Простой контрапункт в двухголосии строгого стиля.
Простым контрапунктом называется такое полифоническое многоголосие, которое не рассчитано на повторное проведение с изменениями в соотношении голосов. Повторные проведения простого контрапункта допускают только транспозицию.
Каждый из голосов полифонического многоголосия должен обладать качествами правильного одноголосия (см. предыдущую лекцию).
Каждая пара голосов в многоголосии должна соответствовать правилам двухголосия строгого стиля, которые излагаются ниже.
Ритм. Следует использовать так называемую комплементарную ритмику (дополняющую). Это значит, что следует избегать одновременно в двух голосах: пауз, цезур, слигованных нот, остановок на длинных нотах и т. д.
Жоскен Депре. Месса «Ľ homme armé», Qui sedes
Соотношение мелодических линий. Предпочтительно противоположное движение голосов, допускается косвенное. Прямое движение – реже. Параллельное движение возможно на небольших участках терциями, секстами и децимами.
Вертикаль. Совершенные консонансы (чистые прима, октава, квинта) употребляются преимущественно в начале построения и в качестве заключительного созвучия. Запрещено параллельное и противоположное движение совершенных консонансов.
Несовершенные консонансы (большие и малые терции, сексты) используются относительно свободно. Не следует употреблять более трёх параллельных несовершенных консонансов. Запрещено последование двух малых секст и двух больших терций. Во избежание этой ошибки следует применять случайный знак.
Диссонансы (большие и малые секунды, кварты, тритон, ноны и септимы) употребляются в строго определённых условиях.
На слабом времени в плавном движении диссонансы возможны как проходящие, вспомогательные и предъёмы. Запрещены скачковые диссонансы на слабом времени.
На сильном времени диссонансы могут появиться только в каденции и только в качестве приготовленного задержания с плавным нисходящим разрешением на более слабом времени и дальнейшим переходом в заключительное созвучие. Секунда задерживается в нижнем голосе, септима – в верхнем, кварта и нона – в любом.
Любой диссонанс должен быть окружён консонансами.
Образцы двухголосия строгого стиля из музыкальной литературы
В каждом ладу возможно использование любой из предложенных ритмических схем.
Основная литература
Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века). – М., 1997.
Григорьев С., Мюллер Т., Учебник полифонии. Изд. I-е. – М., 1961; изд. 2-е. – М., 1985.
Дубравская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век // Истории полифонии. Вып. 2Б. – М., 1996.
Дубравская Т. Н. Полифония. – М., 2008
Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика. Часть 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. Глава вторая. – М., 2002.
Скребков С. С. Учебник полифонии. – М., 1965.
Степанов А. А., Чугаев А. Г. Полифония. Учебное пособие. – С-Пб., 2006.
Холопов Ю.Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. – М., 2002.
Холопова В. Н. Музыкальный ритм. М., 1980.