Упражнение № 3. Выбор предлога в словосочетании с предложным именным управлением (словосочетание выделено жирным шрифтом).




ЧАСТЬ 10

ИМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ,

ГЛАГОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

С К А З К А

КАК ЁЖИК И ДЯТЕЛ

С ПОМОЩЬЮ ДУБА НАУЧИЛИСЬ УПРАВЛЯТЬ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

 

Как-то раз ёжик задремал в лесу под дубом. Это случалось иногда, если светило яркое солнце, никуда не надо было спешить, и страшно хотелось вздремнуть. Ёжик так и поступил.

Но на этот раз ему не удалось выспаться. Только он удобно устроился, положил лапу под голову и закрыл глаза, как вдруг послышалось:

— Тук-тук-тук!

— Да-да, войдите, — сказал сонный ёжик и перевернулся на другой бок. Но стук не умолкал.

— Я же сказал: «Войдите», — пробормотал ёжик и стал старательно вспоминать всякие вежливые слова: — Пожалуйста, прошу вас, будьте любезны...

— Можешь не просить, ёжик, я и так всегда любезен, — отозвался сверху дятел. Это он стучал по дереву, но ёжику снилось, что кто-то стучит к нему в норку.

— Я даже могу рассказать тебе, что я занимаюсь, — продолжал дятел. Он очень обрадовался тому, что у него наконец-то появился слушатель, который пока не собирался никуда уходить. — Так вот...

«Что-то здесь не так», — подумал ёжик, но нисколько не удивился. Во сне ведь часто бывает что-нибудь не так. Он всё ворочался и, наконец, понял, что же здесь не так. «Как-то чудно разговаривает дятел во сне», — подумал ёжик и сказал:

— Любезный дятел, что вы всё время долбите, что вы занимаетесь? Я это давно понял. Вот только никак не пойму, чем вы занимаетесь.

— Я долблю деревьев, чтобы найти корма, — важно объяснил дятел.

— Нет, что-то тут не так. Что-то у вас неправильно, дятел, — протянул ёжик.

— Как же так? — ещё громче застучал дятел. — Вот ты, ёжик, что делаешь, когда ищешь что-нибудь съедобное?

— Уж во всяком случае, я не долблю деревья. Я просто хожу и смотрю, что плохо растёт. Заглядываю под деревья, рассматриваю всякие шишки, пробую ягоды, нюхаю грибы.

— Вот-вот, ёжик, всё-то ты вынюхиваешь да подсматриваешь. А я не просто стучу — я выдалбливаю трещинок, нахожу всякого пропитания. А тебе приходилось что-нибудь выдалбливать?

— Нет, но иногда удавалось выкорчёвывать...

— Выкорчёвывать деревьев?! — поразился дятел.

— Ну, конечно, не деревьев, и даже не деревья, — отозвался ёжик и подумал: «И что это дятел все слова выворачивает? Наверное, поэтому и я ворочаюсь». Но он не стал говорить этого дятлу, чтобы не обидеть его, а пояснил:

— Я выкорчёвываю большие грибы, которые слишком хорошо растут и слишком крепко сидят в земле.

— А я ковыряю кору и, если вижу шустрые червячки, которые очень быстро ползают, я их сразу — хвать! — и выковыриваю. А чуть какой-нибудь в сторону, я его сразу — бац! А если вдруг жучок появится, я его — хлоп!

Тут дятел увлёкся и застучал по дереву с такой силой, что ёжик аж подпрыгнул. Повертелся он, покрутился, пытаясь улечься поудобнее, но сон как рукой сняло.

— Какой бестолковый сон мне приснился, — пробурчал ёжик. — И дятел какой-то...

— И вовсе я не бестолковый! — отозвался дятел и опять изо всей силы стукнул по стволу. — Я тебе уже битый час втолковываю о том, что...

— Уж не знаю, как час, а я себя чувствую совсем избитым от твоей трескотни, — раздался могучий бас, и дятел сразу примолк.

