ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
УТВЕРЖДАЮ | |
Зав. кафедрой философии и социологии права __________________ О.А. Музыка | |
«____»_________________2014 г. |
ФОНДЫОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Б1.Б.2 Философия
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 «Юриспруденция»
ПРОФИЛЬ «Юриспруденция»
Разработчик (и):
профессор О.А. Музыка
(занимаемая должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Таганрог
Задания для контрольной работы
(ОК-1,2,3,4,8,9)
1. Обоснуйте, в чем состоит различие и сходство между философией и религией, философией и наукой.
2. Какая философская система и почему наиболее привлекательна для Вас?
3. Раскройте, в чем смысл высказывания, что Кант совершил коперниковский переворот в философии.
4. Дайте сравнительный анализ понятий «теизм», «деизм», «пантеизм», «атеизм».
5. «Мы встречаемся с двумя главными, равно друг от друга отличающимися понятиями о философии: по первому философия есть только теория, есть дело только школы, по второму она есть более, чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже школы. По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение». Прокомментируйте приведенные В.С. Соловьевым два представления о философии. Как Ваше мнение о предназначении философии?
|
6. Сравните рационализм Спинозы и Декарта. Выявите, в чём сходство и различие их философских систем.
7. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытиём растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но и необходимы друг другу. И только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Прокомментируйте это высказывание Гегеля. О чём здесь идёт речь?
8. Раскройте, в чем состоит различие в представлениях о Боге в античной и средневековой философии?
9. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Обоснуйте свой ответ.
10. Раскройте, в чем состоит существенное различие в ценностных ориентациях древнеиндийской и древнекитайской философии?
11. Прокомментируйте высказывание Платона, подтвердите или опровергните его: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть». (Платон. «Государство»).
12. Сравните понятия «религия» и «теология», выявите их сходство и различие.
13. Какова роль философии в современном мире.
|
14. Раскройте, как совершался в древнегреческой философии переход от физического к философскому пониманию категории «бытие»?
15. Выявите гуманистическое содержание в учении буддизма.
Тематика научно-исследовательской работы
(ОК-1,2,3,4,8,9)
1. Мифология как исторический тип мировоззрения
2. Философия и языкознание
3. Человек и космос в античной философии
4. Проблема разума и веры в средневековой философии
5. Пантеизм Дж. Бруно
6. Ф.Бэкон и Р.Декарт о методах познания
7. Французские материалисты 18 в. об обществе
8. Историческое призвание России в русской религиозной философии
9. Проблема субстанции и материи в классической философии
10. Социальная форма движения материи, её специфика и сущность
11. Системный подход в научном познании
12. Основные закономерности взаимосвязи необходимости и случайности в теоретической и практической деятельности человека
13. Сознание как высшая форма отражения действительности
14. Соотношение биологического и социального в происхождении сознания
15. Творческая активность сознания
16. Сознание и искусственный интеллект
17. Истина, заблуждение, вера
18. Научное предвидение и прогнозирование
19. Проблема и проблемная ситуация в науке и в обучении
20. Природная среда и её роль в истории общества
21. Экология и проблема ответственности
22. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем
23. Теоретические модели общества
24. Деятельность как всеобщий способ существования социального
25. Материальное и идеальное в обществе
26. Соотношение цели и средств в социально-исторической практике
|
27. Свобода и ответственность
28. Студенчество как субъект
29. Образование в системе духовного производства
30. Роль искусства в формировании личности
31. Актуальные проблемы нравственного воспитания
32. Мораль и религия
33. Мораль и наука
34. Мораль и политика
35. Правовое государство и гражданское общество
36. Я и моя свобода: свобода выбора и свободный выбор
37. Традиции и новаторство в современной культуре
38. Восток и Запад в их культурном взаимодействии
39. Роль культуры в решении глобальных проблем современности
40. Философское понимание взаимодействия культуры и цивилизации
41. Аксиология и современность
42. Свобода как ценность
43. Духовный мир личности и ценностные ориентации
44. Конкретно-историческая обусловленность отношения общества к человеку с точки зрения аксиологии
Контрольные вопросы к экзамену
(ОК-1,2,3,4,8,9)
1. Понятие и предмет философии.
2. Мировоззрение и философия.
3. Классификация и типология философских систем
4. Генезис и развитие философии. Исторические типы философии.
5. Философия Востока.
6. Философия Античности.
7. Философские учения Сократа и Платона.
8. Философия Аристотеля.
9. Философия Средних веков.
10. Философия эпохи Возрождения.
11. Философия Нового времени.
12. Философия жизни и экзистенциализм.
13. Немецкая классическая философия.
14. Формирование и развитие философии марксизма.
15. Позитивизм.
16. Феноменология и психоанализ.
17. Герменевтика.
18. Структурализм и постмодернизм.
19. Русская философия: основные направления и особенности развития.
20. Понятие бытия и его значение в философии.
21. Материя как объективная реальность. Материя и бытие.
22. Пространство, время. Движение и развитие
23. Сознание, его структура. Сознание и самосознание.
24. Проблема познания в истории философии
25. Познание: его возможности и границы.
26. Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики.
27. Основные принципы, категории и законы диалектики.
28. Диалектика и синергетика.
29. Методы и формы научного познания.
30. Философия науки. Модели развития научного знания.
31. Динамика научного знания: основные подходы.
32. Общеметодологические подходы и концепции в научном познании: системный подход, феноменологический подход, синергетика, герменевтика.
33. Научные революции и смена типов рациональности.
34. Феномен человека в системе философского знания.
35. Основы философской антропологии.
36. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества.
37. Взаимодействие природы и общества. Природные предпосылки исторического развития общества.
38. Понятие и структура духовной жизни общества.
39. Социальная философия и общественные науки. Формы исторического развития. Эволюция и революция.
40. Философия культуры и её специфика. Структура культуры и её основные элементы.