Индивидуальные домашние задания




(ОК-1,2,3,4,8,9)

 

Вопросы и творческие задания к теме «Значение философии в жизни человека и общества»

1. Объясните, почему вопрос об отношении мышления к бытию считается основным вопросом философии.

2. Назовите общие черты и различия между объективным и субъективным идеализмом.

3. В чем разница между метафизическим и диалектическим видением мира?

4. Выберите правильный, с вашей точки зрения, ответ или сформулируйте свой: философия-это...

a) наука

b) мировоззрение

c) стиль мышления

d) потребность души

e) ___________.

5. Как вы понимаете высказывание И.В. Гёте о том, что «каждому возрасту человека соответствует известная философия»?

6. Установите соответствие между понятиями и их «расшифровкой»:

 

гносеология отрицание познаваемости мира
онтология учение о развитии
диалектика учение о формах правильного мышления
логика учение о познании
агностицизм учение о бытии

 

7. Сравните основные исторические типы мировоззрения и заполните таблицу

 

наименование мифология религия Философия
       
Объект      
Способ описания      
Соотношение уравнений (мироощущение, мировосприятие, миропонимание)      
Время возникновения      

 

8. Проанализируйте следующие высказывания:

«...Рассмотрение почти всей философии предрасполагает к познанию бога» (Фома Аквинский);

«Философия, т.е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т.е. соборным, т.е. церковным... Лишь церковная философия в силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла, личности и мирового смысла...» (Н.А. Бердяев);

 

9. Если следующие феномены культуры обозначить кругами, то какое место среди них будет занимать философия?

(Дорисуйте схему)

 

10. Восполните недостающие элементы в традиционной схеме философского знания

 

 

11. Кому из философов (или философских направлений) могут принадлежать следующие определение предмета философии:

– Философия – это наука и наиболее общих законах развития природы, общества и познания –?

– Философия – это наука о всеобщем –?

– Философия – это не наука, а деятельность по анализу языка –?

 

12. Впишите в таблицу конкретные примеры связующих функций философии

 

Методологическая функция Гносеологическая функция Критическая функция
     
     
     

 

Вопросы и творческие задания к теме

«Исторические типы философии. Возникновение философии на Востоке. Античная философия»

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое мировоззрение?

2. Какова структура мировоззрения?

3. Назовите и охарактеризуйте основные исторические типы мировоззрения?

4. Охарактеризуйте известные вам отрасли философского знания?

5. Что такое парадигма?

6. Что является предметом философии?

7. В чем состоит специфика философского познания?

8. Материализм и его основные формы

9. Идеализм и его формы.

10. Что такое агностицизм?

11. Охарактеризуйте противоположность метафизики и диалектики.

12. Что такое гносеогенная концепция происхождения философии и в чем ее недостатки?

13. В чем Вы видите несостоятельность мифогенной концепции происхождения философии?

14. Почему философия не есть "наука всех наук"?

Темы НИР или рефератов:

1. Учение Платона об обществе и государстве.

2. Проблема души и тела в философии Платона и Аристотеля.

3. Шри Ауровиндо о йоге и ее целях.

4. История буддизма.

 

Вопросы и задания:

1. Сравните правильность философской проблематики в древних цивилизациях – Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.

2. Объясните, почему философия Сократа получила название «этический рационализм».

3. Что общего и каковы различия между философскими концепциями Сократа, Платона, Аристотеля?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте духовные предпосылки философии.

2. Что представляет собой предфилософия?

3. Каковы социокультурные условия возникновения философии?

4. В чем особенности китайской философии?

5. Кто считается основоположником китайской философии?

6. В чем состояли основные идеи конфуцианства?

7. Какое влияние оказало конфуцианство на общественную жизнь Китая?

8. Даосизм и его учение о законах мироздания.

9. Этико – политический идеал даосов.

10. Общая характеристика древнеиндийской философии.

11. Основные направления древнегреческой философии.

12. Милетская школа и ее основные представители.

13. Основные идеи философии Гераклита.

14. Этическая философия Сократа.

15. Проблемы бытия и познания в философии Платона.

16. Этико – политическое учение Платона.

17. Основные положения философии Аристотеля.

Вопросы и творческие задания к теме

«Философия средневековья и Возрождения»

Вопросы и творческие задания

1. Объясните, почему христианизация Рима была исторической необходимостью.

2. Какова разница в статусе философии и философа в античности и в средние века?

3. Найдите общие черты и отличия античной и средневековой философии.

4. Выберите имена философов, которые относятся к средневековью:

Платон, Августин, Фома Аквинский, Гераклит, Спиноза, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Дамаскин, Боэций.

5. Напишите положительные и отрицательные стороны схоластики:

 

Положительные Отрицательные
   

 

6. В чем сходство и в чем различия в понимании материи и формы Аристотелем и Фомой Аквинским?

7. В средние века велись жаркие споры между реалистами и номиналистами о природе общих понятий. Вам предлагается два высказывания. Определите, какое из них относится к номинализму, а какое – к реализму.

– универсалии, т.е. всеобщие понятия, существуют реально и независимо от сознания;

– универсалии являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда происходила христианизация Рима?

2. Каковы причины перехода от язычества к христианству?

3. Что такое патристика?

4. В чем состояли основные идеи физики Августина?

5. Гносеология Августина.

6. Этико-политическое учение Августина.

7. Августин об историческом процессе.

8. Что такое схоластика?

9. Назовите основные понятия онтологической концепции Фомы Аквинского.

10. Антропологические взгляды Аквинского.

11. Фома Аквинский о познании и соотношении воли и разума.

12. Социально-политические взгляды Фомы.

13. Номинализм и реализм – две противоположности средневековой схоластики.

14. Назовите отличительные черты европейского Возрождения.

15. Что такое пантеизм и какие разновидности его существуют.

 

Вопросы и творческие задания к теме

«Философия Нового времени»

Вопросы и творческие задания:

1. Назовите характерные черты эпохи Нового времени. Как они повлияли на характер философских воззрений?

2. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить распространение деизма и пантеизма в Новое время?

3. Почему материалистические концепции Нового времени носили печать механицизма и метафизики?

4. В чем принципиальное отличие философии Нового времени от средневековой философии? Сравните философские парадигмы двух эпох и заполните таблицу:

 

  Средние века Новое время
1. 2. 3. 4. Онтология Гносеология Философская антропология Социальная философия      

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите хронологические рамки эпохи Нового времени.

2. Назовите три основные формы, которые отражали духовные изменения в жизни общества в Новое время.

3. Назовите условия, способствовавшие развитию естественных наук.

4. Охарактеризуйте уровень развития естествознания в XV – XVIII веках.

5. Назовите характерные черты философии Нового времени.

 

 

Вопросы и творческие задания к теме

«Немецкая классическая философия»

Вопросы и творческие задания.

1. В чём заключается непоследовательность философии Канта?

2. Установите соответствие между:

 

И. Кант материализм
Г.В.Ф. Гегель субъективный идеализм, агностицизм
Л. Фейербах объективный идеализм

 

3. Чем Фейербах отличается от всех других представителей немецкой классической философии?

4. Объясните, почему материализм Фейербаха является антропологическим.

5. Найдите ошибки в критике Фейербахом Гегеля.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чём состоит суть гносеологической концепции И. Канта?

2. Какие онтологические выводы делает из своей гносеологии Кант?

3. В чём Кант видел проявление активности рассудка?

4. Философия истории Иммануила Канта.

5. Что является основной проблемой человеческого рода, с точки зрения Канта?

6. Каков социальный идеал Канта?

7. Три формы существования абсолютной идеи в философии Гегеля.

8. Учение Гегеля о чистых логических сущностях.

9. Основные законы диалектики.

10. Гегелевское понимание природы.

11. Гегель о субъективном духе.

12. Онтологические взгляды Фейербаха.

13. Учение Фейербаха о познании.

 

Вопросы и творческие задания к теме

«Формирование и развитие философии марксизма»

Вопросы и творческие задания:

1. Найдите связь между немецкой классической философией и философией марксизма.

2. Проведите сравнительный анализ гегелевской диалектики и диалектики К. Маркса.

3. В чем принципиальная новизна философии марксизма?

4. Какие отношения в обществе К. Маркс назвал материальными и почему?

5. Подумайте и объясните, почему русская Октябрьская революция 1917 года не соответствовала социальной теории Маркса?

6. К. Маркс считал, что ситуацию отчуждения в обществе можно преодолеть, ликвидировав частную собственность. В нашей стране в советское время частная собственность была уничтожена. Было ли преодолено отчуждение? Ответ обоснуйте.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте краткую характеристику исторической эпохи возникновения марксизма.

2. Какие философские позиции занимали К. Маркс и Ф. Энгельс в начале своей теоретической деятельности?

3. Какие достижения немецкой классической философии исполь-зовал Маркс в своей философской концепции?

4. В чем сущность материалистического понимания истории?

5. Что такое общественно-экономическая формация?

6. Как происходит смена общественно-экономических формаций?

7. Охарактеризуйте марксово понимание отчуждения.

8. Какие пути преодоления отчуждения намечал К. Маркс?

 

Вопросы и творческие задания к теме

«Русская философия конца XIX – начала XX в.».

Темы НИР, докладов и рекомендуемая литература:

1. Н. Бердяев о русской революции.

- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Гл. VI.

- Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

2. Трагедия интеллигенции (по статьям Г.П. Федотова и П.Б. Струве).

- Струве П.Б. Интеллигенция и революция / Вехи. М., 1991.

- Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции / О России и русской философской культуре. М., 1990.

3. О русском правосознании.

- Кистяковский Б.А. В защиту права / Вехи. М., 1991.

- Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции / Из глубины. М., 1991.

4. Судьба России: революция, культура, будущее.

- Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? / О России и русской философской культуре. М., 1990.

- Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи / Из глубины. М., 1991.

- Изгоев А.С. Социализм, культура и большевизм / Из глубины. М., 1991.

 

Темы НИР, рефератов и рекомендуемая литература:

1. М. Бакунин. Государственность и анархия.

- Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989.

- Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М., 1992. Гл. VIII.

2. П. Кропоткин о государстве и его роли в истории.

- Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.

3. Н. Федоров и Н. Данилевский об истории и государстве.

- Семенова С. Николай Федоров. Жизнь и творчество. М., 1990. Разд. 2. Гл. V.

4. Русские мыслители о русской идее.

- Русская идея. М., 1992. (Вл. Соловьев, В. Иванов, И.А. Ильин)

5. Духовные силы в жизни русского народа.

- Русские философы. Антология. М., 1993. С. 33 (Арсеньев); С. 110 (Булгаков).

- Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1993.

6. Россия и свобода.

- Мыслители русского зарубежья. М., 1992. С.418 (Г. Федотов).

7. Русские мыслители об истоках русской революции.

- Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М., 1992. Гл. XXI.

8. Проблема цели и средств русской революции.

- Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М., 1992. Гл. XXII.

 

Вопросы и творческие задания:

1. Проведите сравнительный анализ философии Древнего Востока, Древней Греции и Древней Руси:

 

  Древний Восток Древняя Греция Древняя Русь
1. Время возникновения      
2.Основные проблемы      
3. Форма существования      

 

2. С какими восточными школами перекликается проблематика древнерусской философии?

3. В чем, с вашей точки зрения, заключаются причины существования европоцентристской концепции возникновения русской философии?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины своеобразного отношения к истории русской философии в 20-е – 60-е годы?

2. Расскажите о духовной атмосфере российского общества в 20 – 30-х годах XX столетия?

3. Когда и в связи с чем изменяется отношение к изучению русского философского наследия?

4. Какие имена и философские направления входят в программу по истории русской философии с 1938 года?

5. К какому времени относится возникновение философии на Руси?

6. В чем суть европоцентристской точки зрения на происхождение русской философии?

7. В чем специфика русской средневековой философии?

8. Кого на Руси называли философами?

9. В каких формах существовала философия в Древней Руси?

10. В чем состоит характерная особенность духовной жизни России в последние десятилетия?

11. Каковы особенности философии русского зарубежья?

12. Николай Бердяев: эволюция взглядов, основные идеи философской концепции.

13. Н.О. Лосский об основных принципах организации общества.

14. «Христианский реализм» С.Л. Франка.

15. Что такое евразийство?

16. В чем суть исторической концепции евразийства?

17. Какие проблемы, поставленные евразийцами, актуальны для современности?

 

Вопросы и творческие задания к теме

«Современная философия»

Вопросы для самоконтроля:

1. Какая связь между иррационализмом и «философией жизни».

2. Кто автор учения о «сверхчеловеке» и в чем положительный смысл этого учения.

3. Основное понятие феноменологии.

4. В чем суть экзистенциальных религиозных и атеистических идей.

5. Сциентизм и позитивизм.

6. Как связана герменевтика с позитивизмом и неопозитивизмом.

7. Назовите и обоснуйте фундаментальное понятие герменевтики.

8. В чем суть философской герменевтики.

9. Назовите основные школы философии науки.

10. Аналитическая философия и неопозитивизм.

11. Составьте сводную таблицу основных направлений современно сциентистской и антисциентистской философии.

Вопросы и творческие задания к теме

«Бытие и материя»

Вопросы и творческие задания.

1. Что такое философское понятие бытия.

2. Что в философии понимают под «материальным» и «идеальным».

3. В чем суть проблемы бытия.

4. Что главное в понятии материя – то, что соотносится с эти-мологией слова вещественный или то, что составляет основной смысл его – быть объективной реальностью?

5. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «субстанция»? Объясните почему.

6. Покажите на историко-философском материале как философское понимание материи связано с уровнем развития естественных наук.

7. Революция в естествознании конца XIX в. начале XX в. опровергла следующие свойства, приписываемые материи (ненужное зачеркнуть):

· структурность;

· неделимость;

· упорядоченность;

· непроницаемость;

· неизменность;

· неисчерпаемость.

8. Сравните субстанциональную и реляционную концепции пространства-времени и заполните таблицу:

 

Свойства пространства

 

В субстанциональной концепции В реляционной концепции

 

9. Распределите перечисленные ниже процессы по трем классам движения:

теплота, обмен веществ, взаимопревращение молекул, производственные отношения, звук, телефонный разговор, радиоактивные излучения, информационное отражение, война, деление клетки, кристаллизация.

10. В чем, с вашей точки зрения, состоит атрибутивность пространства-времени и движения?

 

Проанализируйте следующие высказывания:

«Но чем бы ни могла оказаться материя, я смело называю ее материей, как я именую моих знакомых Смитом и Джемсом, хотя не знаю их секретов».

Джорж Сантаяна

 

«Реальное бытие не может быть непосредственно воспринято т.к. мы всегда остаемся в сфере нашего познания. Но мы в тоже время непосредственно уверены в том, что познание относится к бытию, и это противоречие оказывается источником многочисленных апорий и парадоксов теории познания. Их можно резюмировать так: «тезис: сознание должно выходить за свои пределы, поскольку оно схватывает нечто вне себя, т.е. поскольку оно – познающее сознание. Антитезис: сознание не может выйти за свои пределы, поскольку оно может схватывать только свои содержания, т.е. поскольку оно познающее сознание. Противоречие налицо...»

Николай Гартман

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятия: дуализм, плюрализм, монизм.

2. Что такое субстанция?

3. В чем суть субстратного понимания материи?

4. Как повлияла на философское понимание материи последняя революция в естествознании?

5. Дайте ленинское определение материи.

6. Что такое атрибут.

7. Что понимают под неисчерпаемостью материи?

8. Каково строение материи с точки зрения современной науки?

9. Дайте понятие экстенсивной и интенсивной бесконечности материи.

10. Как изменились представления о пространстве и времени в истории науки и философии?

11. Дайте общие определения пространства и времени.

12. Какое значение имела теория относительности А. Эйнштейна для понимания пространства и времени.

13. Как вы понимаете четырехмерность материального мира?

14. Приведите примеры различных видов пространства-времени.

15. Дайте понятие движения.

16. Каково соотношение покоя и движения?

17. Назовите свойства движения.

18. Каково соотношение покоя и движения?

19. Что является основой для выделения различных форм движения?

20. На какие классы можно подразделить формы движения? Приведите примеры движения из различных классов.

21. Охарактеризуйте особенности биологической формы движения.

22. Что такое уровни организации материи.

23. Назовите атрибуты материи.

24. Сопоставьте понятие материя и понятие субстанция.

Вопросы и творческие задания к теме

«Диалектика как учение о развитии»

Вопросы и творческие задания:

1. Выскажите свое отношение к следующему суждению: «В огромных масштабах Вселенной отсутствует вообще всякая структура. Структурированность характерна только для сравнительно небольших материальных образований».

 

2. Заполните таблицу, используя примеры систем, приложенные ниже: автомобиль, общество, молекула, кирпич, горная система, человек, живая природа, часы, кислород, груда камней, планета, пассажиры автобуса, телевизор, таганрогский государственный педагогический институт, футбольная команда, яблоня, продовольственный склад, ректорат, Солнечная система.

 

Суммативные системы     Целостные системы
органические неорганические
функцио- нальные нефункцио- нальные

 

3. Найдите ошибку в следующем высказывании: «Развитие – это целенаправленное накопление информации, с последующим ее осознанием».

4. Чем принципиально отличаются друг от друга процессы индивидуального и исторического развития живых организмов?

5. Являются ли с вашей точки зрения тождественными понятия «прогресс» и «развитие»?

6. Какое направление развития может привести систему к «тупику»?

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните, почему системность является атрибутом материи?

2. Что такое структурность материального бытия?

3. Определите понятие «система».

4. Что такое элемент системы?

5. Дайте понятие структуры.

6. Что определяет качество систем: элемент или структура? Объясните почему.

7. Какие бывают типы систем? Приведите примеры.

8. Какие системы обладают способностью развития?

9. Что такое развитие?

10. Объясните понятие гомеостазиса.

11. В чем состоит сущность процесса развития?

12. Объясните механизм саморазвития.

13. Назовите три аспекта рассмотрения процесса развития.

14. Что такое направленность развития?

15. Назовите основные типы и формы развития.

16. Назовите условия взаимоперехода различных форм развития

17. Определите понятие целесообразности.

18. Объясните два аспекта понятия «цель».

19. Что такое телеономия?

Вопросы и творческие задания к теме

«Проблема сознания»

Вопросы и творческие задания:

1. Докажите, что отражение является атрибутивным свойством материи.

2. Приведите примеры, которые показывают, что раздражимость является активной формой отражения и выполняет функцию адаптации.

3. Объясните, почему ощущения называются субъективным образом объективного мира?

4. Ниже приведены примеры различных форм отражения. В каждом столбике найдите и зачеркните «лишние» примеры:

следы на песке боль от укола

превращение воды в пар покраснение кожи при ожоге

замерзание рек повышение температуры при болезни

отражение в зеркале адаптация первокурсников в ВУЗе

замерзание рук след чернил на бумаге

сбрасывание листвы адаптация живых организмов в среде обитания

5. Могут ли животные мыслить? Если да, то чем отличается их мышление от мышления человека?

6. Какая связь существует между прямохождением и возникновением сознания.

Вопросы и творческие задания к теме

«Познание: его возможности и границы»

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенности познавательной деятельности человека на ранних ступенях развития общества?

2. В чем проявляется взаимосвязь познавательной и практической деятельности?

3. Что такое духовная деятельность? Приведите примеры.

4. Какую практическую деятельность называют практической?

5. Назовите общие ступени познания.

Вопросы и творческие задания к теме

«Основы философской антропологии»

Вопросы и творческие задания:

1. Объясните смысл понятия «человечество»:

Первая версия (в основе ареал – почему?) –

– человечество существовало всегда, поскольку на земле жили разные народы.

например, «эллины» – «варвары»; «европейское человечество» Ф.Ницше.

Вторая версия (возможно, первая по времени возникновения(?) и по существу мифологема - почему?) –

– человечество, как некая общая судьба, источник которой восходят к глубочайшей древности, к доисторическим временам.

Третья версия – историческое понимание человечества как единства, которое сложилось постепенно, в определенное историческое время, то есть народы постепенно входят в человечество.

Вместе с тем неоднократно высказывалась такая мысль, альтернативная трем версиям, – понятие человечества вообще бессодержательно, поскольку никакой реальности оно не выражает. Человеческий род разделен социально-культурными барьерами.

При изучении третьей и альтернативной версии понятия «человечество» следует обратиться к произведениям В.С. Соловьева и Н.П. Данилевского.

 

2. Проанализируйте высказывание:

Человек — особый род сущего, субъект социального процесса, творец культуры, исторического развития.

3. Обоснуйте «сильные» и «слабые» моменты доказательства связи свободы и творчества у Н.А.Бердяева.

Н.А.Бердяев подчеркивал: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный человек способен творить…

Творческий акт всегда освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания,не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством».

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем смысл учения о человеке?

2. Что такое философская антропология.

3. Объясните суть концепций антропогенеза.

4. Сущность природного и общественного в человеке.

5. Основная проблема для человека.

6. Назовите основные характеристики человеческого существования.

Вопросы и творческие задания к теме

«Человек и общество»

Вопросы и творческие задания:

1. Определите тип отношений:

– мать ребенок

– учитель ученики

– руководитель

– предприятия работники

– партия народ

– судья подсудимый

2. Сопоставьте три типа проявления творческой личности: гениальность, талантливость, одаренность.

3.Сопоставьте понятия «творчество» и «деятельность». Выявите общее и различное в них.

4. Определите соответствие терминов в науках – философия, политика, этика – сути понятию «свобода»:

1) порядок;

2) необходимость;

3) ответственность;

4) преодоление

5. Приведите примеры из любой сферы общественной жизни, которые позволили бы разграничить понятия свободы, вседозволенности и раскрепощенности.

6. Как вы понимаете высказывание:

Свобода начинается именно там, где я сознательно ограничиваю себя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Деятельность и творчество, их взаимосвязь и определяющий характер в человеческой жизни.

3. Человек и свобода.

4. Философское понимание свободы.

5. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

 

Вопросы и творческие задания к теме

«Проблема человеческого бытия в культуре»

Вопросы и творческие задания:

1. Выберите правильный, с Вашей точки зрения, ответ:

В философском смысле культура – это

– умение вести себя в обществе;

– обработка земли;

– совокупность духовных ценностей общества;

– способ жизнедеятельности человека и общества;

– нравственные идеалы и соблюдение нравственных норм, принятых в данном обществе;

– материальные ценности общества.

2. Объясните взаимосвязь понятий «духовность» и «культура».

3. Сравните светское и религиозное понимание духовности, найдите общие черты и различия.

4. Дайте сравнительную характеристику восточного и западного типов культуры.

5. Заполните сравнительную таблицу:

 

Тип культур Элементы Примеры Значения
1. Элитарная      
2. Массовая      

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть понятия «культура».

2. Назовите отличия культуры и цивилизации.

3. Что есть антикультура.

4. Что такое массовая культура и элитарная культура.

5. Культурные традиции: Восток – Запад.

Вопросы и творческие задания к теме

«Философский анализ общества»

Вопросы и творческие задания:

1. Выберите правильный ответ:

общество в философском понимании – это…

– круг общения человека;

– группа людей, объединённая по интересам или профессиональным занятиям;

– часть объективной реальности, имеющая свои черты,

закономерности функционирования и развития;

– этап исторического развития человечества;

– население одной или нескольких стран.

2. Вспомните, что такое система, какие бывают типы систем и определите, к какому из них относится общество.

3. Назовите основные направления системного исследования общества.

4. Является ли верным, с вашей точки зрения, следующие высказывания: «Природа и общество – две различные формы бытия, Вечные во времени и бесконечные в пространстве»?

5. Выберите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют формационный подход к истории, а какие – цивилизационный:

1) основой общества считаются материальные, производственные отношения;

2) исторический процесс рассматривается как переход от низшего к высшему через резкие качественные скачки, социальные революции;

3) ядром общества считается культура, в центре которой находятся духовные ценности и идеалы;

4) история рассматривается как непрерывная эволюция;

5) историческое развитие представляется как однонаправленный процесс;

6) в истории общества предполагается многовариантность путей развития.

1. Найдите плюсы и минусы в формационной концепции истории.

2. Какова, с вашей точки зрения, направленность исторического процесса? Выберите нужное или напишите своё:

– общество с развитием цивилизации деградирует: оно идёт от «золотого» века к «серебряному», а от него – к «железному»;

– ход истории цикличен: различные общества многократно проходят замкнутые циклы зарождения, подъёмы, упадка и гибели;

– история – это поступательное развитие общества по восходящей линии

– другое ___________________________________________.

8. Что, по-вашему, может быть критерием общественного прогресса:

– вобода личности;

– уровень развития производительных сил;

– развитие техники.

Объясните, почему вы выбрали именно этот критерий.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое социальная философия?

2. Дайте понятие общества.

3. Назовите аспекты изучения общества социальной философии.

4. Что понимают под природой?

5. Какова основная проблема современного взаимодействия общества и природы?

6. Назовите основные типы исторического взаимодействия общества с природой?

7. В чём суть формационной концепции развития?

8. Чем отличаются цивилизационный подход к истории от формационного?

9. Что такое цивилизация и каковы её элементы?

10. Какие существуют концепции направленности исторического развития?

11. Понятие о смысле и цели истории?

12. Проблема освобождения человека и её аспекты?

 

 

Тестовые задания

(ОК-1,2,3,4,8,9)

стандарт

 

Вариант 1

1. В чем специфика философского знания?

2. Назовите основные исторические этапы развития европейской философии.

3. В чем главный смысл философского понятия «бытие»?

4. Что есть диалектика?

5. Какова сущность человека.

6. Что понимается под сознанием в современной диалектико-материалистической философии.

7. Главная особенность философского понятия «общество».

8. Что такое нравственные ценности.

9. Что выступает основой познания.

10. В чем особенность философской картины мира.

Варианты ответов на вопросы:

1. а/ это элитарное знание;

б/ это научное теоретическое знание;

в/ это научное, теоретическое и духовно-практичекое знание (ценностное);

 

2. а/ философия рабовладения, феодализма, капитализма;

б/ античная, средневековая, возрожденческая, нововременная, просвещенческая, немецкая классическая философия и философия иррационализма XIX – нач. XX вв.;

современная философия.

в/ этапы исторического развития европейской философии весьма условны и имеют гносеологические основания.

 

3. а/ бытие – это смысл всего;

б/ бытие – это то, что открывается разуму человека;

в/ бытие – это сосуществование материального и идеального;

 

4. а/ диалектика – это метод познания;

б/ диалектика – это учение о развитии;

в/ диалектика – есть учение о всеобщем развитии природы, общества и мышления.

 

5. а/ сущность человека в его биологической природе;

б/ сущность человека биосоциальна;

в/ сущность человека социальна.

 

6. а/ сущность сознания в отражаемости им мира;

б/ сущность сознания скрыта от сознания;

в/ сущность сознания открывается человеку через его предметно-практическую, преобразующую деятельность т.к. она надындивидуально.

 

7. а/ общество – есть сумма человеческих индивидов (интегративное единство);

б/ общество – есть особая часть природного мира, саморазвивающаяся система человеческих (социальных) отношений на основе реализации потребностей людей в духовных и материальных благах.

в/ общество – есть совокупность классов и социальных групп.

8. а/ нравственные ценности – это химера, их не существует;

б/ нравственные ценности – это добро, справедливость, счастье, любовь, смысл жизни;

в/ нравственные ценности – полезность (утилитарность), «содействие наибольшему частью для наибольшего числа людей».

 

9. а/ основой познания являются знания;

б/ основой познания выступают цели познания;

в/ основой познания является практика в широком смысле слова.

 

10. а/ она весьма абстрактна;

б/ философская картина мира научна;

в/ философская картина мира имеет человеческий, субъективный фактор, связанный с ценностными его ориентациями.

 

 

Вариант 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: