Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
21 июля (8 по ст. стилю)
Тропарь праздника
(в русском переводе)
Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех, прибегающих под Твою могущественную защиту. О, Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, скорбях и болезнях, ныне предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем пред Твоим пречистым образом, и имеющих на Тебя непостыдную надежду на избавление от всякого зла! Даруй же всем полезное и спаси всех нас, о Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров Своим рабам!
Апостольское чтение (Богородице)
(Послание ап. Павла к Филиппийцам 2:5–11. – Зачало 240)
[Гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям]
5 [Братья,] пусть ваши помышления будут такими,
какие и подобает иметь тем, кто во Христе Иисусе.
6 Он, живя жизнью Бога,
не мыслил, как о добыче,
быть равным Богу.
7 Но всё, чем владел, отдал Он,
жизнь раба приняв,
став подобен людям.
И облик принявший человека,
8 Он себя смирил,
став послушным до смерти –
даже до смерти крестной.
9 Потому и Бог Его выше всех возвысил
и даровал Ему Имя
выше всякого имени,
10 чтобы пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено
небесных и земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал:
Иисус Христос – Господь! –
во славу Бога Отца.
(Перевод архим. Ианнуария)
Евангельское чтение (Богородице)
(Евангелие от Луки 10:38–42; 11:27–28. – Зачало 54)
[Христос у Марфы и Марии. Похвала Матери Господа]
|
А когда были они в пути, зашел Он в одно селение, где некая женщина по имени Марфа приняла Его у себя дома; и была у неё сестра, которую звали Мария; она села у ног Господа и слушала Его речи. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: "Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне". Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! ты хлопочешь и беспокоишься о многом, между тем как нужно только одно. А Мария выбрала себе благую долю, которую у нее не отнимут". <...> И было, когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: "Блаженна материнская утроба, носившая Тебя, и грудь, вскормившая Тебя!" А Он сказал: "Еще блаженнее те, кто слышит слово Божие и соблюдает его!"
ËËË
«ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ»
21(8 ст. ст.) июляРусская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. В народе – "Летняя Казанская", в отличие от "Осенней Казанской" (4 ноября). Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно символическому преданию (которое не обязательно понимать буквально), в 1579 году в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясн о е изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.
|
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а