Художник Нестор Хломов (1928 – 1988)




5 выставка | проект «Арт-Память» | грант Президента РФ |

галерея «АртБаzа» | Сергиев Посад |

июнь 2020

 

 

Нестор Хломов – сергиево-посадский художник, на котором ярко отразилась – и не могла не отразиться -- палитра талантливейших мастеров Мамонтовского Кружка "Абрамцева", расположенного под Сергиевом, в творчестве Хломова отчётливо узнаются заветы лучших русских мастеров этого ярчайшего факела нашей культуры рубежья ХIX – XX веков: Ильи Репина, Исаака Левитана, Василия Сурикова, Валентина Серова, Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Врубеля, их творческих наследников и продолжателей дела Национального искусства, – которые Нестор Хломов унаследовал через своих замечательных учителей, наставников, собеседников и спутников по Пути Бытия.

Открывающаяся сейчас – наконец, в реале – серединой июня 2020 года, Выставка Нестора Хломова (1928 – 1988), графика, живописца, путешественника, историка материальной культуры, краеведа, литератора, педагога (не удивляйтесь: Хломов с удовольствием преподавал в вечерней школе рабочей молодёжи – «математику», «физику», «астрономию», которые профессионально знал и искренне любил!) – уже 5 -ая по Проекту «Арт-Память», после с большим успехом и резонансно прошедших, по-музейному развёрнутых, полных и художественно устроенных экспозиций таких известных сергиево-посадских мастеров, какСтанислав Гончаров |1940 – 2003|, Николай Куц |1936 – 2005|, Юрий Леонов |1937 – 2017|, Сергей Дунчев |1916 – 2004|), представленных зрителю по Гранту Президента РФуже ставшей знаковой на культурной карте Сергиева семейной Галереей Валерия и Марьи Яжук (отец и дочь) «АртБаzа».

Так же, как и знакомство моё с произведениями двух художников Сергиева, о которых я писал в эти месяцы (мировой пандемии): Сергей Яковлевич Дунчев (1916, деревня Кривозерье, Нижнеломовский район, Пензенская область, Российская СФСР, СССР – 2004, Сергиев Посад, РФ) и Ольга Паисиевна Галицкая (1953, Ташкент, Узбекская ССР, СССР – 2020, Сергиев Посад, РФ), – которое состоялось лишь по опубликованным, в первую очередь, в Интернете материалам, о творчестве Нестора Васильевича Хломова я составил впечатление, в основном, по произведениям, представленным тоже в Интернете продающими искусство Советского периода нашей Родины «Галереи Леонида Шишкина» и Аукционного дома «СОВКОМ», а также, по репродукциям со Страницы «MUSTUSJENNI» на «Livejornal» (публикация от 18 11 2013) и с Страницы «Хломов Нестор Васильевич» на «FaceBook», за что всем -- безусловное большое спасибо.

Самое раннее произведение Хломова, которое я застал в Интернете и которое мне хотелось бы вам представить, «Близко Новый год », 1950 - е, картон, масло, растворители, кисти, рама, 35,0 х 22,0 см, «Галерея Леонида Шишкина» (репродукция № 01). Вот только что, начиная свой рассказ «Ради детей» о коллеге Хломова Дунчеве, привёл, как важную и знаковую, заставкой ко всему творчеству Сергея Яковлевича его картину «Под новый год», 1958, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 120 х 100 см, Аукционный дом «СОВКОМ», обратил внимание не только на схожесть стилистическую (что естественно) у двух художников, но эмоциональную, технологическую, колористическую, а самое разительное -- эта тема и у Хломова и у Дунчева решена очень близко и сюжетно: женщина, несущая своим детям на плече большого, ватного (помним отлично таких -- сами были теми детьми, которым несли такие чудеса!) Деда Мороза с подкрашенными деталями из цветной, тонкой гофрированной бумаги, ну и конечно, в Деде два доминирующих цвета: вся фигура Деда в шубе -- будто из белого снега, и красный -- мешок подарков и носа.

Три крохотных этюда «Галереи Леонида Шишкина»: «Этюд с лошадью и крестьянкой », 1950 -е, картон, масло, растворители, кисти, 16,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 02), «Этюд с фигурой крестьянки », 1950 -е, картон, масло, растворители, кисти, 16,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 03), и «Зимка », 1950 -е, картон, масло, растворители, кисти, 13,0 х 20,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 04), – заставляют вспомнить о Валентине Серове, Исааке Левитане (с оттенком Коро) и о Василии Сурикове, и, хотя, все три этюда не датированы, но, думаю, по внешним признаком их можно отнести к 50 -м.

Представленные «Галереей Леонида Шишкина » работы Нестора Хломова в темпере 60- х -- целое событие для интересующихся!

Открываются они сгармонизированным и напряжённым «Эскизом к картине «Цирк », 1960 -е (?), подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 70,0 х 90,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 05), на котором видно, что автор -- колорист, справляется и с сложнейшей задачей выдерживания цветового единства в пониженных, но тонко и точно сбалансированных, тонах.

А 4 этюда к картине «Ковровщицы»: «Ковровщицы », 1960 -е, бумага, масло, растворители, кисти, 72,0 х 95,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 06), «Ковровщицы », 1960 -е, подрамник, масло, растворители, кисти, 94,5 х 70,0 см, Аукционный Дом «СОВКОМ » (репродукция № 07), «Ковровщицы. Этюд », 1960 -е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 50,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 08),«Ковровщицы », 1960, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 09), – настоящая энциклопедия темперы, которой Хломов владеет блестяще. Пигменты его – сочные, замешаны, скорее всего, на древнем, как само искусство, классическом связующем для темперных красок – яичной эмульсии. Сохранность хорошая. Но помимо этого этюды показывают хорошую подготовку художника реалистом, не заменимое чувство материала: Хломов распоряжается темперой свойски -- и прозрачно, и с затёками, как акварель, и плотно, и с ударами кисти -- как бы штрихом, и широкими звучными модулями, как мозаика (или витраж?) и природный камень в ней, и свободным каллиграфическим росчерком, но также он умеет и вплавлять цветовой замес один в другой, будто «плави», словно иконописец, так, что чётко-пространственно выстраивается ощущение глубин и фигур в них, и это при быстросохнущих материалах, что говорит о недюжинном мастерстве -- темпера была, есть и остаётся техникой сложнейшей, ещё поскольку и меняет и цвет сильно и тон значительно (при этом редко угадаешь: высветляется ли она или затемняется? краснит? желтит? зеленит? синит? чернеет?) при полном высыхании, поэтому попасть в нужную градацию могут лишь единицы, хотя темперу используют миллионы. Композиция во всех 4-х этюдах мне ясна -- она повторяются и в узнавании одних и тех же сидящих и ткущих натурщиц в их одинаковых позах. По совокупности: а значит -- за плечами -- большая Школа с трудом и навыком, помимо чутья и дара, опытные и добрые наставники, личное уважение и корректность обращения с природой краски, которая не потерпит другого, не даётся дилетанты и школяру! Я рискнул бы сказать, что в фрагменте лучшего этюда «Ковровщицы », 1960, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 10) Хломов -- наследник театральных эскизов Коровина, писанных темперой, и – восточного ядра в мистических, романтических, симфонических полотнах Врубеля, тоже сложенных по тем годам, представлениям и меркам о законченности слишком эскизно и горячо, но что явилось – новой формой языка завершённости и досказанности в изобразительном искусстве в целом!

В 60 , в пейзажах, берёт начало и специфически Хломовская техника -- не знаю никого, кто работал бы так -- делая лёгкую, свободно-текучую подложку акварели в технике "по-мокрому", Хломов, пока ещё не высох последний слой, начинает прорисовку тонкой кистью одним цветом, а следом (как заправский гравер с выправкой исполнителя) наносит эмоционально рисующий "камень" (как говорят в гравюре) чёрным фломастером. Причём, надо сказать, что первые фломастеры тех лет -- совсем не наши, не несмываемые маркеры, поэтому, порой, все его штрихи размыты полностью, что производит щемящее и влекущее томление ко полному единству не только использованных материалов на листе, но и к пространственному зову внутрь, таков лист «Байрам-Али », 1960 -е, бумага, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер, 53,0 х 71,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »(репродукция № 11). Скорее, те фломастеры по оставляемому в произведении техническому следу напоминают работу перьевой ручки с чернилами, которой писали мы все в Советских школах тех лет, – или цветастые радужные затёки бензина в лужицах, чем тоже забавлялись от души. Чернила растекались, как акварель, смешиваясь с тем, что рядом, давали разводы. Ныне уже изобретены акварельные карандаши, рапидографы и многое другое, но вот эффект чернильной ручки и тех, смываемых почти начисто фломастеров, исчез. И этим тоже эти вещи уникальны, не говоря уже о настроении, отчасти даже весёлом, беспафосном совершенно, – наверняка, Хломов -- человек твёрдой и сознательной души, ему ничем не перенастроишь глаз и не смутишь покой внимания, невозмутимого разглядывания. В лучшей работе этих лет «На старой улице », 1960 -е, бумага, акварель, вода, кисти, 61,5 х 34,5 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 12) Хломов справляется и без фломастера, как опытный и вдохновенный акварелист заменяя его тонкой, смеющейся, рисующей многоцветной кистевой линией, положенной танцующе лихо. Мы видим и «alla prima», и приёмы и "по-сырому", и работу по высохшему нижележащему слою, а в целом -- свежее, летящее, атмосферное явление, да и фигуры -- чаруют, в них Хломов -- сказочник, готовый перейти в грань литературного комментатора с знаточеством сатира! И ещё: в синих намечается такое (справедливое) уплотнение поверх -- что Хломов берёт темперу, обогащая прозрачную акварель звучной деликатной плотной краской, буквально капли наплыва которой дают столько восточного ароматного богатства без, казалось бы, особых ухищрений, -- да, Хломов прямой художник, цитат от не него не дождаться! Здесь есть не только техническая, но и какая-то нравственная перекличка с лучшим, недооценённым Бубнововалетовцем – Василием Рождественским, с его дёрганным, дроблённым атональным нервом и стилем письма, он единственный почуял, что маслу свойственно лежать и цвести по холсту прозрачно, призрачно и звонко! Эй, искусствоведы, неужели не видите вы эту уникальность, открытую ещё Сезанном, но забитую и забытую тут же всеми, так называемыми, „сезаннистами“.

Владея мастерски водорастворимыми красками, скоростным безошибочным письмом рисовальщика, итожа формы единым мазком, Хломов добивается эффекта ощущения и движения и состояния чуть не пятном, нет, он не театральный, как Коровин, и не мистик, как Врубель, и не заворожён Азией, как Её Русский Апостол Волков, но -- зоркий и меткий наблюдатель и стрелок. Из- под его кисти выходит живительная и чуть не развесёлая «Средняя Азия. Этюд », 1960 -е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 96,0 см, «Галерея Леонида Шишкина » (репродукция № 13).

В пейзаже «Под стенами » (название условное, опубликовано с выставки 2007 без каталожных данных), Сергиево-Посадский музей-заповедник (репродукция № 14) мы видим Хломова пейзажистом исторической линии, продолжающим Константина Горбатова, который для Сергиева в начале ХХ -го века создал целый свод своеобразных канонов, достойных осмысления, усваивания, использования, подражания: композиционный пейзаж. А розоватый, тёплый цвет под всей живописью так объединяет её, так романтизирует и очаровывает, что за интересом видится поэт.

По чудом сохранившимся чёрно-белым фотографиям со значительных и по размерам, и по сложным композиционным решениям многофигурных композиций Ленинианы, опубликованным на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook», о Хломове можно судить, как об ответственном и талантливом живописце, выполнившим множество заказов и обогатившем эту тему своими, не схожими с другими решениями. Вероятно, это, в основном, работы 70 годов – «Лениниана », фото с заказных работ 70-х (?) годов (публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook») (репродукция № 15).

И, наконец, та, финальная группа работ, которая мне видится итоговой для Мастера, по одной из них, подписанной внизу карандашом и датированной "1983" (репродукция №16), в том числе и по технико-технологическим признакам и материалам, я отношу их к 80 -ым. В произведении «Лодка » (название условное, опубликовано «MUSTUSJENNI» на «Livejornal» 18 11 2013 без каталожных данных), 1983, бумага, графит, акварель, вода, кисти (с черенком), чёрный фломастер (репродукция №16), Хломов -- русский! Так легко ему кажется всё даётся по его любви и знанию того, что рисует. Он прозрачен (масло -- не его материал, оно очень, очень многословное для него, медленное и тягучее!), он стремителен, певуч, протяжен, голос его -- не громкий, но полон оттенка. Он делает крупными затёками не ярко подложки, как любовно, прозаически всё проходя, насыщает акварелью, идёт поверх чёрным -- растекающимся -- фломастером (иногда мне видится и некий трагизм в том, сожаление -- о падающей, исчезающей, разрушающейся повсеместно Руси). В его произведениях много -- боли! Она не сказана...

«Лодки » (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980 , бумага, графит, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер (репродукция № 17) полны свежести, -- вспомнишь (моря и реки и лодки и паруса) Джона Констебла, Эжена Будена, -- бодрящее ощущение приходит и от нового приёма: казалось бы в случайно брошенных пятнах образуются то облака, то рябь реки, то прибрежный мокрый песок, а фломастер теперь -- гуляет и ветром, спокойно и вольно поселясь на листе, став чуть не главным автографом, так зачем ему иной, художнику, Хломову? -- именно по фломастеру будущие эксперты и будут определять принадлежность того или иного листа руке Хломова, Нестора Васильевича.

Завершение нашего экскурса? -- композиция, пожалуй, ну с совсем не привлекательным мотивом: стог сена (ну что тут — ещё?), «Стог сена » (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980 , серая бумага, графит, акварель, белила, вода, кисти, чёрный фломастер; (репродукция № 18), но именно в ней и воплотился весь Хломов, умеющий мыслить стихами там, гдё всё, казалось бы, -- линейно! просто. По серой бумаге идёт прозрачное голубое небо в летящей, сдержанной голубизне. Легко-легко и цветно-цветно подложен сам герой -- стог! И вот -- по всему -- танцует штрих-росчек иероглифами, будто прошёлся известный апологет иероглифической абстракции Ханс Хартунг. И плотно и неслышно всё прописано, и Хломов находит свой уникальный приём, базирующийся на классике: все слои видны, важны, и вздохи, и затаения между ними! Любовь его к России -- какая-то безудержная, он мог бы говорить томами, но вот просто выплакал это. И рассмеялся вдогонку! То ли нам, то ли жизни вообще, затянувшись всласть напоследок вкрутую (папироса)…

Репродукция последняя(репродукция № 19), и прощание: фотопортрет « Художник Хломов, Нестор Васильевич »!

“ВЕСКАЯ РАДОСТЬ РАБОТАТЬ В ВОСТОРГЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: