Марина Зуева, которая обосновалась во Флориде, США, тренирует команду Кана Мурамото и Дайсуке Такахаши. Каким образом она в качестве тренера и хореографа помогает паре / команде стать лучше? Мир обращает внимание на её мастерство в воспитании многих ведущих танцевальных команд.
Профиль: Зуева Марина Олеговна (род. 09.04.1956 г. в Москве) бывшем Советском Союзе. Выступала в танцах на льду в паре с Андреем Витманом. После завершения карьеры в конце 70-х работала хореографом в ЦСКА, параллельно с этим училась в ГИТИСе на курсе М.Захарова. В 1991 г. Как тренер по танцам на льду и хореограф, она тренировала многие ведущие танцевальные команды, в том числе всемирно известные дуэты Мерил Дэвис / Чарли Уайт и Тесса Вирчу / Скотт Мойр. Она также является доверенным советником фигуристов-одиночников и ставила хореографию для японских фигуристов, таких как Юкари Накано и Такахико Кодзука. С этого сезона она тренирует команду Кана Мурамото и Дайсуке Такахаши.
‒ Каким было ваше первое впечатление, когда вы узнали, что будете работать с Дайсуке Такахаши?
Марина: Прежде всего, самое главное - то, что команда основана на Дайсуке. Кана - его партнёрша, но в танец на льду переходит Дайсуке. Когда они впервые вошли, я была потрясена Дайсуке. То, как он смотрел на людей, как он улыбался - богатство его мимики было так необычно. Я думаю, это здорово, что он может выражать себя мимикой. Когда я увидела, как он смотрит на Кану, а Кана - на Дайсуке, я поняла, что они уже являются дуэтом / командой. Парню и девушке сложно передать свои эмоции (друг другу) с помощью мимики, но то, как Дайсуке смотрел на свою партнёршу, то, как он выражал свои чувства, тотчас же заставляло их обоих выглядеть так (парой / командой).
|
‒ Что было первым шагом в формировании команды?
Марина: Когда я впервые увидела Кану и Дайсуке вместе, первое, о чём я подумала, это как выявить лучшее в Дайсуке. Переход к танцам на льду не из лёгких. Я многое узнала о Кане за четыре года, проведённых вместе, но это был мой первый опыт работы с Дайсуке. Конечно, я знала, что как одиночник он замечательный, красивый и чрезвычайно разносторонний фигурист с огромным потенциалом. Он очень эмоционален, у него отличная техника катания. Контроль (регулировка) ребра и твизлы тоже на высшем уровне, не говоря уже о его языке тела и выразительности. У него естественная скорость и плавность. Я дала ему имя: Зевс. Зевс, древнегреческий бог неба. Его катание невероятное. Я подумала, что он лучший танцор на льду, который у меня когда-либо был. В первый же раз, когда я увидела, как он катался вблизи, я знала, что они будут отличной парой / командой. Они очень уникальные и не похожи ни на какую другую команду.
‒ Что означает этот вызов для бывших спортсменов?
‒ Каким было ваше первое впечатление, когда вы узнали, что будете работать с Дайске Такахаши?
Марина: Когда я узнала, что новым партнёром Каны стал Дайске, я подумала, что это сбывшаяся мечта. Я и мечтать не могла о более идеальном партнёре в танцах на льду. У него есть все необходимые качества. Его техника катания, его яркая экспрессия, его способность выражать музыку - это врождённый талант. А ещё есть плавность исполнения. У этого списка нет конца. И Кана, когда она катается с Дайске, может лучше выражать себя. Между ними есть чувство химии. И её красота расцветает, как распускающийся цветок. Думаю, вы скоро заметите. Это сложно объяснить словами, но это настоящая химия. Они очень хорошо дополняют друг друга. То, чего нет у одного, компенсирует другой, и наоборот. Это то, что я чувствовала в хореографии. Это похоже на диалог, в котором Кана принимает то, что выражает Дайске, а затем Кана реагирует на это. Двое как одно целое.
|
‒ Что было первым шагом в формировании команды?
Марина: Когда я впервые увидела Кану и Дайске вместе, первое, о чём я подумала, это как выявить лучшее в Дайске. Переход к танцам на льду не из лёгких. Я многое узнала о Кане за четыре года, проведённых вместе, но это был мой первый опыт работы с Дайске. Конечно, я знала, что как одиночник он замечательный, красивый и чрезвычайно разносторонний фигурист с огромным потенциалом. Он очень эмоционален, у него отличная техника катания. Контроль рёбер и твизлы тоже на высшем уровне, не говоря уже о его языке тела и выразительности. У него естественная скорость и плавность. Я дала ему имя: Зевс. Зевс, древнегреческий бог неба. Его катание невероятное. Я подумала, что он лучший танцор на льду, который у меня когда-либо был. В первый же раз, когда я увидела, как он катался вблизи, я знала, что они будут отличной парой / командой. Они очень уникальные и не похожи ни на какую другую команду.
‒ В январе вы приступили к их полноценным тренировкам в США, вы уже были в состоянии начать?
Марина: Нет, не совсем. Думаю, нет. Дайске пришлось участвовать в одиночных соревнованиях национального чемпионата и ледовых шоу, поэтому я не думаю, что он много катался. Они вместе катали несколько номеров в шоу, но это было только для шоу, а не повседневная практика. Что было интересно, так это то, что Дайске подошёл ко мне и сказал: «Я не знал, что танцы на льду такие трудные, пока не попробовал! Это действительно сложно!» Когда он катался с Каной, он, вероятно, катался по катку только рука об руку, но теперь, когда он начал тренироваться, он понимает, насколько это тяжело. Я была удивлена, что Дайске смог продержаться на льду так долго. В целом танцор тренируется на льду в два раза дольше, чем тренируется фиигурист-одиночник. Одиночник тренируется около 3 часов в день, в то время как танцор на льду тренируется около 5-6 часов в день. Но Дайске никогда не терял мотивации и концентрации, он продолжал тренироваться подолгу. Это было потому, что он понял, насколько сложно танцевать на льду. И действительно, так оно и есть, и это не было «скучным путешествием».
|
‒ Когда вы начинали, что было самым трудным?
Марина: Во-первых, из-за пандемии нам не пришлось долго работать вместе. Когда в апреле каток закрылся, Кана и Дайске на время вернулись в Японию, чтобы продолжить тренироваться (со мной) онлайн. Мы даже поставили некоторые части онлайн! Было немного удивительно, что это удалось сделать таким образом (смеётся). Но всё прошло хорошо. Начало и конец не были твёрдыми, поэтому я завершила это дистанционно, а в июне они приехали сюда и тренировались здесь около полугода до ноября.
‒ Трудно переживать решающий год в условиях пандемии. Когда у вас должна была быть возможность тренироваться с тренером или хореографом.
Марина: Да, но вы должны принять ситуацию, адаптироваться к ней и извлечь из неё максимум пользы. Но они оба очень позитивны. Они всегда улыбаются и смеются, и если они совершат ошибку, они могут просто исправить её, они никогда не расстраиваются.
‒ Как шли поддержки? Такахаши раньше никогда не катался с партнёршей, так что это должно было быть очень сложно.
Марина: Для нас это тоже был своего рода вызов. По части катания всё было прекрасно, но с поддержками были проблемы. Остальные элементы давались ему легко, но он сказал: «Только поддержки являются проблемой». Конечно, ведь раньше он этого не делал. За это отвечал опытнейший Джонни Джонс. Он работал с олимпийскими чемпионами Мерил Дэвис и Чарли Уайтом, Тессой Виртью и Скоттом Мойром, а также с Танит Белбин и Беном Агосто, Майей и Алексом Шибутани. Основываясь на своём обширном опыте, он выбрал наиболее подходящие поддержки для них обоих. У нас только две поддержки в программе «Баядерка», и я думаю, что следующим шагом для Каны и Дайске будет развитие их креативности в поддержках.
‒ Как вы преподаёте онлайн?
Марина: С ними было легко работать, потому что они сразу всё понимали, это было как работать лицом к лицу. Мы снимали их на катке, а Джонни тренировал поддержки онлайн с помощью FaceTime! Было немного сложно из-за 14-часовой разницы во времени между Японией и Флоридой. Это было небольшой проблемой, потому что мы вставали в 3.30-4.00 утра, чтобы соответствовать их тренировкам! У них было ограниченное количество времени на каток. Уроки Джонни начинались здесь около 9 вечера и были разделены на утреннюю и вечернюю сессию. Однако важным было то, что они могли тренироваться на катке, поэтому я изо всех сил старалась встать пораньше. Но я думаю, что всё прошло хорошо. Когда мы снова встретились в июне, мы увидели, как далеко они продвинулись.
‒ Когда вы снова увидели их в июне, как вы оценили их успехи?
Марина: Они могли лучше понимать друг друга. Линия тела тоже была красивой. Катались они два раза в день, так что результаты были неплохие. Также они много тренировались в современном танце вне льда. Прежде всего, катание становилось всё сильнее и лучше. Чем больше вы катаетесь и чем больше тренируетесь, тем больший рост вы увидите. В сложившихся обстоятельствах мы сделали всё, что могли. Хореография РТ была завершена в конце сентября, и, хотя она была поставлена за короткое время, мы думаем, что вы будете впечатлены увиденным. Как я сказала им, мы можем сосредоточиться на улучшении исполнения в будущем. Я сказала им, что если они продолжат совершенствоваться, они могут стремиться к подиуму. Конечно, нам нужно больше времени. Это по-прежнему непростой сезон. Это год терпения, настойчивости и практики.
‒ Я слышал, что Такахаши также работает над физической трансформацией.
Марина: Сейчас для Дайске пора узнать, как управлять телом другого человека и как использовать свои тело и руки. Когда он впервые пришёл ко мне, он был очень стройным, с крепкой нижней частью, но очень узкой верхней частью тела (смеётся). Но потом он начал работать. Он сказал: «Марина, я никогда в жизни не тренировал верхнюю часть тела!» Он говорит, что раньше тренировал только нижнюю часть тела и корпус, но теперь это полностью изменилось. Мускулы на его плечах окрепли, сложение осталось худощавым и теперь оно имеет идеальную форму перевёрнутого треугольника. Вы можете увидеть это, когда посмотрите на его спину. Кроме того, его лицо стало более гладким. Его кожа стала такой гладкой и упругой. Я не могла не спросить его, делал ли он инъекции ботокса (смеётся). Дайске сказал: «Нет, что вы! Я просто много ел!» (смеётся). Кана также была физически хорошо подготовлена, и они всегда выполняли свои упражнения.
‒ Расскажите о программах. О чём вы думали при выборе музыки?
Марина: Я думала, что было бы хорошо поставить ритм и произвольный танцы в самых разных стилях, чтобы раскрыть их различные таланты. Ритмический танец сложнее, потому что он более ритмичный. По этой причине мы начали с произвольного танца. Я хочу показать вам многоликость этой пары: они могут быть чисто классическими и могут танцевать. Таким образом, мы сможем полностью раскрыть их потенциал.
‒ Произвольный танец «Баядерка».
Марина: Я думала, что балет будет хорош для произвольного. У меня есть степень магистра Московского государственного университета искусств (ГИТИС), поэтому я знаю много о балетной музыке. Я подумала, что для произвольного танца было бы лучше взять балетное произведение немного более экзотическое, чем чисто классическое. Итак, мы выбрали «Баядерку». В последние несколько лет мейнстримом ледового танца стал танец-модерн. Французская пара установила отличный стиль и возглавила волну, за которой последовали танцоры со всего мира. Многие из них сейчас занимаются модерном в своих произвольных танцах. Осмелюсь сказать, что Кана и Дайске делают это по-другому. Поэтому я подумала, что им будет интересно иметь другой стиль. Я проиграла им эту музыку, и она им понравилась. Балет очень ритмичный, с партиями вальса и адажио, партиями аллегро и большой раработкой. Есть также соло-партия инструментов. Оба они очень музыкальны и обладают прекрасной способностью выражать мир музыки. Они могут кататься в любом стиле. Вот почему для них была выбрана «Баядерка». Я подумала, что «Баядерка» - отличный номер для них.
‒ Как вы освоили ритм-танец?
Марина: Почти весь ритм-танец - это работа ног от начала до конца. Массимо (Скали) также сказал, что для него «самой большой проблемой была работа ног», а работа ног столь же сложна, как и поддержка, потому что они оба находятся в такой близкой позиции. Для этого лучше проводить больше времени вместе и лучше узнать особенности друг друга. Если вы ещё новичок, вы не будете готовы. Поэтому перед постановкой ритм-танца им нужно было вместе кататься, чтобы понять чувства друг друга, ознакомиться с навыками и позициями друг друга и хорошо почувствовать друг друга. Мы сделали это первым делом, и когда мы подумали, что они готовы, мы начали хореографию.
‒ Хореография поставлена Мариной. Как вы выбрали музыку?
Марина: Саундтрек «Маска» для ритм-танца был выбран самими Каной и Дайске. Тема: «Давайте веселиться и танцевать с радостью!» Это очень светлая, воодушевляющая программа. Как мы можем почувствовать музыку в нашем теле и танцевать? В сценах, где пара будет счастливо танцевать, будет много комичных моментов. Эта программа заставит вас умирать от восторга от начала до конца. Это очень увлекательная программа. Мой молодой тренер Илья Ткаченко также участвует в хореографии программы. Было очень весело работать с ними. Особенно с Дайске, который действительно всё понимает с полуслова. Хотите верьте, хотите нет, но Дайске также вносил собственные предложения по хореографии. Это было удивительно. Так что это было очень весело.
‒ Какие у вас надежды / ожидания от их первого старта?
Марина: Это первое официальное соревнование, это серия Гран-при, поэтому я думаю, что приятно иметь возможность кататься перед своими поклонниками. Уверена, тёплая атмосфера поможет им преодолеть стресс первого выступления. Соревнование - это лучший тренинг. Конечно, я думаю, что собрать все элементы в первом же соревновании - сложная задача, но если вы посмотрите на полноту каждой части, это покажет, какой потенциал у этой пары. Я ожидаю, что на первых соревнованиях они выступят так, чтобы понравиться людям. Я надеюсь, что они заставят людей (судей и публику) полюбить их. Вот так они будут признаны миром танцев на льду как команда. И я хочу, чтобы они катались с большой любовью (к фигурному катанию) и большой отдачей: если бы они не любили катание, Дайске не смог бы вернуться на соревнования таким образом. Он любит кататься, будь то одиночный разряд или танцы на льду, ему это очень нравится. Поэтому я хочу, чтобы они оба ощутили всю силу своей любви к фигурному катанию. Двигаться вместе, чувствовать музыку и выражать себя перед зрителями. Было бы здорово, если бы они смогли это сделать на своём первом соревновании.
‒ Вы видите Олимпиаду в Пекине как цель на будущее?
Марина: Конечно. У нас есть эта цель. Прежде всего, нам нужно выполнить требования для участия в ОИ в Китае, но время ещё есть. Если всё пойдёт хорошо, и они продолжат тренироваться так же, как сейчас, и если они продолжат развиваться таким образом, я думаю, у них будет хороший шанс на подиум на Олимпийских играх. Они могут это сделать. У них ещё есть больше года, но мы не знаем, закончится ли пандемия. Соревнования могут быть отложены, но чем больше у них будет времени, тем лучше для них. Я убеждена, что потенциал есть. Как я уже сказала, Дайске уже обладает необходимыми навыками катания, и он становится всё лучше и лучше с Каной. Катаясь с Дайске, и она может выражать себя намного лучше, чем раньше. Она как будто переходит на другой уровень. Она была прекрасной фигуристкой ещё одиночницей. Её навыки катания были отличными, а координация - хорошей. У нее также была очень хорошая координация в тройном прыжке. Оба они хорошие фигуристы, и я думаю, что они могли бы стать лучшей командой в мире, если бы у них было время.
‒ Большое спасибо. Какие-нибудь последние слова поддержки для Каны и Дайске?
Марина: Я хочу, чтобы они наслаждались атмосферой соревнований, чувствовали себя счастливыми быть там [на NHK Trophy] и выступать, и я хочу, чтобы они шли на соревнования с любовью к фигурному катанию в своих сердцах.
‒ Когда вы ставили программы, Такахаши тоже подал вам несколько идей.
Марина: Да, верно. Я всегда говорила: «Спасибо, Дайсуке!» (смеётся). Мне всегда нравилось работать с фигуристами, которые предлагают идеи для хореографии. Отчасти потому, что я хочу увидеть то, что они придумали, но также и потому, что я хочу, чтобы они влюбились в свою программу. То, что я делаю, не должно обеспечить хореографию для скетчей. (?) Я стараюсь выявить лучшее в каждой паре. Речь о том, что лучше для них, и в то же время о том, чтобы раскрыть в них лучшее. Идея состоит в том, чтобы создать что-то, что заставить их выглядеть такими же красивыми, как они есть. Для этого мы выбираем специальные песни и движения / формы, которые заставят их выглядеть лучше всего. Например, я хочу сделать так, чтобы пропорции были максимально лестными. Если вы посмотрите произвольный танец, вы поймёте, что я имею в виду, просто посмотрев начало. Поэтому эти программы предназначены только для этих двоих, а не для какой-либо другой пары.
‒ Какие у вас надежды / ожидания от их первого старта?
Марина: Это первое официальное соревнование, это серия Гран-при, поэтому я думаю, что приятно иметь возможность кататься перед своими поклонниками. Уверена, тёплая атмосфера поможет им преодолеть стресс первого выступления. Соревнование - это лучший тренинг. Я думаю, что этому необычному вызову уделяется большое внимание, поэтому кажется, что он будет широко освещаться в СМИ, но, поскольку они (профессионалы?), это часть их работы, чтобы иметь дело с такими вещами. Их миссия - добиться максимальной производительности с этой мощностью. Конечно, я думаю, что собрать все элементы в первом соревновании - сложная задача, но если вы посмотрите на полноту каждой части, это покажет, какой потенциал у этой пары. Я ожидаю, что на первых соревнованиях они выступят так, чтобы понравиться людям. Я надеюсь, что они заставят людей (судей и публику) полюбить их.
Вот так они будут признаны миром танцев на льду как команда. И я хочу, чтобы они катались с большой любовью (к фигурному катанию) и большой отдачей (щедростью): если бы они не любили катание, Дайсуке не смог бы вернуться на соревнования таким образом. Он любит кататься на коньках, будь то одиночный разряд или танцы на льду, ему это очень нравится. Поэтому я хочу, чтобы они оба ощутили всю силу своей любви к фигурному катанию. Двигаться вместе, чувствовать музыку и выражать себя публике. Было бы здорово, если бы они смогли это сделать на своём первом соревновании.
‒ То есть вы считаете, что участие в соревнованиях по танцам на льду важно прежде всего для получения опыта?
Марина: Да, конечно. Этот сезон - год опыта. Это про то, как научиться соревноваться. Одно дело тренироваться вместе, совсем другое - вместе выступать на соревнованиях. Стресс и атмосфера другие, и вы должны уметь с ними справляться. Иметь такую на соревнованиях естественно. (?) Вы должны справиться с этим и использовать полученный опыт. Это опыт, который вам нужен в будущем.
‒ В этом отношении разве не было приятным сюрпризом увидеть, как быстро Такахаши смог адаптироваться?
Марина: Дайсуке - легенда. Он мой любимый фигурист всех времен. [ Она действительно так сказала? ] Даже в одиночном разряде у него были естественные текучесть и скорость. Его работа ног очень лёгкая. Его скольжение просто потрясающее. Особенно использование колен. Его сгибание в коленях и баланс тела превосходны. Он может выполнять такой широкий диапазон движений из-за отличного баланса тела.
‒ Вы когда-нибудь были связаны с Такахаши (раньше)?
Марина: Мне очень нравится произвольная программа Дайсуке, поэтому, конечно, он мне был интересен как фигурист. Я тоже в какой-то степени причастна к мужским соревнованиям. Мой брат Андрей выступал в мужском одиночном катании, поэтому обычно я бывала там у них на сборах. Дайсуке был в центре соревнований в мужском одиночном катании, где японские юноши боролись за олимпийский подиум. Но он был исключительным по своей выразительности. Его прыжки были настолько динамичными, что казалось, будто он летит над катком. Его исполнение всегда было ярким, а причёска - красивой. У него уникальное присутствие в мире фигурного катания, он не похож ни на кого другого. Он фигурист, за которым я наблюдаю очень давно. Он такой уникальный, такой непохожий. Он японский бриллиант. Так что теперь я чувствую, что у меня в руках бриллиант. За этим нужно очень внимательно ухаживать (смеётся). Если серьёзно, мне как тренеру повезло. Руководить такими талантливыми командами. Я чувствую себя обязанной сделать их как можно лучше.
‒ Вы видите Олимпиаду в Пекине как цель на будущее?
Марина: Конечно. У нас есть эта цель. Прежде всего, нам нужно выполнить требования для участия в ОИ в Китае, но время ещё есть. Если всё пойдёт хорошо, и они продолжат тренироваться так же, как сейчас, и если они продолжат развиваться таким образом, я думаю, у них будет хороший шанс на подиум на Олимпийских играх. Они могут это сделать. У них ещё есть больше года, но мы не знаем, закончится ли пандемия. Соревнования могут быть отложены, но чем больше у них будет времени, тем лучше для них. Я убеждена, что потенциал есть. Как я уже сказала, Дайсуке уже имеет навыки катания на коньках, и он становится всё лучше и лучше с Каной. Катаясь с Дайсуке, и она может выражать себя намного лучше, чем раньше. Как будто она переходит на другой уровень. Она была прекрасной фигуристкой ещё будучи одиночницей. Ее навыки катания на коньках были отличными, а координация - хорошей. У нее также была очень сильная координация тройного прыжка. Они оба хорошие фигуристы, и я думаю, что они могли бы стать лучшей командой в мире, если бы у них было время.
‒ Приятно осознавать, что вы можете расти вместе с людьми, с которыми работаете.
Марина: Думаю, это здорово для нас обоих. И я думаю, что они подают отличный пример в этом мире. То, что вы не можете прыгать так много, как раньше, не означает, что вам нужно заканчивать карьеру. Есть ещё способы продолжить катание, например, танцы на льду или артистические танцы. Стыдно бросать, когда у тебя есть способность кататься на коньках и талант выражать себя через это. Потому что базовый навык такой же, как и в фигурном катании. Если фигурист имеет высокий уровень навыков катания на коньках, он может перейти в другую категорию, он / она всё ещё может быть фигуристом высокого уровня, если он / она приобретает другие качества, которые здесь необходимы. Лучшее остаётся лучшим. Например, если вы хотите перейти в танец на льду, выразительность просто необходима. И между вами и вашим партнёром должна быть химия. Если у вас есть это, нет причин, по которым вы не можете стремиться к вершине. У вас уже есть необходимые навыки катания на коньках. Всё, что вам нужно делать, это кататься и оттачивать свои навыки. Всё дело в опыте и готовности учиться.
‒ Марина, вам самой, похоже, очень нравится работать с ними.
Марина: Да, каждое утро - с удовольствием. Каждый день с ними праздник для меня. Работы много, но на тренировки всегда приятно ходить. Радостно видеть прогресс. Каждый день всегда есть шаг вперёд, даже если он небольшой. Обратное неверно. Для тренера нет ничего более приятного, чем это.
‒ Большое спасибо. Какие-нибудь последние слова поддержки для Каны и Дайсуке?
Марина: Я хочу, чтобы они наслаждались атмосферой соревнований, чувствовали себя счастливыми быть там и выступать, и я хочу, чтобы они шли на соревнования с любовью к фигурному катанию в своих сердцах.
‒ У вас есть сообщение для фанатов?
Марина: Наслаждайтесь их катанием. Любите их и поддерживайте. Соучаствуйте в их выступлениях. Пожалуйста, почувствуйте себя частью их творчества. Будут моменты, когда публика просто ахнет и будет поглощена представлением, одним только движением. Это особенный момент для зрителей, когда они чувствуют себя частью выступления фигуриста. Надеюсь, они смогут дать публике момент, когда они (зрители) тоже смогут поучаствовать в их выступлении и творчестве, и заставить их и зрителей почувствовать единство. Я уверена, что Кана и Дайсуке смогут создать такие моменты! Я с нетерпением жду этого!