У истоков России: древние мари.




(статья И. Бирского)

 

«Марийцы, если бы вы знали-какая богатая ваша история!»-восклицал Лев Гумелёв.-«Но вам, наверное, даже не дадут её изучать». Затем добавлял: «Писать историю таких народов, как ваша, очень трудно, и не всё дозволено».

Что имел ввиду, великий историк? Он ставил историю мари в один ряд с историей скифов, сарматов, гуннов, других древних народов. Даже былой взгляд в глубь веков с привлечением уже ставших доступными данных приоткрывает завесы тайны.

Найденные археологами Западной Европы черепа людей времен палеолита ввели учёных в смущение: черепа принадлежали людям с лапоноидными чертами лица. Лапаноидность-общая черта людей финно-угорского происхождения. В интернете на сайте «Мерямаа» есть статья Андерса Плебо «Древний язык лесных племён». В ней говорится, что «археология указывает не только на распространение речных племён финно-угров с запада на восток, но и на контакты с другими племенами на Урале». В соответствии с приведенной теорией, привлекая имеющийся материал относительно мари, можно сделать вывод: Территория рек Волжского бассейна изначально была заселена марийско-язычными племенами. Территория это огромна- от верховьев Оки и Волги на западе, до верховьев Ветлуги -на севере, до верховьев Белой и Уфы –на востоке. Из-за удаленности территорий и различия местных условий в хозяйствах марийско-язычных племён в связи с переходом на оседлость появились некоторые различия.

От Скандинавии до среднего Поволжья до н.э. распространилась археологическая культура с сетчатой керамикой. Далее на восток, от Ветлуги –на севере и до Ульяновска –на юге, в бассейне Камы- археологическая культура древних финно-угров называется ананьинской. Впервые о марийцах упоминает Геродот, называя их «ирки». «Эрге»- так называют мари юношей, парней, мальчиков.

В начале нашей эры некоторые группы южных соседей мари, арии поднимаются вверх по Волге и растворяются среди марийцев. В западной части марийской ойкумены происходит слияние ананьевской и пьяноборской культур с поздней дьяковской. На средней Волге на базе ананьевской возникает азелинская культура и вступает в контакт с городецко-дьяковской культурой. Марийский народ формируется в контактной зоне взаимного влияния разных археологических культур. Из-за этого и нынче особенностью марийского народа является его промежуточное положение между финно-угорскими народами. Косвенные данные позволяют предполагать, что до тюрко-славянской эпохи завоеваний марийско-язычными оставались представители ещё ряда археологических культур. Поэтому ничего удивительного нет в том, что названия столицы страны Москва, автономных республик Уфа, Казань, Чебоксары, областных центров Вологда, Кострома, множество поселений, рек, урочищ, горы Урал-взяты с древне марийского языка.

Конечно, из-за такой территориальной удаленности разных групп мари не могли не появиться диалектические различия. В настоящее время у мари четыре диалектические группы: северо-западные-маре, горные-мары, луговые и восточные-мари, марий.

До рубежаXVII-XVIIIв.в. сохранялся язык западных мари, близкий к современным к северо-западному и горному диалектам. В русских источниках они названы «меря». В том, что под старинными названиями «черемисы» и «меря» один народ, нет сомнений. Доказательств этому достаточно. Места, где жили «меря», до сих пор называются «марь». Путешественник XVIв. С. Герберштейн в «Записках о Московии» пишет: «Черемисы живут от Волги до Вятки и до Камы», а на карте своей он указывает их одним народом под названием «маре». На русском языке не существует знака для обозначения специфического марийского звука-первого гласного «а”» в диалектном «ма”ры». Во множественном числе это слово по –русски получится «меря». В трудах европейского историкаVI века Иордана «меря» наряду с мордвой упоминаются в числе народов, временно покоренных готским вождём Германарихом.

К югу от западных мари («меря») располагалась другая группа мари, называвшие себя «мары-ма».Брокгауз предполагал, что «мурома» означает «люди суши». Это действительно так, если буквально перевести с древнемарийского «мары-ма». Они раньше других групп мари исчесли в ходе славянской колонизации, но в народе осталось имя легендарного героя Ильи Муромца. Вполне может быть, что истинное имя его было Мары-маЭльян, а деревня его называлась Кара-мари (нынче Карачарово).

С переходом к феодальным отношениям у древнемарийских племён возникло множество кугузетств с князьями –Кугузами. Марийские князья «кугыза» не подавляли самоуправление мари, а было своеобразное само-дополнение демократии с единоначалием. Так, например, возникла финно-угорская Новгородская республика. Среди населения республики преобладали мари, они граничили с вепсами и коми и местами жили с ними вперемежку. Столица республики находилась при впадении в Волгу ее притока с коми названием Котораль. Это поселение, ставшее городом Ярославль, в средние века известный как Новгород, изначально, вероятно назывался по-марийски Маскабал. «Маска»-медведь, был тотемным животным у мари. До сих пор медведя видели на гербах Ярославля и Марий Эл. Позднее к югу от Маскабала (Новгорода-Ярославля) на месте нескольких марийских поселений, возник другой город с похожим названием –Москва, по названию реки «медвежья вода». «Бал»-распространненое западно-марийское слово, означающее «поселение» (отсюда современнон-«ял», «вел»). Суздаль, например, вначале назывался по-марийски «Сузыбал».

К IX-Xв.в. марийско-язычное население занимало территории нынешних Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Кировской областей, Марийской, Чувашской, Татарской республик,части Вологодской,Нижегородской, Ульяновской областей и Башкирии. Исследователь И.Ионин сообщает, что количество мари в XI веке было приблизительно 1 000 000 (миллион) человек.

В IX веке в среде волжских мари появились булгары. Булгарские ремесленники и торговцы для удобства своей деятельности селились в марийских селениях. У булгар было организованное воинство. Сложились благоприятные условия возникновения раннефеодального Булгарского государства с правителем из булгар. Проживавшие с булгарами мари стали двуязычными. Смешавшись с булгарами, они дали начало появления новой народности «чуваши». У Булгарии не было охраняемой границы с остальными марийскими землями. Мари торговали, служили в Булгарии, оставались частью её населения. На месте нынешней Казани, название которого с марийского «озон» значит «княжеский» было древнемарийское поселение.

К X-XII векам мари повсеместно достигли больших успехов в своём развитии. Были развиты литьё, металлообработка,различные ремесла, земледелие, была бойкая торговля с разными землями. В музеях Москвы, Ярославля, Костромы, Владимира, Плёса, Коломны, Йошкар-Олы и многих других городов хранятся удивительные археологические находки, говорящие о развитости древнемарийского общества. Раскопки Сунгирьского поселения (Владимир), Сарского (Ростов) городища, Усть-Шексны, в Москве, Суздале, Коломне, Плёсе, во многих других местах раскрывают древнемарийское прошлое огромного края.

Древние мари заботились о своей защите. Древнемарийские городища были ограждены огромными рвами, высокими валами, частоколами или деревянными стенами, заполненными землёй. Мари были хорошими лучниками, все остальное вооружение соответствовало уровню той эпохи. Желающие поживиться за чужой счёт были всегда. Такие нападения врагов мари успешно отражали до XVIIвека.

С 1096 года начались кровавые походы из Западной Европы на юг и восток. Во главе рыцарских орденов стоял Папа Римский. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь, образовалась Латиская империя. Во время 4-го Крестового похода 1195-121 годов образовалось Великое Княжество Киевское с Рюриковым во главе. Взоры крестоносцев устремились дальше, на северо-восток, на хорошо возделанные финно-угорские земли.

Читателям известно «о монголо-татарском нашествии» тех времён из школьного курса истории. Известный историк Н.Морозов отождествляет «монголо-татар» именно с крестоносцами, здесь приведены сведения его трудов:

«Орден» по –латински звучит «орда». Были среди крестоносцев и немцы, тюрко-язычные предки казаков, но основную мощь составляли говорящие на славянском языке, близким к словацкому.

От немцев-крестоносцев перешло на марийский язык немецкое слово «land»- страна. Древние мари называли свою землю «ма». Немцы стали называть захватываемые земли или марийские земли «ма-land». Так и осталось это слово на марийском языке: мланде-земля.

Письменные источники на славянском языке имеются лишь с XIV века. Они не раскрывают истину

А лишь запутывают. Они написаны с позиции победителей, в т.ч. с целью переложить ответственность за злодеяния на мифических врагов. Эти враги были найдены в XVIII веке в лице выдуманных «монголо-татар» Вот на эту подмену вероятно и намекал Л.Гумелёв. Сейчас об этом как об идеологической диверсии открыто говорит доктор исторических наук А. Пыжиков (смотрите его видео-лекции в интернете). Но он не касается, как Л.Гумелёв, щепетильной темы истории народонаселения.

Ради любопытства заглянем в некоторые «летописи». «Повесть временных лет» сообщает: «В 1103 г. «бился Ярослав с мордвою, месяца марта в 4-й день, и побеждён был Ярослав». В 1096 г. Ярослав завоевал Муромское княжество и господствовал там до 1129г. Один за другим пали марийские укреплённые города- поселения, были сожжены и разграблены. Оставшиеся в живых население превращали в бесправных смердов.

Между строк скудной информации можно заметить, что преодолевать сопротивление местного населения удавалось непросто. Из «Летописи свода»: в 1071 году в Ростове произошёл мятеж, разжигаемый марийскими жрицами, который распространился на всё Белоозёрье. В 1093 г. убит князь Глеб в Заволочье. В 1136г. –восстание в Новгороде (Маскабал-Ярославль) Там арестовали князя Мстиславского вместе с семьёй и шесть недель держали в плену, после чего разрешили покинуть город. В 1170г новгородцы изгнали князя Романа, об этом летописец нелестно возмущается: «Таков бобе обычай бл…ным детям»! До века финно-угорский Новгород (Ярославль) вёл вполне самодостаточное суверенное существование.

В 1208г. войска Батыя приступом взяли, сожгли и разграбили город эрзян -Рязань. Описывая другой эпизод поход на Рязань князя Дмитрия Ивановича в 1371г., летописец с возмущением называет сопротивляющихся рязанцев «полоумными смердами».

Входе крестовых походов войск рыцарских орденов-орд на завоёванных финно-угорских землях возникли Московское, Тверское, Владимирское и другие княжества. Строились монастыри, ка опорные пункты колонизации. Великие князья назначались «ханом»- Римским папой. Хан-восточное название римских священников (Ватикан-«вати-хан» -жилище священника, «хаганы»- великие первосвященники) Предводитель Батя-хан по имени Ярослав известен нам как Батый. Его сыном был Александр Невский.

В 1170г. в битве под Галичем мари останавливают продвижение завоевателей. В 1174г. завоёван марийский город Кекшар на реке Вятка. Попытки «монголо-татар» покорить Волжскую Булгарию в 1223г., в 1229г., в 1232г. годах закончились неудачей. Лишь в 1236г. Батью удалось завоевать Великую Булгарию.

С 1195г. Галичские и Владимирские, Суздальские князья пытались отбить у марийского князя Кая г. Шангул на Ветлуге. В 1190г. мари поставили на Ветлуге ещё один «город ханов». В 1246г. Батый дошёл до Поветлужья. Река Ветлуга становится естественной разделительной линией, делящей мари и марийский край надвое.

В западной части, оставшейся под «монголо-татарским игом», судьба мари была предрешена. Для закабаления использовались все методы- экономические, социальные. Основной кпор делался на духовное закабаление-христианизацию. Потеряв язык, западные мари оказались в составе русского народа.

К востоку независимое Ветлужское княжество мари сохранялось до XV века.

В древнебулгарской летописи IX века есть упоминание о марийцах, живущих около реки Белой. Археологические памятники финно-угров Башкирии описаны в научной литературе.

 

 

Литература:

1. Лев Гумелёв

2. Андерса Плебо «Древний язык лесных племён».

3. С. Герберштейн в «Записки о Московии»

4. И. Ионин

5. Брокгауз

6. историка VI века Иордана

7.Н.Морозов

8. доктор исторических наук А. Пыжиков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: