Поправки к Конституции Российской Федерации
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/#dst0
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Одобрен Государственной Думой | 11 марта 2020 года |
Статья 67
Ч. 1. Федеральные территории в случае их введения не будут входить в состав субъектов Российской Федерации. К их числу, например, относятся закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона. Экспертами подчёркивается, что это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности. Отмечается, что система управления на этих территориях требует специального регулирования.
Ч. 2.1 (введена). Закрепляет дополнительные гарантии суверенитета Российской Федерации, независимость во внешней политике.
Статья 67.1 (введена)
Ч. 1. Закрепляет статус Российской Федерации как правопреемника СССР.
Ч. 2. Имеется схожесть с преамбулой.
Ч. 3. Защита исторической правды. Запрет фальсификации истории.
Внутриконституционной коллизии со статьёй 13 частью 2 не выявлено: защита исторической правды является лишь составной частью государственной (НЕ обязательной) идеологии, но не полной идеологией.
Ч. 4. Закрепление детей в качестве важнейшего приоритета государственной политики. Патриотическое воспитание детей.
|
Внутриконституционной коллизии со статьёй 13 частью 2 не выявлено: патриотическое воспитание (если его рассматривать как государственную идеологию) предполагается распространять только на детей, а не на каждого человека.
Статья 68
Ч. 1. Закрепляет статус русского языка как языка государствообразующего народа.
Внутриконституционной коллизии со статьёй 19 частью 2 не выявлено: нарушение принципа равенства перед законом независимо от национальности не имеется, поскольку в данной норме лишь подчёркивается особая и важная роль русского народа в истории России.
Ч. 4 (введена). Закрепляет обязанность государства по поддержке и охране культуры.
Статья 69
Ч. 2 (введена). Закреплена обязанность государства по защите культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации. Закреплены гарантии сохранения этнокультурного и языкового многообразия.
Ч. 3 (введена). Закреплена обязанность государства по оказанию поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом.
Статья 70
Ч. 2. Добавлено указание на то, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом.
Статья 71
Предметы ведения Российской Федерации.
г) добавлено: организация публичной власти. Конституция вводит единую систему публичной власти;
е) добавлено: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
|
и) добавлено: федеральные информационные технологии;
м) добавлено: обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
р) добавлено: метеорологическая служба;
т) конкретизировано – перечислены устанавливаемые ограничения. Федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Статья 72
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
д) добавлено: сельское хозяйство;
е) добавлено: общие вопросы молодежной политики;
ж) конкретизировано: координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. В предмет совместного ведения теперь будет также относиться формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
|
ж.1) (введён) защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Подчёркнуто традиционное понимание брака. Подчёркнуто значение взаимных обязанностей родителей и детей по отношению друг к другу.
Статья 75
Ч. 5 (введена). Закреплена обязанность государства по уважению труда граждан и обеспечению защиты их прав. Закреплена гарантия со стороны государства минимального размера оплаты труда, который составляет не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Ч. 6 (введена). Закреплено положение о том, что в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
Ч. 7 (введена). Закреплены гарантии со стороны государства обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.
Статья 75.1 (введена)
Закреплено положение о том, что в Российской Федерации создаются (будут создаваться) условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Подчёркивается значение сплочённости народа. При этом гарантии уважения предусмотрены только в отношении человека труда, в чём можно увидеть примесь советской эпохи. Справедливо подчёркивается обеспечение сбалансированности прав и обязанностей гражданина; в нынешней редакции Конституции обязанностям граждан уделяется не столь большое значение по сравнению с правами и свободами.
Статья 77
Ч. 3 (введена). Закреплены требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В целом аналогичны перечисленным в имеющемся Федеральном законе. Введено требование постоянного проживания в Российской Федерации. Введён запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Указано, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Статья 78
Ч. 5 (введена). Закреплены требования к руководителю федерального государственного органа. В целом аналогичны требованиям к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). За исключением требования постоянного проживания в Российской Федерации, которое отсутствует. Введён запрет финансового характера, аналогичный содержащемуся в статье 77 части 3. Нет упоминания об установлении дополнительных требований федеральным законом.
Статья 79
По поводу участия РФ в межгосударственных объединениях введено уточнение, что передавать им часть своих полномочий РФ может только в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а не со всеми международными договорами. Введено существенное дополнение, выражающееся в том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. К слову, международное право и до этого не имело приоритета над Конституцией РФ, что следовало, в том числе, и из её толкования. Теперь это закреплено прямым текстом в Конституции.
Следовательно, внутриконституционной коллизии со статьёй 15 частью 4 не выявлено.
Статья 79.1 (введена)
Закреплено положение о том, что Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Таким образом, в Конституции закреплены международные обязательства РФ, что вновь свидетельствует о том, что РФ не намерена игнорировать международное право в целом и его общепризнанные принципы и нормы. в частности. Одновременно РФ не допускает вмешательство во внутренние дела государства, что вновь закрепляет дополнительные гарантии суверенитета РФ.
Статья 80
Ч. 2. Добавлена обязанность президента РФ по поддержке гражданского мира и согласия в стране.
Статья 81
Ч. 2. Изменены требования к лицу, которое желает стать президентом РФ. Вместо не менее 10 лет постоянного проживания в Российской Федерации кандидат должен проживать не менее 25 лет. Введено новое требование, согласно которому кандидат не должен иметь ни на настоящий момент, ни когда-либо ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Введено уточнение: требование к кандидату об отсутствии гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого государства или территории принятой части государства. Введён запрет финансового характера, аналогичный содержащемуся в статье 77 части 3 и статье 78 части 5.
Ч. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Исключено слово «подряд», порождающее правовую неопределённость на практике.
Ч. 3.1 (введена). Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
Введена норма права, которую можно и не комментировать – итак всем всё понятно. Но мы всё же напомним юридически грамотным авторам некоторых поправок, обладающим блестящей памятью, на Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации». Согласно данному замечательному Определению, третий и любые последующие сроки являются незаконными и противоречащими Конституции РФ. Приведём правовую позицию Конституционного Суда РФ дословно: 2 срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРЕДЕЛ, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает. Напомним, что президент не правомочен толковать Конституцию РФ, не говоря уже об извращении официального толкования, осуществляемого Конституционного Суда РФ.
Статья 82
Ч. 2. Члены Совета Федерации теперь предлагается именовать сенаторами Российской Федерации.
Статья 83
Полномочия президента РФ.
а) Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению президента Российской Федерации. Ранее Госдума лишь выражала согласие на назначение. Теперь планируется утверждение Госдумой кандидатуры, которую представляет президент. Добавлено указание на то, что освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;
б) добавлено полномочие осуществления общего руководства Правительством Российской Федерации;
б.1) (введён) утверждает по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет президент, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство. В случае если Председатель Правительства освобожден президентом от должности, вновь назначенный Председатель Правительства не представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
в.1) (введён) принимает отставку Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент;
д) Предполагается утверждение кандидатур заместителей Председателя Правительства Госдумой, а не предложение Председателем Правительства;
д.1) (введён) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
Не совсем ясен практический смысл консультаций президента с Советом Федерации: он может с ними проконсультироваться, но может проигнорировать результаты консультаций, поскольку окончательное решение остаётся за ним. Просматривается нарушение общеправового принципа демократизма;
е) конкретизированы составы судов всех уровней – отдельно перечисляются председатели и заместители председателей;
е.1) вместо Совета Федерации теперь президент назначает на должность (после консультаций с Советом Федерации, чего не было ранее) и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом. Ранее президент мог назначать только прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; сейчас эта оговорка исключена;
е.3) (введён) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с ФКЗ полномочий судей (председателя, заместителей председателя и судей) Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов – в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных ФКЗ случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
е.4) (введён) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;
е.5) (введён) формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития; статус Государственного Совета определяется федеральным законом;
ж) уточнено, в каких целях формирует Совет Безопасности РФ – в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности;
и) уточнено, в каких целях формирует Администрацию президента – в целях обеспечения реализации своих полномочий.
Статья 92.1 (введена)
Ч. 1. Закреплено положение о неприкосновенности президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Ч. 2. Закреплено положение об установлении федеральным законом иных гарантий президенту, статус которого аналогичен по содержанию ст. 92.1 ч. 1.
Ч. 3. Закреплено положение, согласно которому президент, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93.
Статья 93
Ч. 1. Помимо процедуры отрешения президента РФ от должности, закреплена процедура лишения неприкосновенности президента, прекративший исполнение своих полномочий, аналогичная процедуре отрешения от должности.
Ч. 2. Аналогичное дополнение.
Ч. 3. Аналогичное дополнение.
Статья 95
Ч. 2. Уточнён состав Совета Федерации. Закреплено положение о том, что он состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:
б) дополнение: президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора;
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно. Ранее их число составляло не более 10 процентов от числа представителей от каждого субъекта Российской Федерации. Про пожизненное назначения в нынешней Конституции упоминания не содержится.
Ч. 3. Уточнено: общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов РФ, перечисленных в статье 65, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 статьи 95.
Ч. 4. Введены требования к сенаторам РФ. Сенатором может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Введён запрет финансового характера, аналогичный содержащемуся в статье 77 части 3 и статье 78 части 5.
Ч. 5. Введено положение о том, что представителями РФ в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Ч. 6. Уточнено, что представители РФ в Совете Федерации назначаются сроком на 6 лет – за исключением представителей РФ, осуществляющих полномочия сенаторов РФ пожизненно.
Исключено: положение части 4, согласно которому президент не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий.
Статья 97
Ч. 1. Введены дополнительные требования к депутатам Госдумы: им может быть избран гражданин, отвечающий также следующим критериям: постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Введён запрет финансового характера, аналогичный содержащемуся в статье 77 части 3 и статье 78 части 5.
Ч. 2. Члены Совета Федерации именуются сенаторами РФ.
Статья 98
Ч. 1. Члены Совета Федерации именуются сенаторами РФ.
Статья 100
Ч. 3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий президента. Исключено положение о том, что также могут собираться для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Статья 102
Предметы ведения Совета Федерации
Ч. 1.
е) добавлено: лишение неприкосновенности президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
ж) назначение на должность судей высших судов РФ – но отныне только по представлению президента. Конкретизирован состав данных судов;
з) проведение консультаций по предложенным президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ. Ранее: имел право назначать на должность и освобождать от должности, но только Генерального прокурора и его заместителей;
и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты – уточнено, что только по представлению президента;
к) (введён) проведение консультаций по предложенным президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
л) (введён) прекращение по представлению президента в соответствии с ФКЗ полномочий судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных ФКЗ случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
м) (введён) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Ч. 3. Члены Совета Федерации именуются сенаторами РФ.
Статья 103
Предметы ведения Госдумы.
а) утверждение по представлению президента кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. Ранее: лишь дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства.
а.1) (введён) утверждение по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83;
г.1) (введён) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты – уточнено, что только по представлению Президента Российской Федерации;
е) в Конституции закрепляются требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека. Помимо гражданства РФ, введены следующие требования: постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Введён запрет финансового характера, аналогичный содержащемуся в статье 77 части 3 и статье 78 части 5;
з) дополнено: выдвижение обвинения против президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Статья 103.1 (введена)
Закреплено положение о том, что Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Статья 104
Ч. 1. Члены Совета Федерации именуются сенаторами РФ.
Статья 107
Ч. 3. Члены Совета Федерации именуются сенаторами РФ. Введён новый порядок, позволяющий Конституционному Суду РФ заблокировать принятие федерального закона. Президент получает право в течение указанного срока обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона. В таком случае срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом. Если Конституционный Суд подтвердит конституционность федерального закона, президент подписывает его в 3-дневный срок с момента вынесения Конституционным Судом соответствующего решения. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционности федерального закона, президент Российской Федерации теперь получает право возвратить его в Государственную Думу без подписания.
Статья 108
Ч. 2. Введён новый порядок, абсолютно аналогичный содержащемуся в ч. 3 ст. 107, позволяющий Конституционному Суду РФ заблокировать принятие федерального конституционного закона.
Статья 109
Ч. 1. Закреплена новая возможность роспуска президентом Госдумы – в случае, предусмотренном статьёй 112.
Статья 110
Ч. 1. Введено общее руководство президента правительством при осуществлении им исполнительной власти.
Ч. 3 (введена). Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент.
Ч. 4 (введена).Закреплены требования к кандидатам на должности Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти. Таким кандидатом может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Введён запрет финансового характера, аналогичный содержащемуся в статье 77 части 3 и статье 78 части 5.
Статья 111
Ч. 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. Ранее – с согласия Госдумы.
Ч. 2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу президентом Российской Федерации не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного президента или после отставки Правительства либо в течение 1 недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой или освобождения президентом от должности либо отставки Председателя Правительства. Ранее: предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Ч. 3. Предложение президента РФ о кандидатуре Председателя Правительства предлагается именовать представлением.
Ч. 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Ранее содержалось положение о том, что президент распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Теперь это только его право, но не обязанность.
Статья 112
Ч. 1. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства освобожден от должности президентом. Ранее данного исключения не содержалось.
Ч. 2. Председатель Правительства представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам. Ранее: предлагал президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Ч. 3 (введена). Заместители Председателя Правительства и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность президентом. Президент не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.
Ч. 4 (введена). После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 статьи 112 кандидатур заместителей Председателя Правительства, федеральных министров президент вправе назначить заместителей Председателя Правительства, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 статьи 112 кандидатур более одной трети должностей членов Правительства (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83) остаются вакантными, президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Ч. 5 (введена). В случае, предусмотренном частью 4 статьи 111, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией президент назначает заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83) по представлению Председателя Правительства.
Статья 113
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами (добавлено: распоряжениями, поручениями) президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Исключено: определяет основные направления деятельности Правительства. Добавлено: Председатель Правительства несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
Статья 114
Ч. 1.
в) добавлено: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Подчёркнуто, что политика социально ориентированная. Подчеркнута как обязанность Правительства по поддержке семьи, так и по сохранению семейных ценностей, относящихся к традиционным ценностям;