Организация и методика межсессионного и итогового контроля знаний




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины

«Студенческое сообщество»

(название дисциплины в соответствии с учебным планом)

На 135 часов, изучаемой во 2 семестре

 

Для специальности (направления) 040104«Организация работы с молодежью»

(код и наименование специальности / направления))

Составлена в соответствии с ГОС ВПО утвержденным приказом ______________________ от _______ № ___

 

Форма обучения: Очная

 

 

Согласовано с выпускающей кафедрой _______ ______________________________ Зав.кафедрой __________________ (подпись, инициалы, фамилия) «___»__________20__ г.   РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры социологии организаций Протокол от «28» июня 2012 г. №18 Зав. кафедрой СО / В.Н. Лаврикова (подпись, инициалы, фамилия) «___»__________20__ г

 

 

Цели и задачи курса

Цель дисциплины:

Формирование профессиональной компетентности студентов в решении задач самоорганизации студенческого сообщества.

Задачи курса:

- Изучение основных этапов становления российского студенчества;

- Формирование представлений о студенческом сообществе;

- Развитие коммуникативных навыков опыта работы в команде;

- Овладение организаторскими способностями;

- Умение анализировать студенческое сообщество;

- Подготовка к эффективной работе в современной организации;

- Изучение представлений о процессе и методах социологического исследования.

Дисциплина «Студенческое сообщество» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин Изучение данной дисциплины опирается на совокупность всех знаний, накопленных студентами по гуманитарным дисциплинам, таким как «история», «философия», «психология и педагогика» и т.д.

Освоение данной дисциплины необходимо для выработки навыков аналитического подхода к социальной действительности, в основе которого лежит научное знание; умений понимать, интерпретировать и использовать в профессиональной деятельности и в повседневной жизни социологические данные; общей культуры специалистов, потребности в получении научных знаний о явлениях общественной жизни у студентов.

 

 

Структура и объем дисциплины

Объем дисциплины в часах и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 135 часов.

Таблица 2.1

 

  Виды занятий   Распределение нагрузки по семестрам (часов)   Всего часов  
семестр __ семестр __ семестр
Общая трудоёмкость        
Аудиторные занятия, в т.ч.        
Лекции        
Практические занятия        
Самостоятельная работа студентов        
Курсовой проект или работа -     -
Промежуточный контроль (контроль по итогам изучения дисциплины за семестр) экзамен      

Структура и объем учебного курса

Таблица 2.2

№ темы Наименование темы Всего часов по семестру Аудиторные занятия Самостоятельная работа студента Аудиторные занятия в т.ч.
Лекции Лабораторные Практические
2 семестр
1. Определение понятия студенческое сообщество            
2. Студенчество как социальная группа            
3. Студенческая молодежь. Возрастная стратификация            
4. Современные социальные ориентации молодежи            
5. История молодежного движения            
6. Становление воспитательного процесса. Воспитание: цели и задачи            
7. Ценности современной российской молодежи            
8. Основы профессионального самоопределения студенческой молодежи            
9. Государственная молодежная политика            
10. Студенческое самоуправление            
11. Социальное проектирование     2+1      
12. Воспитательная работа и молодежная политика            
  Итого         -  

Содержание программы учебных занятий

Таблица 3.1

 

№ п/п Содержание лекции Кол-во часов
     
2 семестр
1. Определение понятия студенческое сообщество.Сообщество как добровольное объединение. Студенчество как социально-профессиональная группа. Понятие и организация студенческого сообщества.  
2. Студенчество как социальная группа.Понятие «студент», понятие «социальная группа». Истрия становления студенчества.  

«Продолжение таблицы 3.1»

3. Студенческая молодежь.Возрастная стратификация. Понятие «молодежь», понятие «студенческая молодежь». Возрастные границы молодежи как социально-демографической группы и студенческой молодежи. Основные подходы к определению границ молодежного возраста.  
4. Современные социальные ориентации молодежи.Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи. Факторы, влияющие на ценностные ориентации студенческой молодежи: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; образовательный; девиантно-делинквентный.  
5. Современные социальные ориентации молодежи.Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи. Факторы, влияющие на ценностные ориентации студенческой молодежи: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; образовательный; девиантно-делинквентный.  
6. История молодежного движения.Молодежные общественные организации: основные понятия, классификация и функции. Этапы становления молодежного движения.  
7. История молодежного движения.История молодежного движения за рубежом. Исторические этапы становления молодежного движения в России. Состояние и перспективы развития молодежного движения в 21 в.  
8. Становление воспитательного процесса. Воспитание: цели и задачи. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Технологии воспитания и воспитательной деятельности.  
9. Становление воспитательного процесса. Воспитание: цели и задачи.Социальное воспитание личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие человека и культуры. Значение субкультуры для развития человека. Технология педагогического разрешения конфликтов. Методика социальной профилактики. Типология специфических молодежных конфликтов.  
10. Ценности современной российской молодежи.Классификация ценностей, ценностных ориентаций.Основное содержание ценностных ориентаций - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. Динамика ценностных ориентаций молодежи в РФ.  
11. Основы профессионального самоопределения студенческой молодежи. Понятие «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение в сфере ГМП. Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи.  
12. Основы профессионального самоопределения студенческой молодежи.Условия продуктивного самоопределения работников сферы ГМП. Профессиональное самоопределение на разных этапах онтогенеза.  
13. Государственная молодежная политика. Международная практика и мировые тенденции в сфере молодежной политики.  
14. Государственная молодежная политика. История становления молодежной политики в РФ. Стратегия государственной молодежной политики и развитие в РФ. Цель и приоритеты государственной молодежной политики. Принципы и меры по реализации Стратегии.  

«Продолжение таблицы 3.1»

15. Студенческое самоуправление.Понятие студенческого самоуправления, основные подходы и принципы реализации.  
16. Студенческое самоуправление.Понятие, сущность, структура и реализация.  
17. Социальное проектирование.Методологические основы, социальная проекция, диагностика, прогнозирование. Технология разработки проектов. Экспертиза, руководство, оценка эффективности проекта. Особенности и специфика программирования и проектирования в сфере ГМП. Проблемы аксиоматических методов принятия решений при программном, проблемно-целевом проектировании ГМП.  
18. Воспитательная работа и молодежная политика.Понятие молодёжной политики и пути её реализации. Воспитательная работа в молодёжной среде.  
  Итого лекционных занятий:  

 

 

Таблица 3.2

№ п/п Содержание практических занятий Кол-во часов
     
2 семестр
1. Определение понятия студенческое сообщество.Сообщество как добровольное объединение. Студенчество как социально-профессиональная группа. Понятие и организация студенческого сообщества.  
2. Студенчество как социальная группа.Понятие «студент», понятие «социальная группа». Истрия становления студенчества.Студенчество и его социальная роль в обществе.  
3. Студенческая молодежь.Возрастная стратификация. Понятие «молодежь», понятие «студенческая молодежь». Возрастные границы молодежи как социально-демографической группы и студенческой молодежи. Основные подходы к определению границ молодежного возраста.  
4. Современные социальные ориентации молодежи.Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи. Факторы, влияющие на ценностные ориентации студенческой молодежи: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; образовательный; девиантно-делинквентный.  
5. Современные социальные ориентации молодежи.Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи. Факторы, влияющие на ценностные ориентации студенческой молодежи: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; образовательный; девиантно-делинквентный.  
6. История молодежного движения.Молодежные общественные организации: основные понятия, классификация и функции. Этапы становления молодежного движения.  
7. История молодежного движения.История молодежного движения за рубежом. Исторические этапы становления молодежного движения в России. Состояние и перспективы развития молодежного движения в 21 в.  

«Продолжение таблицы 3.2»

8. Становление воспитательного процесса. Воспитание: цели и задачи. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Технологии воспитания и воспитательной деятельности.  
9. Становление воспитательного процесса. Воспитание: цели и задачи.Социальное воспитание личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие человека и культуры. Значение субкультуры для развития человека. Технология педагогического разрешения конфликтов. Методика социальной профилактики. Типология специфических молодежных конфликтов.  
10. Ценности современной российской молодежи.Классификация ценностей, ценностных ориентаций.Основное содержание ценностных ориентаций - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. Динамика ценностных ориентаций молодежи в РФ.  
11. Основы профессионального самоопределения студенческой молодежи. Понятие «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение в сфере ГМП. Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи.  
12. Основы профессионального самоопределения студенческой молодежи.Условия продуктивного самоопределения работников сферы ГМП. Профессиональное самоопределение на разных этапах онтогенеза.  
13. Государственная молодежная политика. Международная практика и мировые тенденции в сфере молодежной политики.  
14. Государственная молодежная политика. История становления молодежной политики в РФ. Стратегия государственной молодежной политики и развитие в РФ. Цель и приоритеты государственной молодежной политики. Принципы и меры по реализации Стратегии. Опыт реализации ГМП в РФ.  
15. Студенческое самоуправление.Понятие студенческого самоуправления, основные подходы и принципы реализации.  
16. Студенческое самоуправление.Понятие, сущность, структура и реализация.  
17. Социальное проектирование.Методологические основы, социальная проекция, диагностика, прогнозирование. Технология разработки проектов. Экспертиза, руководство, оценка эффективности проекта. Особенности и специфика программирования и проектирования в сфере ГМП. Проблемы аксиоматических методов принятия решений при программном, проблемно-целевом проектировании ГМП.  
18. Воспитательная работа и молодежная политика.Понятие молодёжной политики и пути её реализации. Воспитательная работа в молодёжной среде.  
  Итого практических занятий:  

 

Содержание и объем самостоятельной работы

Таблица 4.1

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Разделы или темы рабочей программы Форма отчетности Кол-во часов
         
2 семестр
1. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 1. Определение понятия студенческое сообщество. Конспекты ответов на вопросы  
2. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 2. Студенчество как социальная группа. Конспекты ответов на вопросы  
3. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 3. Студенческая молодежь. Возрастная стратификация. Конспекты ответов на вопросы  
4. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 4. Современные социальные ориентации молодежи. Конспекты ответов на вопросы  
5. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 5. История молодежного движения. Конспекты ответов на вопросы  
6. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 6. Становление воспитательного процесса. Воспитание: цели и задачи. Конспекты ответов на вопросы  
7. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 7. Ценности современной российской молодежи. Конспекты ответов на вопросы  
8. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 8. Основы профессионального самоопределения студенческой молодежи. Конспекты ответов на вопросы  
9. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 9. Государственная молодежная политика. Конспекты ответов на вопросы  
10. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 10. Студенческое самоуправление. Конспекты ответов на вопросы  
11. Работа с учебной и справочной литературой по подготовке к практическому занятию 11. Социальное проектирование. Конспекты ответов на вопросы 2+1

«Продолжение таблицы 4.1»

12. Работа с учебной литературой Воспитательная работа и молодежная политика. Конспекты  
Итого часов на самостоятельную работу  

 

Организация и методика межсессионного и итогового контроля знаний

В процессе изучения дисциплины применяется следующие формы контроля:

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса. Основными формами текущего контроля знаний являются:

− работа с тестами (разработанные варианты тестов находятся на кафедре).

− обсуждение вынесенных в планах аудиторных занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

− учет посещаемости лекций и практических занятий.

Промежуточный контроль проводится в форме письменного экзамена (2 семестр). При выставлении оценки учитывается активность студента во время аудиторных занятий, выполнение им заданий для самостоятельной работы и результаты собеседований по лекционному материалу и материалу практических занятий а также работа с тестовыми заданиями.

Вопросы к экзамену

1. Раскрыть понятие профессиональное самоопределение.

2. Профессиональное самоопределение в сфере ГМП.

3. Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи.

4. Определение молодежной субкультуры.

5. Факторы, влияющие на специфику образований молодежных культур в России.

6. Раскройте понятие «ценность», «ценностные ориентации».

7. Опишите классификацию ценностей.

8. Приоритетные направления государственной молодежной политики.

9. Основные цели проекта "Доброволец России".

10. Основные цели проекта "Карьера".

11. Основные цели проекта "Команда".

12. Раскройте понятие «социализация».

13. Теории социализации.

14. Студенческое самоуправление.

15. Формы студенческого самоуправления.

16. Уровни развития студенческого самоуправления.

17. Технология создания студенческого сообщества.

18. Социально-психологические особенности студенческой молодежи.

19. История молодежного движения в России.

20. Раскройте цели и задачи воспитания.

21. Перечислите и раскройте составные части воспитания.

22. Возрастные границы молодежи как социально-демографической группы и студенческой молодежи.

23. Основные подходы к определению границ молодежного возраста. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

24. Факторы, влияющие на ценностные ориентации студенческой молодежи. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

25. Факторы, влияющие на ценностные ориентации студенческой молодежи.

26. История молодежного движения за рубежом.

27. Исторические этапы становления молодежного движения в России.

28. Состояние и перспективы развития молодежного движения в 21 в.

29. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

30. Базовые теории воспитания и развития личности.

31. Национальное своеобразие воспитания.

32. Система форм и методов воспитания.

33. Технологии воспитания и воспитательной деятельности.

34. Социальное воспитание личности.

35. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания.

36. Взаимодействие человека и культуры.

37. Значение субкультуры для развития человека.

38. Классификация ценностей, ценностных ориентаций.

39. Основное содержание ценностных ориентаций.

40. Динамика ценностных ориентаций молодежи в РФ.

41. Стратегия государственной молодежной политики и развитие в РФ.

42. Понятие студенческого самоуправления, основные подходы и принцпы реализации.

43. Понятие молодёжной политики и пути её реализации.

44. Воспитательная работа в молодёжной среде.

45. Типология специфических молодежных конфликтов.

46. Студенчество – историко-социологический анализ

47. Социологический анализ студенческой молодежи

48. История формирования высших учебных заведений Забайкальского края.

49. Раскрыть особенности молодежного возраста

50. Особенности развития личности студента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: