Тема: Функциональные стили литературного языка
1. Научный стиль.
2. Официально-деловой стиль.
3. Публицистический стиль.
4. Разговорный стиль.
Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей.
Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего общества на совещаниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общений, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, то есть функциональные стили.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном имеют публицистический стиль; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется разговорно-бытовой стиль.
Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.
Научный стиль
Научный стиль характерен для научной литературы: статей, монографий, учебников, рецензий, рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, тезисов (письменная форма), лекций, научных докладов, сообщений (устная форма). Научный стиль требует точности, логичности, объективности изложения. Этим обусловлена его специфика.
Для лексики научного стиля характерно:
· наличие терминов: инвариант, визуальный, вербальный, дискурс, презумпция невиновности, ингредиенты, культурология и др.;
· использование слов с абстрактным значением: антинаучность, биологизация, взрывоопасность, глубинность, идеологизация, процесс и др.;
Научные тексты состоят из доказательств, суждений, выводов, обобщений, анализа явлений.
Текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога.
Разновидностью научного стиля считается научно-популярный стиль. Литература, написанная таким стилем, называется научно-популярной. Он популяризирует науку, ее открытия и достижения. В увлекательной, занимательной форме авторы научно-популярных книг рассказывают о небесных: планетах, о морях и океанах, о тайнах пещер и подземных лабиринтов, о жизни животных, птиц, рыб, о растительном мире, обо всем, что может заинтересовать любознательного читателя.
Научно-популярный стиль сохраняет особенности научного стиля. Отличительные признаки научно-популярного стиля:
· употребление разговорной, эмоционально-экспрессивной лексики;
· использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, различного вида повторов и др.);
· предпочитаются простые предложения;
· для оживления повествования иногда монолог приобретает черты диалога.
Авторы научно-популярных книг стараются активизировать читателя, вовлечь его в разговор, заострить его внимание на каких-то важных фактах, действиях. Поэтому задают читателю вопросы и тем самым заставляют думать, размышлять, анализировать, находить собственное решение.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль характерен, для международной, государственной, служебной документации, а именно пактов, законов, постановлений, уставов, договоров, инструкций, объявлений, приказов, накладных, объяснительных записок, заявлений и т. д. В основном данный стиль представлен в письменной форме.
Тексты официально-делового стиля призваны урегулировать, узаконить отношения между государственными учреждениями, между различными объединениями людей, между индивидумами.
Общими стилевыми чертами официально-деловой речи являются:
· точность изложения, не допускающая возможности инотолкования;
· детальность изложения;
· стереотипность, стандартность изложения.
Для лексики этого стиля характерно:
· наличие слов, отражающих официально-деловые отношения:пленум, сессия, решение, постановление, предоплата, удостоверение личности, резолюция и др.;
· использование канцеляризмов: заслушать доклад, зачитать протокол, огласить решение, входящий, исходящий номер, препровождать и др.;
· наличие штампов: довести до сведения, в текущем году, в целях исправления, имеет место, вступать в силу, оказать содействие и др.
Публицистический стиль
Публицистика как вид литературы, задача которой обсудить наиболее актуальные, злободневные социальные вопросы и тем самым воздействовать на общественное мнение, появилась на Руси уже в XI в.
Отличительной чертой публицистического стиля считается соединение в нем противоположного: стандарта и экспрессии, строгой логичности и эмоциональности, доходчивости и лаконичности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.
Это свойство ярче всего проявляется в лексике:
· соединение клише: банковский сектор, рынок государственных бумаг, сфера торговли, правовое государство, процесс пошел, поставить вопрос, здравый смысл и метафор, сравнений, эпитетов: судьбоносная встреча, пульс времени, солдаты удачи;
· высокая книжная, также собственно научная лексика: держава, свершение, созидание; мониторинг, хронический дефицит, приватизация, потребительская корзина и разговорно-просторечная: бабки, крутой, зеленые.
Кроме того, для лексики публицистического, стиля характерно:
· использование так называемых газетизмов: плюрализм мнений, гражданское согласие, командная система, автократия, боевики, деструктивные силы;
· появление большого количества иностранных слов: маркетинг, спикер, пейджер, консенсус, инаугурация, киллер, рэкет, имидж, хит, холдинг, в томчисле и профессиональной журналистской лексики: дайджест, брифинг;
Разговорный стиль
Разговорный стиль уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи устная (беседа, разговор), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи — личных дневниках, записках, частных письмах.
В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в текстах других стилей, реализуется функция общения, или коммуникативная.
К основным свойствам текстов разговорного стиля можно отнести неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, характеристик и взаимоотношений говорящих, меньшая степень регламентации, по сравнению с книжными стилями.
Поскольку разговорные тексты имеют преимущественно устную форму, особую роль играют средства фонетического уровня — интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. В отличие от других жанров, существующих в устной форме, — научного доклада, политического выступления, лекции — тексты разговорного стиля характеризуются неполным, иногда неотчетливым произношением звуков, слогов, слов, быстрым темпом речи. Орфоэпическая, или произносительная, норма разговорной речи допускает варианты:Здрасьте, ЛексейМихалыч (Здравствуйте, Алексей Михайлович), приговор, договор с ударением на первом слоге (в научном докладе, лекции, выступлении такое ударение нежелательно).
Для лексики текстов разговорного стиля характерно преобладание конкретных слов над абстрактными (стол, стул, спать, есть), широкое использование слов с эмоционально-оценочной (орел, собака — о человеке) и разговорно-просторечной (дрыхнуть, вляпаться) окраской, а также метафор (винегрет, каша, окрошка — о путанице, кисель, лапша, размазня — о вялом бесхарактерном человеке) на фоне нейтральной лексики. Малоупотребительна книжная, иноязычная и терминологическая лексика. Особенностью текстов разговорного стиля считаются так называемые опустошенные слова, способные заменять любые другие слова (дело, вещь, штука, музыка, валять, дуть): «Я пью без сахара, но вот с этой штукой (пирогом)». В бытовом общении возможно называние предметов особым образом: «Дай мне чем укрыться (одеяло, плед, простыня)». Часто используются речевые окказионализмы — созданные в процессе говорения слова, причем значение их понятно без дополнительных пояснений (открывалка — консервный нож, стукалки — туфли на высоких каблуках). Нередко употребляются синонимы, в том числе и окказиональные, допустимо расширение сочетаемости слов.
На словообразовательном уровне эмоциональность и оценочность текстов разговорного стиля реализуется с помощью суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности(холодина, жарища, животище, худющий), повторов слов (еле-еле, большой-пребольшой).Тенденция к экономии языковых средств в текстах разговорного стиля проявляется в том, что словосочетание может заменяться одним словом (сгущенка — сгущенное молоко, тушенка — тушеное мясо, маршрутка — маршрутное такси) и в образовании новых слов путём усечения (маг — магнитофон, препод — преподаватель, видео — видеомагнитофон, нал — наличные деньги, напряг — напряжение).
Задание. Вспомните и запишите названия передач, в которых употребляется:
а) научный (научно-популярный) стиль;
б) официальный стиль;
в) публицистический стиль;
г) разговорный стиль.