Война в Испании. «Герника»




Тема Парижская школа. П.Пикассо, А.Модильяни, М.Шагал

 

Задания:

1.Прочтите содержание параграфа, просмотрите видеофильмы

2. Сделайте выводы о стилевых направлениях Парижской школы

3. Запишите краткие сведения о художниках, отличительные черты их творчества и наиболее яркие работы

4. Сфотографируйте содержание своих записей и перешлите мне фото на электронную почту

k.lvblfrbhbkmxer@mail.ru В названии файла укажите ФИ, класс

 

Тема Парижская школа. П.Пикассо, А.Модильяни, М.Шагал

 

Парижская школа — условное обозначение для нескольких поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в Париже с 1900 до 1960-х годов. Часто их подразделяют на представителей трех периодов:

· 1900—1920-е (обитатели квартала Монпарнас — Пикассо, Шагал, Модильяни, Паскин, Сутин),

· межвоенное двадцатилетие (Ланской, Поляков, представители абстрактного искусства),

· война и послевоенные годы, начиная с направленной против фашистского режима Виши выставки «Двадцать молодых художников французской традиции», организованной в 1941 Жаном Базеном (Манесье, Эстев и др.), до 1960-х годов.

Мастеров двух последних периодов иногда называют «Новой Парижской школой ».

ХУДОЖНИКИ, КОТОРЫХ ОТНОСЯТ К ПАРИЖСКОЙ ШКОЛЕ

Этьенн Айду; Жан Базен; Роже Бисьер/ Roger Bissière (1886—1964); Морис Буатель; Бернар Бюффе; Мария Элена Виейра да Силва; Жак Вийон/Jacques Villon (1875—1963); Морис де Вламинк; Леон Гиша /Léon Gischia (1903—1991); Эрмина Давид

Андре Дерен; Кеес ван Донген; Эугениуш Зак/Eugeniusz Zak (1884—1926); Михаил Кикоин; Моисей Кислинг; Антони Клаве; Пинхус Кремень; Андре Ланской/André Lanskoy (1902—1976); Шарль Лапик/ Charles Lapicque (1898—1988); Мари Лорансен/ Marie Laurencin (1883—1956); Андре Лот; Альфред Манесье; Абрам Минчин; Амедео Модильяни; Жюль Паскин; Пабло Пикассо;Серж Поляков; Арпад Сенеш/Arpad Szenes (1897—1985); Марк Стерлинг; Хаим Сутин; Лайош Тихань; Морис Утрилло; Цугухару Фужита; Ханс Хартунг; Цзао Ву Ки; Марк Шагал; Морис Эстев/ Maurice Estève (1904—2001); Рауль Юбак

ПАБЛО ПИКАССО

Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 25.10.1881 г., Малага - 08.04.1973 г., Мужен, Приморские Альпы)

Французский живописец, по происхождению испанец. В 1900-х годах («голубой» и «розовый» периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людямДевочка на шаре», 1905 г.). С 1907 года - основоположник кубизма, с середины 1910-х годов создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ был близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение («Герника », 1937 г.), глубокое гуманистическое содержание (рисунок «Голубь мира », 1947 г.). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962 г.). Международная премия Мира (1950 г.).

Годы учения

Учился у своего отца — Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии «Сан Фернандо», увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям. Испытал воздействие анархизма. В 1900 Пикассо впервые посетил Париж, с 1904 года живет там постоянно. Выставляется с 1901 года у «тетушки Вейль» и у А. Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн, которое еще долго сохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористической монохромии. Своими «учителями» Пикассо избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими пастозными мазками в манере протофовизма.

«Голубой» и «розовый» периоды

На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-1904 гг.) приходится так называемый «голубой период »: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали. Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен». На картинах движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента », 1901 г.; «Свидание », 1902 г., обе в Эрмитаже; «Старый нищий старик с мальчиком», 1903 г., Музей изобразительных искусств, Москва). В следующий период, получивший название «розового », появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре » (1905 г., Музей изобразительных искусств, Москва).

Кубизм

В 1907 году Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) — большое панно, персонажи которого — посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) — предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1908-1909 годы Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль — КУБИЗМ, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно «утяжеленные», помутнелые; они комбинируются в геометрические формулы, обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы («Королева Изабо», «Дама с веером », обе 1909 г.; «Портрет А. Воллара », 1910 г., все в Музее изобразительных искусств, Москва; «Дриада », «Фермерша », «Три женщины », ряд натюрмортов, 1909-1910 гг., Эрмитаж).

Первая стадия кубизма получила впоследствии название « аналитической ». С 1919 года она постепенно перерождается, и в 1913 году появляется « синтетическая » стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление к плоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж — вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.). В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В дальнейшем кубизм перестает увлекать художника, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца его жизни («Три музыканта », 1921 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Неоклассицизм

Уже в картине «Художник и его модель » (1914 г.) и в ряде рисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критические заметки о «художнике-хамелеоне». В 1917 году Пикассо делает декорации для балета «Парад » Э. Сати (текст Ж. Кокто) в «помпейском стиле». Женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка в Италию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делает по фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному «активизирует» форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет — Энгром (этот период нередко называют «энгровским»).


Сюрреализм

При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма — пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В 1930 году художник делает серию из 30 офортов к «Метаморфозам » Овидия. В 1930-1937 годах создает «Сюиту Воллара »; в числе ста офортов, продолжающих традиции Рембрандта и Гойи, — сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта Минотавр превращается в «миф Пикассо», ибо художник очень произвольно трактует древнее сказание.

Война в Испании. «Герника»

В 1937 году симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко », отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 году немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свое произведение «Герника » — громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником — символом надежды.

Послевоенный период

В 1944 году Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 году он рисует знаменитого «Голубя мира », в 1951 году пишет картину «Война в Корее » (собрание семьи художника). В 1947 году Пикассо приезжает в городок Валлорис — традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливает здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению традиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговой площади устанавливается статуя его работы «Человек с ягненком » (1942-1944 гг.); в крипте храма помещаются живописные панно «Война» и «Мир » (1952 г.). В 1956-1957 годах Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название «музей Пикассо». В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленных картин знаменитых мастеров прошлого («Менины » Веласкеса, «Расстрел повстанцев » Гойи, «Завтрак на траве » Мане и др.). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанные небрежно холсты «позднего Пикассо» представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 века.

АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ

Амедео Модильяни (Modigliani Amedeo) - итальянский живописец, скульптор, график; принадлежал к «Парижской школе». Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии Художеств, главным образом, у Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «macchiaiol», родственное французскому "ташизму". В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих мастеров, о чем свидетельствуют работы 1908-1909 («Еврейка », 1908, «Виолончелист », 1909, — обе в частном собрании, Париж). Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись Треченто и виртуозно сложная графика маньеристов — источники вдохновения мастера. Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре.

«Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет он. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, он словно воссоздавал свой собственный образ модели.

В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Музей искусств, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея, Вашингтон) точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусств, Сан-Пауло) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей его картин. В образах утонченной Л. Чековской (1919, частное собрание, Милан), эксцентричной Б.Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), мечтательной Ж. Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви. Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны — при полной своей бездейственности и отсутствии мимики. Психологически портретны даже его знаменитые «ню», обнаженная натура.

В 1911 году художник создал 16 рисунков - портретов А.Ахматовой.

Столь же портретны ню Модильяни («Лежащая ню с бусами », 1917, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Ню сидящая », 1912, Институт Курто, Лондон). В них, как и в карандашных рисунках художника или в исполненных в технике пастели и акварели «Кариатидах » («Кариатида», 1909, Национальный Музей современного искусства, Париж), можно почувствовать руку скульптора. При жизни Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания.

Модильяни умер 24 января 1920 года. Мировое признание получил посмертно.

ШАГАЛ МАРК ЗАХАРОВИЧ (1887-1985)

Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился в Витебске, Республика Беларусь, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мать держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка.

Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста.

В 1907 году Марк Шагал переехал в Санкт-Петербуpг, где познакомился с Леоном Бакстом (который тогда был самым модным театральным оформителем) и стал частым посетителем его художественной студии. В те годы Шагал написал такие картины, как " Мертвец " (1908) и " Невеста в черных перчатках " (1909).

В 1910 году с благословления и на деньги патрона Шагал поехал в Париж. Через полтора года Шагал снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где проживала местная богема. Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером, экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном Метцзингером. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которого проявлялись ещё в Петербурге. За те четыре года в Париже Шагал написал " Я и деревня " (1911), " Автопортрет с семью пальцами " (1912), " Скрипач " (1912) и др. Часто в его картинах фигурировали неброские герои приятной наружности, с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора. Шагал несколько раз участвовал в Парижских художественных салонах Paris Salon des Independants и Salon d'Automne. И, наконец, в 1914 году в Берлине прошла его первая персональная выставка в галерее Der Sturm. Марк Шагал поразил художественную общественность Германии.

После этого успеха он вернулся на родину, в Витебск, где и застал начало I Мировой войны. Там он делал зарисовки в реалистичном стиле, например, " Раввин из Витебска " (1914).

В 1915 году Марк Шагал женился на Вере Розенфельд, дочери богатого витебского торговца. С этого момента Вера тоже стала частой героиней его картин, таких как " Двойной портрет со стаканом вина" (1917) и "День рождения" (1915-1923).

Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Он даже два с половиной года был комиссаром по культуре в Витебске, пытался организовывать различные выставки, открывать музеи и школы. Но постоянные идейные споры с местным руководством заставили Шагала переехать в Москву. Здесь он попробовал себя в качестве театрального художника.

В 1922 году Шагал вернулся в Берлин, где обнаружил пропажу многих своих работ.

В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он учился в Берлине. По прибытии в Париж он познакомился с издателем Амбруазом Волларом, общение с которым положило начало новому периоду в творчестве художника. Воллар сразу предложил Шагалу работать над иллюстрациями к французскому изданию " Мертвых душ " Гоголя.

Через три года они начали новый проект - издание "Басен" Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Первоначально художник хотел выполнить иллюстрации акварелью, однако они оказались непригодными для печати, поэтому он возвратился к черно-белой технике. К 1931 году 100 эскизов для "Басен" были готовы.

Следующим их совместным проектом стала иллюстрированная Библия. К 1939 году Шагал завершил 66 эскизов. Но смерть Воллара и начало II Мировой войны вынудили компанию приостановить работу над проектом. Тем не менее, Шагал продолжал рисовать, и к 1945 году у него были выполнены 105 эскизов.

После войны парижский издатель Терьяд начал постепенно восстанавливать наработки Воллара, которые тот не успел реализовать. Так, в 1948 году были изданы "Мертвые души", в 1952 - "Басни", а в 1956 - Библия. Естественно, все они содержали красочные иллюстрации Марка Шагала. За время работы с Волларом Шагал побывал во многих странах в поисках натуры для своих композиций: на французской Ривьере в 1926 году, в Палестине в 1931 г., в Голландии, Испании, Польше и Италии.

В 1931 году Шагал опубликовал французский вариант своей биографии "Моя жизнь", которую он задумал ещё в России. В 1933 году в Базеле, Швейцария, прошла грандиозная выставка работ Шагала, которая закрепила его известность в Европе.

С началом войны Шагал переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все дальше на юг страны. Наконец в июле 1941 года, когда угроза концлагеря стала очевидной, Шагал с семьей эмигрировал в США.

Несколько последующих лет он жил в Нью-Йорке или его окрестностях, продолжая работать над картинами, задуманными ещё в Европе. Типичной работой этого периода стала картина " Перья и цветы " (1943). В 1944 году умерла жена Шагала. С тех пор её образ стал часто появляться в творчестве Шагала: "В округ неё" (1945), "Свадебные свечи" (1945), "Ноктюрн" (1947). В 1945 году в Нью-Йорке проходила подготовка к балету Игоря Стравинского " Жар-птица", над костюмами и декорациями к которому работал Марк Шагал. А в 1946 году в Музее Современного Искусства прошла масштабная выставка Шагала. Эти два события коренным образом изменили мнение американской критики о художнике - снисхождение сменилось трепетным восторгом.

В 1948 году Шагал возвратился во Францию (сначала в Париж, а затем обосновался на Ривьере). В 1952 году 65-летний Шагал женился на Ваве Бродской. В его жизни началась вторая молодость. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. В 1958 году Шагал был приглашен художником для оформления постановки балета Равеля " Дафнис и Хлоя ". В том же году он создал несколько мозаик и витражей для католического храма в Меце, а затем и для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме.

В 1964 году Шагал разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления Paris Opera, а через два года завершил работу над фресками в New York Metropolitan Opera. В 1967 году он участвовал как художник в постановке "Волшебной флейты " Моцарта в Мetropolitan Opera. В 1973 году в Ницце открылся Музей Марка Шагала, а в 1977 году в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника.

Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках влюбленные, и мифические животные, и библейские пророки, и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства. Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере. 28 марта 1985 г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: