А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»




1. Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов (например, ветер и вьюга в поэме «Двенадцать»)? (Символ)

2. Какой литературный прием использует А.А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать», противопоставляя образы? (Контраст)

3. К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы? (Песни)

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить -

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить!

Специфика заданий С2, С4

  • Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям (С2, С4).

Задание С2 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и высказывания о связи проблематики данного фрагмента лироэпического произведения с произведениями других отечественных писателей-классиков.

С 4. Произведение как часть единого культурно-художественного пространства

Задание С4 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и высказывания о проблемно-тематических связях данного стихотворения с другими произведениями отечественных поэтов, т. е. произведение должно быть воспринято учащимся не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства, как часть истории человеческой цивилизации

НЕОРДИНАРНЫЙ ГЕРОЙ, ПРОТИВОСТОЯЩИЙ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
    М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» Стремление к свободе становится для Мцыри «одной, но пламенной страстью», заставляющей юношу бежать из монастыря, где он чувствует себя чужим, но свобода оказывается для выросшего в неволе мальчика–горца недостижимым идеалом: он погибает, не добравшись до «страны отцов».
А.С. Пушкин. «Цыганы» Алеко бежит в цыганский табор от «неволи душных городов», так как считает, что именно здесь может найти истинную свободу. Но, как и Мцыри, Алеко ждет разочарование: среди вольных цыган он оказывается чужим, поскольку хочет свободы лишь для себя.
М. Горький. «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларре) В Ларре тоже воплотился дух романтической свободы, он, как и Мцыри, оказался как бы между двух миров – вольных, гордых, беспощадных орлов и мирных, живущих в гармонии с природой людей. Как и пушкинский Алеко, он признает только свои права на свободу, убивая девушку, отвергнувшую его.
ПОДВЕДЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ ИТОГОВ МОЛОДОСТИ, ПРОЩАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ, НАДЕЖДАМИ, МЕЧТАМИ
М.Ю. Лермонтов. «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно» Прощание с надеждами юности («Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»). В элегии «И скучно и грустно» герой опровергает юношеские стремления к счастью, любви. Однако утрата земных надежд сочетается с ожиданием духовных свершений: «Начать готов я жизнь другую»
А.А. Блок. «О доблести, о подвигах, о славе» Содержанием стихотворения является изображение переломных моментов в жизни лирического героя: отказ от «забав юности», поиски иных, высших истин, обретение общественных идеалов_
С. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…» Свою прощальную песнь по уходящей молодости С.А. Есенин символически окрашивает в тона русского пейзажа. Поэт благословляет светлые мгновенья, отвергает всё недостойное
ОБРАЗ МЕТЕЛИ
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»   Образ метели является традиционным для русской литературы Х1Х и ХХ веков.
М.А. Булгаков. «Собачье сердце» Идейно-художественные функции «метели» многообразны. Природная стихия выступает зачастую как   символ судьбы или олицетворяет стихию революционного восстания, бунта, а также становится знаком страстей, хаоса жизни.
А. Блок. «Двенадцать», цикл «Снежная маска»
Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…»
МОТИВ УТРАТЫСЕМЕЙНГОГО ГНЕЗДА
А.П. Чехов. «Вишневый сад» Мотив утраты семейного гнезда – традиционный мотив всей русской литературы. В классических произведениях ХХ века он связан сюжетом утраты дворянских имений, которые строились не для получения дохода, а для мирной жизни целых поколений дворянской семьи, жизни, полной удовольствий, празднеств, а также общения с науками и искусством.
М. Шолохов. «Тихий Дон»» Исторические катаклизмы обусловливают потерю семейного очага героями «Тихого Дона», когда казаки лишаются своих куреней, нажитого тяжким трудом имущества.
М.А. Шолохов. «Судьба человека». А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» Трагедия Великой Отечественной войны.
В.Г. Распутин. «Пожар», «Прощание с Матёрой» Герои утрачивают не просто дом, а место, где родились и выросли.

Специфика заданий С 5.

С5.1 С5.2 С5.3 – задания высокого уровня сложности, представляющие собой вопросы проблемного характера.

 

1.Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе - экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; - формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументыи делая соответствующие выводы; - демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;  
2.Уровень владения теоретико-литературными знаниями -экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов  
3.Обоснованность привлечения текста произведения  
4. Последовательность и логичность изложения  
5.Следование нормам речи  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: