Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде
Употребление несклоняемых существительных
(нарушение рода)
А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р.
Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р., салями – ж.р., сулугуни – м.р.
В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури - ж.р.
Пример правильный: На дереве сидел шимпанзе. Пример ошибки: Пони катала в парке детей.
Употребление аббревиатур (нарушение рода)
МГИМО - Московский государственный институт международных отношений (м.р.) Правильно: МГИМО сообщил о результатах.
МГУ – Московский государственный университет (м.р.) Правильно: МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания.
Связь между подлежащим и сказуемым
Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом)
Пример ошибки: Аудитория долго и громко смеялись.
Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Пример ошибки: Вся семья, а особенно младшие дети, ждали (верно: ждала) наступления Нового года.
Сочетания числительного и существительного. Пример ошибки: К нам подошли (верно: подошел) сорок один человек. Выступило (верно: выступили) на концерте двадцать три актера. Уже прошли (верно: прошло) сто лет со дня рождения поэта.
Большинство предметов стояли (верно: стояло, т.к. неодуш.) на полу. Большинство учеников сдало (верно: сдали, т.к. одуш.) сочинения на проверку.
Нарушение видовременной соотнесённости
Глагольных форм
В простом предложении сказуемые должны быть одного вида одного времени.
Пример ошибки: Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. Правильно: Петр Иванович приехал на работу и зашел в кабинет.
Пример ошибки: Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание.
В сложном предложении.
Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса.
Нарушение в построении предложения
С однородными членами.
Употребление составных союзов
НЕ ТОЛЬКО …, НО И…;
КАК …, ТАК И…;
НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО…;
А) Верное продолжение союза
Пример: Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии.
Б) первая часть союза перед первым однородным членом
Пример: Мы не только побывали в Германии, но и в Австрии.
2. Два глагола в одном времени (одного вида), или глагольные формы, или отглагольные существительные (чаще 2 глагола) с общим дополнением, к которому должен задаваться один и тот же вопрос. Ошибка – разные вопросы.
Пример: Юра изучает и увлекается физикой.
Правильно: Юра любит и изучает физику.
Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения.
Пример ошибки: Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Пример ошибки: Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают.
4. Однородные члены предложения выражены одной частью речи.
Ошибка, если выражены разными формами: Катя стройна и очень красивая.
5. Однородными могут быть слова из одной логической группы. Пример ошибки: У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели.
Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Пример ошибки: Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.
Неправильное построение предложения
С косвенной речью
Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек.
1.В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Пример ошибки: Петр сказал, что я задержусь дома. Правильно: Петр сказал, что он задержится дома.
Использование кавычек: Петр сказал, что «я задержусь дома».
3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ. Пример: Анна спросила, пойдут ли они в кино. Ошибка: Анна спросила, что пойдут они в кино.
Ошибка в употреблении имени числительного
Употребление числительных полтора, полторы, полтораста.
Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. Ошибка – лишние буквы в окончании: В полуторах километрах от нас находилась деревня.
Числительные ОБА, ОБЕ
Неверное склонение. Пример ошибки: С обоими подругами мы зашли в кафе.
Собирательные числительные
Неверное употребление. Пример ошибки: Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега.
Ошибка в построении сложного предложения