Разбор типового тренировочного задания




Урок 01 Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Что такое афоризм?

1. Оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

2. Небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.

3.Собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.

2. Небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.

На уроке вы сможете доказать, что изображение человека – это важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Рассмотрите также взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

 

 

Основное содержание урока

В этом году на уроках литературы Вы познакомитесь с новыми писателями разных эпох, прочитаем новыми произведениями уже знакомых авторов. Ряд произведений помогут обратить «внимание на человека», развить «уважение к его труду», «любовь к его беспокойному духу».

По справедливому замечанию К. Г. Паустовского, человека, любящего и умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Какой богатый и прекрасный мир открывается перед тем, кто не «глотает» книги, а старается читать «их вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги!» Автор поясняет: «Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страдании стоило это ему.

И в душе моей росло внимание к человеку — ко всякому, кто бы он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу. Жить становилось легче, радостнее — жизнь наполнялась великим смыслом...

И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.

Изображение человека – это одна из важнейших идейно-нравственных проблем литературы.

В разные исторические эпохи художественная литература изменялась. Но главную роль в литературном процессе занимал литературный герой.

 

В произведениях периода древнего эпоса герой литературных произведений был идеалом человека, и к которому стремились. Это человек смелый и отважный, обладающий положительными душевными качествами, совершающий подвиги, имеющие общее значение для общества того времени.

 

Д.С. Лихачев говорил, что «..героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей».

В этот период прославляется и подвижничество, подвиг служения Отечеству, описывается жизнь русских святых, в образах которых соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.).

В древнерусской литературе появляется и образ русской женщины, затрагиваются темы верности и любви, где нравственный идеал, например, представлен в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.

 

В последующих периодах герой показывается во взаимодействии с окружающими, где он далеко не идеален: авторы откровенно указывают читателю на его пороки (недостатки) или на достоинства.

Главные литературные герои во многих литературных произведениях имеют своих прототипов в реальной жизни.

 

Сказочный барон Мюнхгаузен рассказывал всем «истинную правду» о своих путешествиях, существовал на самом деле. Реальный Карл-Фридрих-Иероним фон Мюнхгаузен в 17-летнем возрасте попал в Россию и провел там несколько лет в качестве пажа мужа Анны Леопольдовны.

 

Он удивлял друзей историями о далекой России, когда вернулся обратно домой. В одном из таких рассказов Мюнхгаузен упоминал о паштете на императорском пиру. Слушатели смеялись, не веря россказням барона, а между тем доподлинно известно, что на пирах Анны Иоанновны подавали пироги, «начиненные» шутами.

Известно также, что был человек, судьба которого схожа с судьбой героя Гоголя из повети «Тарас Бульба».

Им был Остап Гоголь, который родился в начале XVII века и воевал с турками (это далекий предок писателя и был прототипом Тараса Бульбы).

Создавая литературного героя, автор пытается передать ему свои взгляды, он как бы вдыхает в него жизнь, следит за тем, чтобы число положительных, или отрицательных качеств не превысило допустимые нормы.

 

Средствами создания образа человека являются:

1) номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п.

2) портрет — «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению, развёрнутый, монографический;

3) речевая характеристика (содержание речи и её форма: что, о чём говорит герой и как);

4) интерьер (позволяет автору дать, может быть, скрытую характеристику самому хозяину);

5) пейзаж (картины природы могут быть созвучны душевному состоянию героя или быть противопоставлены ему);

6) художественная деталь — небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя;

8) поступки и взаимоотношения героя;

9) оценочные высказывания в адрес героя;

10) авторская оценка — отзывы самого автора о своём герое;

11) композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы (письма, сны, дневниковые записи, вставные эпизоды);

12) изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры, языковые средства).

 

Читатель учится представлять героя, сопереживает ему, делает самостоятельные выводы. И литературный герой становиться своеобразной точкой завязки всех сюжетных линий.

В литературных произведениях герои представляют собой зеркало, в котором отображается общество.

Следует проделать большую работу, чтобы понять текст. И прав С. Я. Маршак, утверждая, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».

Александр Блок писал: «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

 

Ключевые слова: проблемы литературного произведения, тема, литературный герой.

Основные понятия: идейно-нравственная проблема литературы,

характер и обстоятельства в художественной литературе

 

Разбор типового тренировочного задания

 

 

Какое произведение Пушкина не вошло в сборник «Повести Белкина»?

 

1.«Выстрел»

2.«Станционный смотритель»

3.«Дубровский»

4.«Барышня-крестьянка»

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитайте задание, вспомните, какие произведения А.С. Пушкин включил в собрание «Повести Белкина»;

2) найдите в списке названия тех повестей, которые входили в сборник;

3) напишите ответ.

 

Повесть «Выстрел» вошла в сборник «Повести Белкина». - это верный ответ.

Повесть «Станционный смотритель» вошла в сборник «Повести Белкина». - это верный ответ.

Роман «Дубровский» вошел в сборник «Повести Белкина». - это неверный ответ.

Повесть «Барышня-крестьянка» вошла в сборник «Повести Белкина». - это верный ответ.

В сборник «Повести Белкина» не входил разбойничий роман «Дубровский».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: