3.
Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником теории социального конфликта. По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону.
Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт.
Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.
В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы. Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития – это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.
Включение третьей стороны в социальное противоречие – вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в 1 направлении и иметь 1 исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения – от групповой солидарности до открытой конфронтации. Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется.
|
По теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.
Теория конфликта Л. Козера
Американский социолог-функционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Главные вопросы, рассматриваемые Козером:
► причины конфликтов - дефицит каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей. Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность.
►виды конфликтов:
- Конструктивные: благотворно сказываются на функционировании общества и способствуют позитивным социальным изменениям:
1) образование групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ;
2) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
3) адаптация индивидов и социальных групп к изменяющимся условиям;
4) создание и поддержание баланса общественных сил;
5) получение информации об окружающей социальной среде (сигнализация о тех или иных проблемах в отношениях с другими);
|
6) стимулирование нормотворчества и социального контроля;
7) создание новых социальных институтов.
- Разрушительные = деструктивные функции конфликтов могут, например, привести: к распаду социальной системы или глубоким деструкциям функционирования ее отдельных сфер; росту эмоционально-психологической напряженности в отношениях социальных субъектов; нерациональной трате ресурсов и гибели людей; эскалации силовых действий; "коррозии" системы ценностей, норм, принятых в обществе, группе; недоверию к официальным институтам государства.
► типы общества - закрытое и открытое общество.
Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на 2 враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.
Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу несколько конфликтов между различными слоями и группами. В открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.
► последствия конфликта.
Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию. Любому обществу присущи моменты социальной напряженности, конфликтные взаимодействия, Козер подчеркивал, что в закрытом обществе конфликты подрывают основы общественного, коллективного согласия и разделяют общество на враждебные группы, классы, а в открытом – способствуют "выходу" накопившихся социальных напряжений, предотвращают окостенение общества, ведут к социальным изменениям, т.е. выполняют конструктивную функцию.
|
СОЦИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ
Сорокин Питирим Александрович – основатель социологии революции, Российский и американский социолог и культуролог, педагог. (21.01.1889г. – 10.02.1968 г. (79 лет)
Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально «перепахивают» людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья. Термин «революция» применяют также к развитию отдельных сфер – «научно-техническая революция», «информационная революция» для характеристики значительных скачкообразных изменений.
Социальная революция – это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. Так, согласно К. Фридриху, “революция... приносит новый, неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях... Политическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического порядка”. С. Хантингтон определяет революцию как “внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства”.
Если социальные изменение общества проходят путём революций, то они имеют следующие особенности:
Во-первых, революции относятся к фундаментальным, всеобъемлющим многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.
Во-вторых, они вовлекают большие массы людей, мобилизуемых и действующих внутри революционного движения. То же можно сказать и об изменениях, вызванных стихийными социальными тенденциями (употребление данного термина правомерно лишь в метафорическом смысле слова, когда речь идет о научной или технической революции).
В-третьих, большинство авторов, полагают, что революции со всей непреложностью сопровождаются насилием и принуждением.
Сорокин П. А. утверждает, Во-первых, революция означает смену в поведении людей, их психологии, идеологии, верованиях и ценностях. Во-вторых, революция знаменует собой изменение в биологическом составе населения, его воспроизводства и процессов отбора. В-третьих, это — деформация всей социальной структуры общества. В-четвертых, революция привносит с собой сдвиги в фундаментальных социальных процессах.
Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов* большинства населения - потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.
* "Мы создаем новый тип лишений — отсутствие автомобиля, яхты или виллы в Ньюпорте. Самые утонченные драгоценности становятся жизненной необходимостью, а их отсутствие тяжело переживается", — верно пишет Г. Патрик о новых типах "подавленных" и "обездоленных" американцах (Patrick G. The Psychology of Social Reconstruction. P. 133).
Для революционного взрыва необходимо также, чтобы социальные группы, выступающие на страже существующего порядка, не обладали бы достаточным арсеналом средств для подавления разрушительных поползновений снизу. Когда растущим революционным силам "репрессированных" инстинктов группы обороны способны противопоставить контрсилу подавления, а тем самым создать баланс давления, революция отнюдь уже не является столь неизбежной. Возможен сериал спонтанных выступлений, но не более. Когда же силы порядка уже не способны проводить в жизнь практику подавления, революция становится делом времени.
Таким образом, необходимо вновь подчеркнуть, что 1) растущее подавление базовых инстинктов; 2) их всеобщий характер; 3) бессилие групп порядка в адекватном описании являются тремя необходимыми составными всякого революционного взрыва.
П.А. Сорокин высказывает мысль, что всякая революция проходит три стадии: первая фаза революционного подъёма, вторая - революционной диктатуры, третья - реакция.
От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями.
1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.
2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества.
3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.
4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно.
5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего.
Революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. На словах обещается реализация величайших ценностей, на деле же... достигаются совершенно иные результаты.
«З акон социального иллюзионизма» - ценности и идеалы, воспроизведенные в революционный период, как правило, иллюзорны. Лозунги революции на практике реализуются в чем-то противоположном.
Так, ставилась задача разрушить социальную пирамиду неравенства, уничтожить эксплуататоров и эксплуатируемых. Действительно, «кто был ничем, тот стал всем», но сама пирамида имущественного и правового неравенства не исчезла — теперь у массы не стало даже формальных прав, включая право на жизнь.
Добивались восьмичасового рабочего дня — теперь же под видом «субботников» и «сверхурочных» рабочих заставляли работать по 12—14 часов, а крестьяне 3—4 дня в неделю должны были отдать коммунистической «барщине», выполняя «дровяную, сплавную, гужевую, подворную, строительную, хлебную, молочную» и т.п. повинности.
Революциями была провозглашена свобода — совести, слова, печати, союзов, собраний — получили то, что власть стала «учитывать и контролировать» все стороны поведения и взаимоотношения людей: гражданам предписывалось, какой профессией заниматься, где жить, что читать и писать, во что верить, что хвалить, что порицать и т.д.
Революции скорее не социализируют людей, а биологизируют; не увеличивают, а сокращают все базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой. Карает же она за паразитизм, распущенность, неспособность и уклонение от выполнения социальных обязанностей (хотя в любом случае происходит деградация их высокого социального положения) не столько аристократические классы, сколько миллионы беднейших и трудящихся классов, которые в своем пароксизме надеются раз и навсегда революционным путем покончить со своей нищетой.
По мнению Сорокина П.А., если социальные изменение общества проходят путём реформ, то они должны основываться на следующих принципах:
· любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;
· каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;
· каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.