ИЗ литературы первой половины Х1Х века




В.А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» 5.1 КАКУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПОЛУЧАЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ БАЛЛАДНЫЙ МОТИВ СУДЬБЫВ «СВЕТЛАНЕ» ЖУКОВСКОГО?
Баллада «Светлана» (1808-1812), в отличие от «Людмилы», первой пробы пера В.А. Жуковского в этом жанре, исполнена «русского духа». Поэтическая сцена гадания «в крещенский вечерок», которая открывает балладное действие, переносит нас в таинственный мир народных преданий. Эпизод фантастического пророчества судьбы главной героини, увидевшей в зеркале своего суженого и совершившей характерное для баллады «путешествие на коне, получает трагедийную окраску. Избушка становится пространственным центром действия. Не божий храм – символ добра и счастья, а хижинка под снегом – предвестие недоброго – ждет юную деву. «Безответный житель» её, жених Светланы, оказывается мертвецом. Но втор сразу же разряжает драматическое напряжение, сообщая читателю, что это был лишь сон. Неожиданные события, участницей которых становится главная героиня, получают счастливую развязку. Страшное видение не сулит деве беды. Трагизм действия разрушается с приездом «милого друга» и здравицей в честь будущих супругов. В самом имени героини чувствуется предопределение счастливой судьбы. Роль фатума в жизни человека – едва ли не главная проблема баллады как жанра – обретает в произведении Жуковского своеобразное звучание. Случай перестает играть главную роль в развитии событий. Добродетель становится залогом обретения счастья. Потусторонние силы уже не властны над судьбой человека, он сам выбирает свой путь, получая заслуженную награду за свои добродетели или наказание за пороки. Важную роль в произведении играют молитвы, с которыми главная героиня обращается к Всевышнему. Творец внимает голосу чистой девы: Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, Ангел-утешитель. Светлое пожелание автора в эпилоге произведения звучит добрым напутствием главной героине
М.Ю. Лермонтов, «Песня..про купца Калашникова» С5.2 Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович («Песня про купца…») и Тихон Иванович («Гроза» А.Н. Островского).
Главный герой «Песни про царя Ивана Васильевича…» купец Калашников наделяется чертами былинного богатыря и вместе с тем романтического персонажа. Степан Парамонович одержим одной целью – стремлением отомстить опричнику, оскорбившему его жену. Калашникова не пугают ни смерть, ни царский гнев. Для него честь дороже всего. Степан Парамонович готов стоять до конца за «святую правду-матушку». Он не просто вступает в поединок с Кирибеевичем, но восстает против системы произвола и вседозволенности царской власти, ведь Иван Васильевич готов нарушить своё слово, первоначально обещав праведный бой. Герой А.Н. Островского Тихон Кабанов – человек другой эпохи. Он живет в доме, где сильны домостроевские законы. В силу своего характера он не может понять тоску жены по настоящей любви. Тихон уезжает в Москву насладиться свободой и не внемлет просьбам Катерины взять её с собой. Нарушив супружеский долг, героиня всенародно кается в грехе. Однако Тихон готов простить Катерину, потому что любит её. Только по настоянию матери он несколько раз побил жену согласно домостроевским обычаям. Но страдает от этого. После самоубийства Катерины именно Тихон бросает Кабанихе страшные обвинения: «Маменька, это Вы её погубили! Вы! Вы!» Он остается «жить на свете и мучиться». Его слабость является одной из причин трагедии, разыгравшейся в купеческом доме Кабановых.
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» С5.1 В чем смысл эпиграфа к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»?
Эпиграф поэмы М.Ю. Лермонтова отсылает нас к библейскому сюжету. Во время одной из битв воины Саула почувствовали себя утомленными. Но царь сказал, что казнит всякого, кто отведает пищу, пока не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только сын Саула Ианофан, не знавший о заклятии отца, отведал немного мёда. Перед казнью он с горечью произнес: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Эти слова отражают несправедливость судьбы не только сына Саула, но и лермонтовского героя, который жил настоящей жизнью лишь три дня и должен был умереть во цвете лет. Поэма М.Ю. Лермонтова начинается с рассказа о том, как после покорения Грузии Россией пленный ребенок находит приют «в стенах хранительных» монастыря. Воспитанный в семье горцев, он наследует «Могучий дух его отцов»: Он знаком пищу отвергал И тихо. Гордо умирал. Мцыри будет томиться «неясною тоской по стороне своей родной». Противоречие внешнего облика («и слаб, и гибок, как тростник») и внутренней силы героя составит основу романтического характера. Готовый принять монашеский обет, послушник неожиданно совершит побег. Среди лесов, на воле, Мцыри превратится героя народно -поэтического эпоса, вступив в схватку с барсом. После трехдневных скитаний он возвратится в монастырь, чтобы умереть. Его пламенный монолог-исповедь будет исполнен тоской по родине и свободе. Автор утверждает справедливость восстания Мцыри против рока, богоборческого бунта героя, что находит отражение в эпиграфе.
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» С5.1 Какой «горизонт ожиданий» несет в себе заглавие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
Титульный лист первого издания «Мертвых душ», оформленный самим автором, представлял весьма выразительную картину: множество черепов вокруг коляски Чичикова, символизирующей путь России. Тема жизни и смерти получила в творчестве Н.В. Гоголя широкое развитие. А в поэме «Мертвые души» стала основной. Называя человеческие пороки. Писатель мечтал исправить их. Его сатира превратилась в борьбу за «душу живую». Н.В. Гоголь поставил перед собой задачу (и вынес её в заглавие) – определить и показать читателю. Чьи же души на самом деле являются «мертвыми» - умерших крестьян или здравствующих помещиков и чиновников. Городские чиновники уклоняются от своих прямых обязанностей, губернатор занят тем,что вышивает по тюлю. Помещики также не исполняют своих прямых обязанностей. Они не отцы своим крестьянам, не настоящие хозяева. Важным фактом становится отсутствие церквей на дороге,по которой движется бричка Чичикова. Люди отказались от Бога, следовательно впали в соблазн и грех. Только в главе о Плюшкине появляются два храма – значит, есть надежда на спасение души этого человека. Павел Иванович, подобно апостолу, совершает настоящий крестовый поход с целью вывести тени покойников из ада, оживить их. Ушедшие из жизни крестьяне сохранили живую душу. Это Степан Пробка, каретник Михеев, Сапожник Максим Телятников. Одухотворенным образом становится и губернаторская дочка: сюжетный мотив, с ней связанный, содержит намек на чувство любви. В лирических отступлениях автор рассматривает возможные пути духовного воскресения России. Недаром, по замыслу Гоголя, произведение должно было состоять из трех частей, подобно «Божественной комедии» Данте. Из первой, «адовой», части предполагалось начать восхождение в рай.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: