Педагогическая характеристика
(заполняется воспитателем)
_______________________________________________________________________________________
(официальное название учреждения, ведомственная принадлежность) направляет__________________________________________ «____» _______ ____ года рождения,
(фамилия, имя ребенка)
проживающего ________________________________________________________________________
(адрес постоянного места жительства)
на обследование в ПМПК в связи с ________________________________________________________
(указываются конкретные показания к направлению ребенка в ПМПК)
1.С какого времени посещает детский сад _________________________________________________
2.Посещал ли детские учреждения до поступления в детский сад______________________________
3. Какой язык является основным в семье___________________________________________________
4. Как протекала речевая адаптация:
§ Не разговаривал со взрослыми (как долго?) ___________________________________________
§ Не разговаривал с детьми (как долго?) ______________________________________________
§ Не выполнял словесную инструкцию воспитателя (как долго?) _________________________
§ Речевой контакт строго избирательный ______________________________________________
§ Сразу вступил в речевой контакт с взрослыми и детьми группы _________________________
5. Уровень развития общей и мелкой моторики (нужное подчеркнуть):
§ Ведущая рука: левая / правая
§ Навыки работы с карандашом и манипуляции с предметами: не выполняет / не сформированы / недостаточно развиты / сформированы в соответствии с возрастом
§ Объём движений (амплитуда): объем ограничен / полный
§ Переключаемость: крайне затрудненная / замедленная / своевременная
§ Движения: нескоординированные / неточные, слабые / точные, координированные
6. Игровая деятельность (нужное подчеркнуть):
§ Владеет игровыми навыками: игры-манипуляции с предметами / подвижные игры / игры с правилами / конструктивные / сюжетно-ролевые / игры-драматизации / дидактические игры
§ Продолжительность и характер игровой деятельности: продолжительные, не продолжительные / разнообразные, однообразные / требуется, не требуется дополнительная стимуляция / взаимодействует, не взаимодействует с другими детьми / речевая активность в игре: высокая, недостаточная, низкая
7. Достижения воспитанника в социально-личностном и речевом развитии:
Познавательный интерес: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Запас общих представлений: ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
В НОД в области развития речи демонстрирует:
Описание предмета: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Пересказ и составление рассказов (в соответствии с возрастом): _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заучивание и декламация стихов (нужное подчеркнуть): не может запомнить и повторить текст / запоминает текст, но повторяет только сопряженно с воспитателем / запоминает и декламирует стихи в группе, но не может демонстрировать на публике / легко заучивает и декламирует стихи
Воспитатель_____________________________ ________________
Заведующий МАДОУ_____________________ ________________
«___» _____________ 20 г. (подпись)
Приложение 3
Методические рекомендации
к заполнению характеристики воспитателем
Педагогическая характеристика ребенка с речевыми нарушениями, направляемого в ПМПК, заполняется воспитателем и содержит сведения о речевом и моторном развитии дошкольника, об уровне развития игровой и познавательной деятельности. Эти данные в совокупности с логопедическим представлением позволят определить коррекционно-образовательный маршрут.
Педагогическая характеристика включает:
Общие данные, которые позволяют определить, проводилось ли ранее коррекционно-педагогическое воздействие, присутствуют ли в семье факторы, осложняющие речевое развитие ребенка (наличие в семье двуязычия и т.д.), не влияют ли на его речевые показатели психологические факторы.
Уровень развития общей и мелкой моторики. Раздел содержит данные о состоянии общей и мелкой моторики, который заполняется с ориентировкой на возрастные особенности развития.
Для определения состояния общей моторики в соответствии с возрастом рекомендуются следующие пробы и упражнения, выполняемые ребенком самостоятельно, по словесной инструкции или совместно с воспитателем:
4 года:
ü Прыгать на двух ногах без поддержки.
ü Прыгнуть в длину с места.
ü Топать ногами и хлопать руками одновременно.
ü Бросить мяч от груди.
ü Поймать мяч.
5 лет:
К перечисленным выше упражнениям добавляются:
ü Прыгать на левой ноге, на правой ноге.
ü Бросить мяч из-за головы.
ü Перепрыгнуть через небольшую игрушку.
6 лет;
Ко всем перечисленным выше упражнениям добавляются:
ü Подбросить и поймать мяч.
Для определения состояния ручной моторики рекомендуются следующие пробы и упражнения:
4 года:
ü Сложить в кольцо по очереди большой палец с каждым пальцем на
правой руке. Повторить левой рукой.
ü Поочередно сгибать и разгибать пальцы на правой и левой руке.
ü Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой
выпрямлены; и наоборот.
ü Нарисовать по образцу вслед за воспитателем горизонтальную,
вертикальную линии, круги.
ü Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
ü Переложить мелкие предметы из одной руки в другую.
5 лет:
ü Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой,
левой руки, обеих рук.
ü «Игра на рояле» ведущей рукой.
ü Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
ü Нарисовать по образцу вслед за воспитателем прямую, ломаную,
замкнутую линии, человека.
ü Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
ü Завязать и развязать шнурки (бант).
6 лет:
ü Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой,
левой руки, обеих рук.
ü Поместить указательный палец на средний и наоборот на правой,
левой руке.
ü «Игра на рояле» правой и левой рукой.
ü Проба «кулак – ребро – ладонь» правой и левой рукой.
ü Нарисовать по образцу вслед за воспитателем прямую, ломаную,
замкнутую, волнистую линии, человека.
ü Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
ü Завязать и развязать шнурки (бант).
ü Выполнить ножницами прямой и косой разрезы, вырезать фигуру
среднего размера.
Развитие игровой деятельности. Данный раздел представляет информацию об уровне развития игровой деятельности дошкольника, отражая при этом качественные показатели: уровень сложности игровой деятельности, её продолжительность и характер.
Достижения воспитанника в образовательной деятельности, социально-личностном и речевом развитии. В разделе отражаются данные анализа образовательной деятельности с учетом освоения ребенком основной образовательной программы ДОУ: познавательный интерес, запас общих представлений, уровень развития речевых и коммуникативных качеств ребенка.
В области развития речи воспитатель, в соответствии с возрастом, характеризует навыки ребенка в составлении:
§ описания предмета / игрушки (с 4-х лет);
§ пересказа вслед за воспитателем (с 4-х лет);
§ пересказа знакомого текста (с 5-ти лет);
§ рассказа по серии сюжетных картин (с 5-ти лет);
§ рассказа с опорой на предложенный план (с 5-ти лет);
§ рассказа по одной сюжетной картине (с 6-ти лет);
§ рассказа из личного опыта (с 5 – 6-ти лет);
§ умение ребенка заучивать и декламировать стихи (с 4-х лет).
Отражая уровень владения навыками пересказа или составления рассказа, воспитатель указывает, обучался ли ребенок этим видам деятельности или по каким -либо причинам отсутствовал во время проведения НОД, а так же отмечает основные затруднения, испытываемые ребенком.
Литература
1. Грибова О.Е. Технологии организации логопедического обследования: Методическое пособие – М., АРКТИ, 2014.
2. Диагностический справочник логопеда. Н.Н.Полушкина, М., АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
3. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авт.-сост. сб. Г.В.Чиркина – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).