Урок 01 Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Что такое афоризм?
1. Оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
2. Небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
3.Собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
2. Небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
На уроке вы сможете доказать, что изображение человека – это важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Рассмотрите также взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Основное содержание урока
В этом году на уроках литературы Вы познакомитесь с новыми писателями разных эпох, прочитаем новыми произведениями уже знакомых авторов. Ряд произведений помогут обратить «внимание на человека», развить «уважение к его труду», «любовь к его беспокойному духу».
По справедливому замечанию К. Г. Паустовского, человека, любящего и умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Какой богатый и прекрасный мир открывается перед тем, кто не «глотает» книги, а старается читать «их вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги!» Автор поясняет: «Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страдании стоило это ему.
И в душе моей росло внимание к человеку — ко всякому, кто бы он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу. Жить становилось легче, радостнее — жизнь наполнялась великим смыслом...
И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».
За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.
Изображение человека – это одна из важнейших идейно-нравственных проблем литературы.
В разные исторические эпохи художественная литература изменялась. Но главную роль в литературном процессе занимал литературный герой.
В произведениях периода древнего эпоса герой литературных произведений был идеалом человека, и к которому стремились. Это человек смелый и отважный, обладающий положительными душевными качествами, совершающий подвиги, имеющие общее значение для общества того времени.
Д.С. Лихачев говорил, что «..героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей».
В этот период прославляется и подвижничество, подвиг служения Отечеству, описывается жизнь русских святых, в образах которых соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.).
В древнерусской литературе появляется и образ русской женщины, затрагиваются темы верности и любви, где нравственный идеал, например, представлен в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.
В последующих периодах герой показывается во взаимодействии с окружающими, где он далеко не идеален: авторы откровенно указывают читателю на его пороки (недостатки) или на достоинства.
Главные литературные герои во многих литературных произведениях имеют своих прототипов в реальной жизни.
Сказочный барон Мюнхгаузен рассказывал всем «истинную правду» о своих путешествиях, существовал на самом деле. Реальный Карл-Фридрих-Иероним фон Мюнхгаузен в 17-летнем возрасте попал в Россию и провел там несколько лет в качестве пажа мужа Анны Леопольдовны.
Он удивлял друзей историями о далекой России, когда вернулся обратно домой. В одном из таких рассказов Мюнхгаузен упоминал о паштете на императорском пиру. Слушатели смеялись, не веря россказням барона, а между тем доподлинно известно, что на пирах Анны Иоанновны подавали пироги, «начиненные» шутами.
Известно также, что был человек, судьба которого схожа с судьбой героя Гоголя из повети «Тарас Бульба».
Им был Остап Гоголь, который родился в начале XVII века и воевал с турками (это далекий предок писателя и был прототипом Тараса Бульбы).
Создавая литературного героя, автор пытается передать ему свои взгляды, он как бы вдыхает в него жизнь, следит за тем, чтобы число положительных, или отрицательных качеств не превысило допустимые нормы.
Средствами создания образа человека являются:
1) номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п.
2) портрет — «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению, развёрнутый, монографический;
3) речевая характеристика (содержание речи и её форма: что, о чём говорит герой и как);
4) интерьер (позволяет автору дать, может быть, скрытую характеристику самому хозяину);
5) пейзаж (картины природы могут быть созвучны душевному состоянию героя или быть противопоставлены ему);
6) художественная деталь — небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя;
8) поступки и взаимоотношения героя;
9) оценочные высказывания в адрес героя;
10) авторская оценка — отзывы самого автора о своём герое;
11) композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы (письма, сны, дневниковые записи, вставные эпизоды);
12) изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры, языковые средства).
Читатель учится представлять героя, сопереживает ему, делает самостоятельные выводы. И литературный герой становиться своеобразной точкой завязки всех сюжетных линий.
В литературных произведениях герои представляют собой зеркало, в котором отображается общество.
Следует проделать большую работу, чтобы понять текст. И прав С. Я. Маршак, утверждая, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».
Александр Блок писал: «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».
Ключевые слова: проблемы литературного произведения, тема, литературный герой.
Основные понятия: идейно-нравственная проблема литературы,
характер и обстоятельства в художественной литературе
Разбор типового тренировочного задания
Какое произведение Пушкина не вошло в сборник «Повести Белкина»?
1.«Выстрел»
2.«Станционный смотритель»
3.«Дубровский»
4.«Барышня-крестьянка»
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание, вспомните, какие произведения А.С. Пушкин включил в собрание «Повести Белкина»;
2) найдите в списке названия тех повестей, которые входили в сборник;
3) напишите ответ.
Повесть «Выстрел» вошла в сборник «Повести Белкина». - это верный ответ.
Повесть «Станционный смотритель» вошла в сборник «Повести Белкина». - это верный ответ.
Роман «Дубровский» вошел в сборник «Повести Белкина». - это неверный ответ.
Повесть «Барышня-крестьянка» вошла в сборник «Повести Белкина». - это верный ответ.
В сборник «Повести Белкина» не входил разбойничий роман «Дубровский».