Классификация универсальных учебных действий.
Рассмотрим виды универсальных учебных действий.
Личностные действия
Л1. жизненное, личностное, профессиональное самоопределение (самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе);
Л2. действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (какое значение и смысл имеет для меня учение?);
Л3. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).
Регулятивные действия (действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности):
Р1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Р2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Р3. составление плана и последовательности действий;
Р4. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Р5. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Р6. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Р7. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
|
Р8. элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.
Познавательные действия
Общеучебные действия:
П1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
П2. поиск и выделение необходимой информации;
П3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
П4. знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
П5. умение структурировать знания;
П6. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
П7. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
П8. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
П9. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
П10. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
П11. определение основной и второстепенной информации;
П12. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
П13. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
|
П14. умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Логические действия:
П15. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
П16. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
П17. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
П18. подведение под понятия, выведение следствий;
П19. установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
П20. формулирование проблемы;
П21. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Специально-предметные действия определяются содержанием конкретной учебной дисциплины.
Коммуникативные действия
К1. умение слушать и вступать в диалог;
К2. уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
К3. умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
К4. умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
К5. умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К6. умение разрешать конфликты — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
К7. управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
|
К8. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
К9. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Данную классификацию можно представить в виде схемы, расположенной на странице