Ёжик спросонья не мог понять, кто это говорит, и вдруг догадался: «Да ведь это же дуб!» От изумления ёжик застыл на месте: первый раз он слышал, как дуб разговаривает. Но ёжик быстро спохватился и обратился к дубу:

— Многоуважаемый дуб! Вы ведь давно растёте и наверняка много знаете. Скажите, пожалуйста, вот вы нас слушали... Что мы неправильно говорили?

— Кхе, кхе... — закряхтел дуб. — Видите ли... Как вам объяснить... Дело в том, что...

— Давайте я попробую сам сказать, — заторопился ёжик. — Ведь мы вопросы задаем правильно, так?

— Так, так, — закивал всеми ветками дуб.

— А почему-то отвечаем на них не всегда правильно, — продолжал ёжик.

— Так, так, — подтвердил дуб и качнул макушкой. Дятел едва успел ухватиться клювом за ближайшую ветку. Клюв у него оказался занят, и поэтому он не мог высказать своё мнение. А мнение у него было совсем другое!

Ёжик же в это время продолжал беседу с дубом.

— Вот, например, дятел любит говорить очень мудрёно, так что сам в своих словах запутывается и других путает. А вопросы он задаёт как надо — все слова там к месту. Вот и получается: изо всех его речей только вопросы и поймёшь.

— Да, да, — прогудел дуб. — Всё должно быть к месту и не попусту. Не говори сложно, а говори толково! А главное — про дело не забывай!

И тут дуб так бодро кивнул, что дятел решил спуститься на землю. Почувствовав почву под ногами, он сразу осмелел и стал заниматься своим любимым делом — поучать всех, кто его слышит. А своим сегодняшним слушателям он решил посвятить целую поэму:

— Всем советовал бы я:

Будьте мудрыми, друзья!

Размышляйте обо всём,

Думайте о том, о сём!

Трудолюбие и ум

Выше всяких «бум-бум-бум»,

«Тук-тук-тук» и «хлоп-хлоп-хлоп»...

Что ты делаешь там, клоп?...

Так о чём я говорил?

— Дятел, ты нас уморил! — наконец не выдержал дуб и оборвал речь дятла. А потом ещё и добавил:

— Слушать эту болтовню —

Значит сохнуть на корню.

А не слышать болтовни

Могут лишь глухие пни!

Но вежливый ёжик решил тоже что-нибудь сказать — примирительное:

— Будем дело мы любить,

Меньше речи говорить!

— Да уж, — нехотя согласился дятел.

— Да... уж... — устало, но добродушно ответил старый дуб.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Часть 10, как и части 8 и 9, предназначена для усвоения способов связи слов в словосочетании. Если в части 8 речь шла о согласовании, то в части 10 рассматривается другой способ — управление, который также вызывает немало трудностей при образовании и употреблении словосочетания.

При этом способе связи главное слово обычно идет первым, а зависимое — после него. От главного слова задается вопрос, и в соответствии с этим вопросом зависимое слово ставится в определенный падеж (например, «подойти к чему? — к столу», «ножка чего? — стола»). Таким образом главное слово управляет зависимым. Зависимым словом чаще всего бывает существительное (иногда местоимение). В настоящем пособии для большей наглядности в качестве зависимых слов рассматриваются только существительные.

Управление бывает двух видов — именное и глагольное. В словосочетаниях с именным управлением главное слово может быть: числительным (образованию таких словосочетаний посвящена часть 9), прилагательным (этот весьма редкий случай в данном пособии не рассматривается) или существительным. В настоящем пособии рассматривается именно этот, наиболее распространенный, случай.

Именное управление может быть беспредложным (зависимое слово употребляется без предлога) и предложным (зависимое слово употребляется с предлогом). Само главное слово может стоять в любом падеже и числе, перед ним может быть предлог — все это не влияет на выбор формы зависимого слова.

Беспредложное именное управление. Без предлога при именном управлении употребляются следующие падежи:

1)Родительный падеж со значением принадлежности предмета человеку или животному («кресло бабушки», «миска собаки»), принадлежности одного предмета другому («дверь сарая»), выделения части предмета или определенного количества вещества («долька апельсина», «стакан молока»).

2)Дательный падеж со значением передачи предмета человеку («письмо брату», «цветы подруге»).

Предложное именное управление. С предлогом при именном управлении употребляются следующие падежи:

1) Родительный с предлогом «без» («чайник без ручки», «песня без слов»).

2) Родительный с предлогом «из» («девочка из города», «глава из книги»).

3) Родительный с предлогом «от» («привет от тёти»).

4) Родительный с предлогами «у», «около», «возле» («трава у дома», «стул около окна», «столб возле остановки»).

5) Дательный с предлогом «к» («пирожные к чаю»).

6) Винительный с предлогом «в» со значением фасона, повторяющегося рисунка («юбка в складку», «тетрадь в клеточку», «платье в горошек»). В этом сочетании зависимое слово всегда стоит в единственном числе.

7) Винительный с предлогом «про» («фильм про шпионов»).

8)Творительный с предлогом «с» («брат с сестрой», «дворник с метлой», «хлеб с маслом»).

9)Предложный с предлогом «в» («утка в сметане», «нос в чернилах», «солнце в небе»).

10)Предложный с предлогом «на» («заплата на рукаве»).

11)Предложный с предлогом «о» («песня о друге»). Основные трудности при усвоении именного управления — выбор падежа и выбор предлога. На выработку умения выбирать падеж и предлог направлены упражнения № 2, № 3 и № 4.

Другой вид управления — глагольное управление. В словосочетаниях с глагольным управлением главное слово — глагол, который может стоять в любой форме (в любом времени, лице, числе, роде, а также в неопределенной форме). Падеж управляемого слова не зависит от личной формы глагола, но может меняться, если глагол стоит в отрицательной форме (этому изменению посвящено упражнение № 6). Глагольное управление также может быть беспредложным и предложным.

Беспредложное глагольное управление. Без предлога при глагольном управлении употребляются следующие падежи:

1)Родительный («просить прощения», «не есть конфет»).

2)Винительный («читать книгу»).

3)Дательный («помогать другу»).

4)Творительный («рисовать карандашом»).

Предложное глагольное управление. С предлогами при глагольном управлении употребляются следующие падежи:

1)Родительный с предлогом «из» («выбежать из комнаты»).

2)Родительный с предлогом «с» («упасть с дивана»).

3) Дательный с предлогом «по» («идти по дороге», «послать по почте»).

4) Дательный с предлогом «к» («прислониться к стене»).

5)Винительный с предлогом «в» («войти в комнату», «смотреть в окно»).

6)Винительный с предлогом «на» («сесть на стул», «смотреть на клумбу»).

7)Винительный с предлогом «за» («спрятать за шкаф»).

8)Винительный с предлогом «под» («поставить под диван»).

9)Винительный с предлогом «о» («споткнуться о камень»).

10)Творительный с предлогом «за» («стоять за дверью»).

11)Творительный с предлогом «под» («гулять под дождем»).

12)Творительный с предлогом «с» («играть с котенком»).

13)Предложный с предлогом «в» («жить в городе»).

14)Предложный с предлогом «на» («сидеть на стуле»).

15)Предложный с предлогом «о» («говорить о погоде»).

Особую трудность для ребенка представляет глагольное управление винительным падежом без предлога. Нередко дети употребляют винительный падеж вместо родительного с возвратными глаголами. Необходимо усвоить, что возвратные глаголы никогда не управляют винительным падежом без предлога. Усвоению этого правила посвящено упражнение № 5. Умение правильно выбирать падеж и предлог при глагольном управлении вырабатывается с помощью упражнений № 7 и № 8.

При выполнении упражнений рекомендуется вначале несколько примеров сделать устно. Когда ребенок хорошо усвоит правило, оставшуюся часть упражнения можно выполнить письменно.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1. Вопросы по тексту.

Задание: ответить на вопросы по прочитанной сказке:

1)Что неправильно говорил дятел?

2)Что подсказали ему ёжик и дуб?

3)Чему научился ёжик?

 

Упражнение № 2. Выбор падежа в словосочетании с предложным именным управлением (словосочетание выделено жирным шрифтом).

Задание: составить предложение по образцу, поставив зависимое слово из скобок в нужный падеж.

Если возникнут трудности с образованием безударного падежного окончания, рекомендуется предварительно выполнить упражнения № 2 и № 3 из части 8.

Образец: Маша любит шоколад с (орехи), Маша любит шоколад с орехами.

Примеры:

1)На столе постелена скатерть с (бахрома).

2)У Кати была собака без (хвост).

3)Девочке купили папку для (тетради).

4)Мне нравятся тетради в (клетка).

5)Это не просто шампунь и бальзам — это два в (один).

6)Стены оклеены обоями в (полоска).

7)Мне не нравится эта ваза на (полка).

8)Его любимая передача — «В гостях у (сказка)».

9)Слоны из (Африка) больше, чем слоны из (Индия).

10) Сад перед (дом) — наша мечта.

 

Упражнение № 3. Выбор предлога в словосочетании с предложным именным управлением (словосочетание выделено жирным шрифтом).

Задание: составить предложение по образцу, вставив пропущенный предлог.

Образец: Таня ест булочку... вареньем. — Таня ест булочку с вареньем.

Примеры:

1)Очередь... билетами двигалась очень медленно.

2)Ребята... школы навестили больного товарища.

3)Коля разбил чашку... сервиза.

4)Кошке не нравится эта миска... корма.

5)Это дорога... школу.

6)Он был шутом... дворе.

7)В городе строится много подземных переходов... улицу.

8)Прогулка... катере всем понравилась

9)Прогулка... морю всем запомнилась.

10) Скамейка... клёном оказалась очень неудобной.

Упражнение № 4. Выбор предлога и падежа зависимого слова в словосочетании с именным управлением (словосочетание выделено жирным шрифтом).

Задание: составить предложение по образцу, вставив пропущенный предлог (если он нужен) и поставив зависимое слово из скобок в нужный падеж.

В некоторых случаях даны беспредложные словосочетания.

Образец: Маша надела шляпу... (бантик). — Маша надела шляпу с бантиком.

Примеры:

1)В дверь заглянула собака с чёрным пятном... (лоб).

2)Петя резко дёрнул ручку... (ящик) и оторвал её.

3)Мост... (река) совсем разрушился.

4)У Тани есть красивое платье... (бархат).

5)К чаю подали изюм... (шоколад).

6)Я съел только один кусок... (торт).

7)Расстояние... (Луна)... (Солнце) мне неизвестно.

8)Мех... (норка) — один из самых дорогих.

9)Мне не нравятся платья... (оборка).

10)Коля по рассеянности положил свои тетради в сумку... (брат).

 

Упражнение № 5. Употребление родительного падежа с возвратными глаголами (словосочетание выделено жирным шрифтом).

Задание: образовать предложения по образцу, используя возвратный глагол и ставя существительное в скобках в нужный падеж.

При выполнении этого задания следует обратить особое внимание на то, что возвратный глагол не может управлять винительным падежом без предлога. В качестве подсказки можно использовать словосочетание с возвратным глаголом и неодушевленным существительным мужского рода.

Например:

— Если ты не знаешь, как правильно сказать — «Я боюсь лису» или «Я боюсь лисы», подставь вместо слова «лиса» слово «огонь». Можно ли сказать: «Я боюсь огонь»? А как надо? (Ребенку надо ответить: «Я боюсь огня».) Значит, после слова «боюсь» идет не винительный падеж («боюсь кого? что?»), а родительный («боюсь кого? чего?»). Как ты теперь составишь предложение со словом «лиса» — «Я боюсь...»? (Ребенку надо закончить предложение и произнести его целиком: «Я боюсь лисы».)

Образец: Я боюсь (лиса). — Я боюсь лисы.

Примеры:

1) Бояться (кошка, собака, бабушка, кактус, корова, деревья, мышь, колючки, мороз, жара).

2) Слушаться (мама, папа, сестра, дядя, тётя, советы).

3)Стесняться (соседка, подруга, дедушка, поступки, недостатки).

4)Дожидаться (трамвай, поездка, прогулка, экскурсия, поезд, карета, письмо, известие).

Упражнение № 6. Изменение падежа в отрицательном предложении при глагольном беспредложном управлении.

Если глагол в утвердительном предложении управляет винительным падежом без предлога, то этот же глагол при отрицании будет управлять родительным падежом («видеть стол» — «не видеть стола»).

Задание: образовать утвердительное предложение по образцу, поставив зависимое слово из скобок в нужный падеж. Затем сделать из этого утвердительного предложение отрицательное, поставив зависимое слово в нужный падеж.

При выполнении этого задания можно для проверки перед зависимым словом вставить слово «большой» или «никакой».

Например:

— Если ты не знаешь, как правильно сказать — «Я не вижу стол» или «Я не вижу стола», вставь перед словом «стол» слово «никакой». Как ты скажешь: «Я не вижу никакой стол» или «Я не вижу никакого стола»? Значит, как надо сказать в этом примере — «Я вижу стол»... (Ребенку надо закончит пример: «Я не вижу стола».)

 

Образец: Я вижу (стол). — Я вижу стол. Я не вижу стола.

Примеры:

1)Я вижу (шкаф, пень, собака, дерево, картина, дом, лес, облака, вода, клумба) — Я не вижу (те же слова).

2)Я слышу (музыка, шум, крики, песня, топот, хлопки) — Я не слышу (те же слова).

3)Коля взял (книга, ключ, вилка, перчатки, подушка, ручка, утюг) — Коля не брал (те же слова).

4)Таня нашла (пуговица, тетрадь, тапочки, часы, кольцо, браслет) — Таня не нашла (те же слова).

5)Кошка ест (мясо, рыба, масло, сметана, огурцы, редиска, лук, конфеты) — Кошка не ест (те же слова).

6)У нас есть (шкаф, ковёр, курица, лампа, цветы, собака, зеркало, рояль, вулкан, фонтан) — У нас нет (те же слова).

 

Упражнение № 7. Выбор предлога в словосочетаниях с глагольным предложным управлением (словосочетание выделено жирным шрифтом).

Задание: составить предложение, выбрав нужный предлог из скобок и поставив зависимое слово в нужный падеж.

А) Образец: Петя подошёл (к, от) (калитка). — Петя подошёл к калитке.

Примеры:

1)Собака выбежала (из, без) (дом).

2)Улитка доползла (до, к) (сучок).

3)Дверь захлопнулась (перед, за) (нос) у Пети.

4)Лента оторвалась (с, от) (шляпа).

5)Карета подъехала (до, к) (подъезд).

6)Лодка плыла (по, возле) (река).

7)Мама выглянула (у, из) (окно).

8)Ёжик пробирался (сквозь, по) (чаща).

9)Саша любит гулять (от, из, без) (зонтик).

10) Кресло стоит (от, около) (диван).

 

Б) Образец: Лампа стоит (в, на) (стол),

Примеры:

1)Зина убрала (с, из) (стол) посуду.

2)Розы растут (в, на) (клумба).

3)Катя постелила (на, за) (стол) клеенку.

4)(За, под) (окно) потемнело.

5)Петя ушибся (о, на, в) (дверь).

6)Собака пролезла (на, под, с) (забор).

7)Картина завалилась (в, на, под) (шкаф).

8)Желуди посыпались (из, с) (дуб).

9)Машина въехала (в, за) (гараж).

10) Дедушка сидит (за, под, в) (стол).

 

Упражнение № 8. Выбор предлога в словосочетаниях с глагольным предложным управлением (словосочетание выделено жирным шрифтом).

Задание: вставить пропущенный предлог в предложение. В некоторых случаях в одно и то же предложение можно вставить разные предлоги (следует перечислить все возможности).

Образец: Книги стоят... полке. — Книги стоят на полке.

Примеры:

1)Мышка сидит... шкафом.

2)Васю поставили... угол.

3)Лягушка скачет... дорожке.

4)Стулья вынесли... комнаты.

5)Коля наткнулся... дедушку.

6)Щенок притаился... вешалкой.

7)Тигр убежал... клетки.

8)Сосулька упала... крыши.

9)Мы познакомились... соседями.

10) Маша завернулась... занавеску.

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку усвоить именное и глагольное управление, расширяет словарный запас ребенка, способствует развитию его способностей к фразовой речи, а также знакомит его с одним из основных понятий синтаксиса — понятием о словосочетании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: