1. Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов (например, ветер и вьюга в поэме «Двенадцать»)? (Символ)
2. Какой литературный прием использует А.А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать», противопоставляя образы? (Контраст)
3. К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы? (Песни)
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Специфика заданий С2, С4
- Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям (С2, С4).
Задание С2 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и высказывания о связи проблематики данного фрагмента лироэпического произведения с произведениями других отечественных писателей-классиков.
С 4. Произведение как часть единого культурно-художественного пространства
Задание С4 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и высказывания о проблемно-тематических связях данного стихотворения с другими произведениями отечественных поэтов, т. е. произведение должно быть воспринято учащимся не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства, как часть истории человеческой цивилизации
НЕОРДИНАРНЫЙ ГЕРОЙ, ПРОТИВОСТОЯЩИЙ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ | |
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» | Стремление к свободе становится для Мцыри «одной, но пламенной страстью», заставляющей юношу бежать из монастыря, где он чувствует себя чужим, но свобода оказывается для выросшего в неволе мальчика–горца недостижимым идеалом: он погибает, не добравшись до «страны отцов». |
А.С. Пушкин. «Цыганы» | Алеко бежит в цыганский табор от «неволи душных городов», так как считает, что именно здесь может найти истинную свободу. Но, как и Мцыри, Алеко ждет разочарование: среди вольных цыган он оказывается чужим, поскольку хочет свободы лишь для себя. |
М. Горький. «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларре) | В Ларре тоже воплотился дух романтической свободы, он, как и Мцыри, оказался как бы между двух миров – вольных, гордых, беспощадных орлов и мирных, живущих в гармонии с природой людей. Как и пушкинский Алеко, он признает только свои права на свободу, убивая девушку, отвергнувшую его. |
ПОДВЕДЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ ИТОГОВ МОЛОДОСТИ, ПРОЩАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ, НАДЕЖДАМИ, МЕЧТАМИ | |
М.Ю. Лермонтов. «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно» | Прощание с надеждами юности («Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»). В элегии «И скучно и грустно» герой опровергает юношеские стремления к счастью, любви. Однако утрата земных надежд сочетается с ожиданием духовных свершений: «Начать готов я жизнь другую» |
А.А. Блок. «О доблести, о подвигах, о славе» | Содержанием стихотворения является изображение переломных моментов в жизни лирического героя: отказ от «забав юности», поиски иных, высших истин, обретение общественных идеалов_ |
С. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…» | Свою прощальную песнь по уходящей молодости С.А. Есенин символически окрашивает в тона русского пейзажа. Поэт благословляет светлые мгновенья, отвергает всё недостойное |
ОБРАЗ МЕТЕЛИ | |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» | Образ метели является традиционным для русской литературы Х1Х и ХХ веков. |
М.А. Булгаков. «Собачье сердце» | Идейно-художественные функции «метели» многообразны. Природная стихия выступает зачастую как символ судьбы или олицетворяет стихию революционного восстания, бунта, а также становится знаком страстей, хаоса жизни. |
А. Блок. «Двенадцать», цикл «Снежная маска» | |
Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…» | |
МОТИВ УТРАТЫСЕМЕЙНГОГО ГНЕЗДА | |
А.П. Чехов. «Вишневый сад» | Мотив утраты семейного гнезда – традиционный мотив всей русской литературы. В классических произведениях ХХ века он связан сюжетом утраты дворянских имений, которые строились не для получения дохода, а для мирной жизни целых поколений дворянской семьи, жизни, полной удовольствий, празднеств, а также общения с науками и искусством. |
М. Шолохов. «Тихий Дон»» | Исторические катаклизмы обусловливают потерю семейного очага героями «Тихого Дона», когда казаки лишаются своих куреней, нажитого тяжким трудом имущества. |
М.А. Шолохов. «Судьба человека». А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» | Трагедия Великой Отечественной войны. |
В.Г. Распутин. «Пожар», «Прощание с Матёрой» | Герои утрачивают не просто дом, а место, где родились и выросли. |
Специфика заданий С 5.
С5.1 С5.2 С5.3 – задания высокого уровня сложности, представляющие собой вопросы проблемного характера.
1.Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе - экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; - формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументыи делая соответствующие выводы; - демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения; | |
2.Уровень владения теоретико-литературными знаниями -экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов | |
3.Обоснованность привлечения текста произведения | |
4. Последовательность и логичность изложения | |
5.Следование нормам речи |