Организации досуга
Людей пожилого возраста,
Создания картотеки (классификатора),
Проведения опроса (анкетирования)
В учреждениях культуры
И досуга клубного типа
Гродно
ПАМЯТКА
1. Определение возраста пожилого человека
Календарный возраст – паспортный возраст.
Биологический возраст отражает физическое состояние организма.
Социальный возраст – это уровень социальных достижений человека.
Психологический возраст – характеристика степени адаптированности человека к условиям среды.
2. Стереотип психологического портрета пожилого человека
- снижение самооценки;
- неуверенность в себе, недовольство собой;
- опасение одиночества, беспомощности, нищеты;
- неуверенность в завтрашнем дне;
- угрюмость, раздражительность, пессимизм;
- мелочность, сверхосторожность, педантизм, консерватизм;
- снижение интереса к новому, брюзжание, ворчливость, эгоцентризм.
3. Основные проблемы пожилого возраста
- ограничение жизнедеятельности;
- выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми;
- резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;
- наличие большого количества свободного времени и качество наполнения его.
4. Особенности психологической работы с пожилыми людьми
- демонстрация безусловного уважения к пожилым посетителям клубного учреждения;
- апеллирование к их жизненному опыту;
- создание и поддержание необходимого психологического климата;
- подчеркивание искреннего интереса к пожилым людям и подлинное желание помочь им;
- предоставление максимальной возможности высказаться;
|
- говорить просто и понятно, медленно, четко использовать ясные формулировки;
- использовать в процессе работы приемы одобрения и успокаивания.
5. Значение обучения для персонального развития пожилых людей
- позволяет преодолеть кризис одиночества;
- играет важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода;
- повышает адаптивные возможности к внешним и внутренним изменениям;
- позволяет приобрести новый социальный опыт в получении востребованных в данный возрастной период знаний;
- поднимает мотивацию и ценностную ориентацию;
- положительно влияет на уровень социального благополучия.
Классификация населения пожилого возраста
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
От 60 до 74 лет - пожилое;
от 75 до 89 лет – старое;
от 90 лет и старше – долгожители.
При проведении опроса, а также с целью создания классификации (картотеки) людей пожилого возраста на местах специалистам клубных учреждений необходимо определить следующие условные Группы:
- бодрые, физически здоровые;
-больные;
-живущие в семьях;
-одинокие;
-довольные уходом на пенсию;
-ещё работающие, но тяготящиеся работой;
-несчастные, отчаявшиеся в жизни;
-малоподвижные, домоседы;
-проводящие интенсивно и разнообразно свой досуг и др.;
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА (АНКЕТИРОВАНИЕ)
1. Что такое старость?
· отдых от работы;
· забота о близких;
· болезни.
2. На данное время главным в обществе, по отношению к пожилым, является:
|
· поддержка государства;
· помощь детей;
· уважение;
· развлекательные мероприятия для пожилых.
3. Как часто Вы отдыхаете?
· часто;
· редко;
· нет времени;
· всегда.
4. Какой вид отдыха Вы предпочитаете?
· просмотр ТВ;
· чтение книг, газет, журналов;
· настольные игры;
· участие в репетициях и выступлениях;
· занятия физкультурой;
· танцы;
· коллекционирование;
· игры, викторины, конкурсы;
· коллективные встречи;
· прикладное творчество, рукоделие;
· изобразительное искусство;
· музыка (прослушивание, исполнительство);
· экскурсии и прогулки;
· концерты;
· лекции, беседы;
· выставки;
· фото-, киноискусство;
· цветоводство и огородничество;
· общение.
5. Посещаете ли Вы клубное учреждение
· регулярно;
· в свободное время;
· не посещаю.
6. Увлекаетесь ли Вы каким-либо видом творчества
· да;
· нет;
· иногда;
· нет таких кружков, курсов, студий и т.д.
7. Увлекались ли ранее каким-либо видом творчества (каким)?
8. Занимаетесь ли физкультурой
· зарядка;
· утренняя пробежка;
· нет такой привычки.
9. Проводите ли время с семьей и внуками, ходите с ними на природу, речку и на прогулку по городу либо по деревне?
· да;
· не;
· редко
10. Лучший вариант для Вас провождения свободного времени
· с семьей;
· одному;
· с друзьями и соседями.
11. Какие события, происходящие в стране и мире, Вас интересуют больше?
· политика;
· культура;
· экономика;
· спорт;
· искусство.
12. Что влияет на успех организации культурно-массовой работы в учреждении?
· уровень материальной базы;
· активная поддержка администрации;
|
· личность сотрудника, отвечающего за культурно-досуговое обслуживание;
· выбор форм отдыха;
· высокий уровень мероприятия.
13. В чем выражается Ваше личное участие в культурно-массовой работе учреждения?
· участие в проведении мероприятия;
· не выполняю общественных обязанностей;
· участие в ремонте помещения.
14. Чем привлекает Вас личное участие в организации досуга?
· интересно и приносит удовлетворение;
· ощущение нужности людям;
· даёт возможность проявить свои способности;
· расширение личного кругозора;
· получение новых знаний, умений, навыков и информации.