварты, тритон, ноны и септимы) употребляются в строго определённых условиях.

На слабом времени в плавном движении диссонансы возможны как проходящие, вспомогательные и предъёмы. Запрещены скачковые диссонансы на слабом времени.

На сильном времени диссонансы могут появиться только в каденции и только в качестве приготовленного задержания с плавным нисходящим разрешением на более слабом времени и дальнейшим переходом в заключительное созвучие. Секунда задерживается в нижнем голосе, септима – в верхнем, кварта и нона – в любом.

Любой диссонанс должен быть окружён консонансами.

Образцы двухголосия строгого стиля из музыкальной литературы

В каждом ладу возможно использование любой из предложенных ритмических схем.

Основная литература

Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века). – М., 1997.

Григорьев С., Мюллер Т., Учебник полифонии. Изд. I-е. – М., 1961; изд. 2-е. – М., 1985.

Дубравская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век // Истории полифонии. Вып. 2Б. – М., 1996.

Дубравская Т. Н. Полифония. – М., 2008

Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика. Часть 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. Глава вторая. – М., 2002.

Скребков С. С. Учебник полифонии. – М., 1965.

Степанов А. А., Чугаев А. Г. Полифония. Учебное пособие. – С-Пб., 2006.

Холопов Ю.Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. – М., 2002.

Холопова В. Н. Музыкальный ритм. М., 1980.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: