Жизненный и творческий путь (Кётен. Лейпциг)




Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

 

В конце 1717 года Иоганн Себастьян Бах с женой и детьми переехал в Кётен.

Кётенский период (1717-1723) — относительно спокойный в жизни композитора.

Князь Леопольд Ангальт-Кётенский, который нанял Баха на должность капельмейстера, сам был музыкантом. Поэтому он ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.

При Кетенском дворе не было органа. Поэтому в обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, сочинять для оркестра музыку, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине.

Едва устроившись на новом месте, Бах засучил рукава и приступил к работе с оркестром. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собой вторую после органных сочинений вершину в его творчестве.

В Кётене Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку.

***Клавир в 17—18 веках — общее название всех клавишных музыкальных инструментов — клавикорда, клавесина, фортепиано, органа и их разновидностей. С конца 18 века словом «клавир» принято называть только фортепиано.

В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «симфониями»), «Французские» и «Английские» сюиты, первый том «Хорошо темперированного клавира» (состоящего из 24 прелюдий и фуг), «Хроматическая фантазия и фуга».

22 января 1270 года Бах начал записывать в нотную тетрадь пьесы для обучения музыке своего старшего сына Вильгельма Фридемана, которому на тот момент исполнилось 9 лет.

Это были двухголосные пьесы, которые Бах назвал инвенциями. Бах сочинил в общей сложности два сборника инвенций: 15 двух- и 15- трёхголосных.

***Инвенция (буквально - «выдумка, изобретение, сочинение») – это небольшая двух- или трёхголосная пьеса полифонического склада.

Кроме клавирной музыки в Кётене написано много музыки для оркестра.

Вторая оркестровая сюита является одной из двух сюит для оркестра, написанных Бахом в Кётене (всего же известно пять оркестровых сюит Баха).

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Во времена Баха сюита имела в своем составе такие части, расположенные по принципу медленно-быстро:

1. Аллеманда (allemande), торжественный медленный танец-шествие.

2. Куранта (courante) — оживленный танец в трехдольном размере.

3. Сарабанда (sarabande) — очень медленный танец скорбно-сосредоточенного характера.

4. Жига (gigue) — самый быстрый старинный танец.

 

Кроме того, в составе барочной сюиты могли быть: менуэт, гавот, ригодон, павана и другие пьесы танцевального характера.

Сюита для оркестра №2 значительно отличается от прочих произведений в этом жанре. Она открывается торжественной увертюрой, за которой следуют 7 частей. Лишь одна из них, сарабанда, является традиционной для сюиты. Остальными композитор распорядился очень новаторски и смело, что пошло произведению в целом только на пользу. В сюите можно найти и менуэт, и короткий изящный полонез, и стремительное бурре, и легкое, как дуновение ветра, рондо.

Наиболее известна из всех этих частей «Скерцо» («Шутка»), завершающая сюиту. Пожалуй, не найдется такого человека, который бы хоть раз в жизни не слышал ее.

В 1720 году в Кётене умирает жена Мария Барбара. Спустя год Бах женится на Анне-Магдалене. Анна Магдалена была очень музыкальна, она была прекрасной певицей и в дальнейшем очень помогала Баху в творчестве.

В этом браке родилось 13 детей, но семеро из них умерли в раннем детстве. Кроме собственных детей, Анна Магдалена сразу приняла на себя заботу о четырёх детях от первого брака мужа. Из всех детей Баха выживают десять человек и все мальчики становятся в будущем музыкантами и известными композиторами. Музыка в доме Бахов звучала постоянно.

Через два года семья переезжает в Лейпциг, где Бах живет уже до самой своей смерти.

Последний, четвертый период в творчестве Баха – Лейпцигский (1723-1750).

Обладая огромной семьей, выполняя множество обязанностей на службе (в Лейпциге Бах помимо прочего становится руководителем хора мальчиков-певчих), Бах находил время, чтобы сочинять.

Именно в Лейпциге Бах сочиняет свои лучшие произведения. Среди них наиболее масштабные сочинения Баха: «Страсти по Матфею» (1727 год, для солистов, двух хоров и двух оркестров) и знаменитая Месса си-минор (1749).

*** Страсти или пассионы (от лат. passio — страдание) — вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы); основано на текстах из Евангелия.

*** Месса музыкальная - жанр церковной многоголосной музыки на тексты молитв католической мессы.

Когда Баху было 64 года, его зрение, на которое он жаловался уже давно, стало стремительно ухудшаться. Почти ослепнув, он решился на глазную операцию у одного известного в ту пору английского врача-окулиста. Врач оказался шарлатаном и сделал Баху две операции, которые не помогли ему, а лекарства, которые ему пришлось принимать, окончательно погубили его здоровье. 18 июля 1750 к нему внезапно вернулось зрение, но всего через несколько часов с ним случился удар. 28 июля 1750 Бах скончался.

Печально, но о Бахе скоро все забыли. Он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти 100 лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир.

 

ВОПРОСНИК:

1) Какие произведения стали основой творчества Баха в Кётенский период? Почему?

2) Какие инструменты называли клавиром в 17-18 веках?

3) Что такое инвенция?

4) Что такое сюита? Из каких частей она состояла в эпоху Барокко?

5) В каком городе Бах жил в последний период творчества? В какие годы?

6) Назовите два самых крупных, самых масштабных произведения Баха, созданных в лейпцигский период.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: