художник Нестор Хломов (1928 – 1988)




5 выставка | проект «Арт-Память» | грант Президента РФ |

галерея «АртБаzа» | Сергиев Посад |

июнь 2020

 

 

Каталог репродукций художника Нестора Хломова к тексту:

 

01. «Близко Новый Год », 1950 -е, картон, масло, растворители, кисти, 35,0 х 22,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

02. «Этюд с лошадью и крестьянкой », 1950 -е, картон, масло, растворители, кисти, 14,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

03. «Этюд с фигурой крестьянки », 1950 -е, картон, масло, растворители, кисти, 16,0 х 21,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

04. «Зимка », 1950 -е, картон, масло, растворители, кисти, 13,0 х 20,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

05. «Эскиз к картине «Цирк », 1960 -е, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, 70,0 х 90,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

06. «Ковровщицы », 1960 -е, бумага, масло, растворители, кисти, 72,0 х 95,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

07. «Ковровщицы », 1960 -е, подрамник, масло, растворители, кисти, 94,5 х 70,0 см, Аукционный Дом «СОВКОМ »;

08. «Ковровщицы. Этюд », 1960 -е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 50,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

09. «Ковровщицы », 1960, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

10. «Ковровщицы », 1960, фрагмент, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 99,0 х 69,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

11. «Байрам-Али », 1960 -е, бумага, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер, 53,0 х 71,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

12. «На старой улице », 1960 -е, бумага, акварель, вода, кисти, 61,5 х 34,5 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

13. «Средняя Азия. Этюд », 1960 -е, бумага, темпера, эмульсии, вода, кисти, 60,0 х 96,0 см, «Галерея Леонида Шишкина »;

14. «Под стенами » (название условное, опубликовано с выставки 2007 без каталожных данных), Сергиево-Посадский музей-заповедник;

15. «Лениниана » – фото с заказных работ 70-х (?) годов (публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»);

16. «Лодка » (название условное, опубликовано «MUSTUSJENNI» на «Livejornal» 18 11 2013 без каталожных данных), 1983, бумага, графит, акварель, вода, кисти (с черенком), чёрный фломастер;

17. «Лодки » (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980 , бумага, графит, акварель, вода, кисти, чёрный фломастер;

18. «Стог сена » (название условное, публикация 15 02 2020 на Странице «Хломов Нестор Васильевич» в «Faceвook»), 1980 , бумага, графит, акварель, белила, вода, кисти, чёрный фломастер;

19. Фотопортрет: «Художник Хломов, Нестор Васильевич » (скорректировано и вирировано).

 

 

16 05 2020

16 06 2020

Артём Киракосов

https://vk.com/album15993373_275441346

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44055

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3323014317729692&type=3

 

 

НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ХЛОМОВ ~

~ краткий биографический свод лет

1928 – Родился, рос и воспитывался в семье служащих, любящих и ценивших искусство, где поощрялось занятие рисованием, в городе Кзыл-Орда (старое название: «Перовск», «Ак-Мечеть», – по берегам Сырдарьи), Казахская ССР, СССР, ныне – Республика Казахстан, и воплотил в себе две доставшихся ему от старших линии, соединив их в единую в своей биографии: любовь к истории – от старшего брата Кирилла, успевшего поступить на Исторический факультет ИФЛИ, но призванного по «Ворошиловскому призыву» на войну с белофинами, а погибшему уже под Киевом в 1941, и от отца – живописца и графика, Василия Ивановича, специалиста по кожевенному и меховому делу, выставлявшегося художника.

1930 – В начале этих лет семья Хломовых переезжает в Можайск, в своих воспоминания Нестор Васильевич рассказывает о ещё детских впечатлениях от общения с двумя замечательными, известными мастерами, жившими в Можайске: художник-передвижник Илья Лаврентьевич Горохов (1863, деревня Бели, Можайский уезд, Московская губерния, Российская империя – 1934, город Можайск, Московская область, РСФСР, СССР), учителями которого были: И.М. Прянишников и В.Е. Маковский, – как учащийся МУЖВЗ, Горохов близко общался и с К.А. Коровиным, и с С.А. Серовым, и с И.И. Левитаном, а также – Сергей Васильевич Герасимов (1885, город Можайск, Московская губерния, Российская империя – 1964, город Москва, СССР), ученик К.А. Коровина и С.В. Иванова, педагог, доктор искусствоведения, профессор, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова, секретарь Правления Союза художников СССР, академик АХ СССР, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии.

1942 – В 14 Нестор собирается поступить в «мореходку», но по совету близкого друга семьи, не оставлявшего её всю жизнь, художника Сергея Васильевича Герасимова, Нестор решает стать тоже художником.

1943 – После гибели на Войне Старшего брата и Отца (репрессирован, поэтому Нестора не принимают, как сына «Врага Народа», в Комсомол) Нестор с Мамой переезжают в Загорск (ныне – Сергиев Посад) и живут два года (3 –?) в доме прекрасного, известного художника Владимира Ивановича Соколова (1872, Рыбинский уезд, Ярославская губерния, Российская империя – 1946, Загорск, Московская область, РСФСР, СССР), именно Соколова, исключительно талантливого ученика Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, по просьбе мецената Саввы Морозова оставшегося в Сергиевом Посаде восстанавливать, возрождать и руководить мастерскими народных ремёсел, на мой взгляд, и можно считать учителем Хломова в том высоком смысле этого слова, который относится не только к профессии, но и к жизненному `Credo`, историзм, деликатность и вкус, помноженные на прилежную интеллигентность перенимает 15 -летний (благодатный возраст для впитывания, учёбы и быстрого возрастания в изобразительном искусстве) Хломов, навсегда усваивая рисовальные, точные принципы строения произведения, опираясь в первую очередь на литографии, ксилографии, линогравюры Соколова, а также на его открытую и разработанную раскраску чёрного, выжженного контура в композиции водорастворимыми красками, „клеевыми“ в первую очередь, именно из этого и производит, развивая, свой фирменный, авторский приём и почерк зрелый Хломов, работая чёрным фломастером, как рисующим цветом и «камнем», по акварели.

1944 (по другой версии 1943 (?) – 1949 (по другой версии 1 948 (?) – учёба (5 лет) в «Московской средней художественной школа» при «Институте Сурикова» («Московский академический художественный лицей Российской Академии художеств при Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова» – современные названия этих учебных заведений).

1949 – Неудачная попытка («двойка» по «сочинению») поступления на Художественный факультет ВГИК ,расстроенный, уязвлённый, литературно образованный Нестор, уже обладавший незаурядным культурным багажом и, что несомненно, литературным дарованием,больше никогда не возобновляет попыток поступления в художественные ВУЗ .

1949 – 1952 (почему 3 года?) – Он избирает себе «другой путь»: учёба на «Физико-математического отделении» «Загорского учительского института», общение с одним из самых неформально известных и влиятельных художников СССР середины ХХ -го века Робертом Рафаиловичем Фальком (1886, Москва – 1958, Москва) от которого напитывается интеллигентности обращения с пастозной поверхностью в плотной, многослойной масляной живописи, которую Фальк по преданию обрабатывал даже утюжками, а также – с историком искусства, опытны музейщиком, хранителем различных коллекций, заметным сотрудником «Государственного Эрмитажа», «Государственного Русского музея», «Государственной Третьяковской галереи», «Академии истории материальной культуры» («Академия археологии»), «Загорского историко-художественного музея-заповедника», «Центральных художественно-реставрационных мастерских» (сейчас – ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря), графиком (член художественных обществ: «Новое общество художников», «Мир искусства», «Жар-цвет», «Община художников», «Четыре искусства»), действительным членом «Императорской Академии художеств», учеником К.А. Коровина, Л.О. Пастернака, И.Е. Репина Петром Ивановичем Нерадовским (1875 – 1962), который навсегда приобщает его к отечественной истории и культуре, к археологии и этнографии, музееведению и реставрации, краеведению и исследовательскому творчеству.

1952 – Начало творческой карьеры художника совпадает с окончанием учёбы, после которой Нестор работает (предположительно 2 года) по полученной в ВУЗ специальности: преподаёт в «Вечерней школе молодёжи» ``Математику`` и ``Физику`` (по некоторым источникам – и любимую ему ``Астрономию``).

1950 – С середины этих годов около 30 лет Нестор Васильевич работает художником «Загорской художественно-промышленной мастерской» «Московского областного художественного фонда СССР», а Загорский дом Хломовых на Большой Кукуевской 27, благодаря гостеприимству, искренности, образованности и утончённости художественного вкуса хозяйки, Матери Нестора Иларии Сергевны Охотской-Хломовой, становится центром притяжения не только местной элиты – здесь завсегдатаи: Ведьмин, Галактионов, Штомбах, Киневская, Мачерет, Розанова, Шевченко, другие, – но и московские гости, сокурсники Хломова: Калиновский, Кельберер, Гаврилкевич, Ездаков, – а по пути на Творческую дачу Союза художников СССР в Переславль-Залесский и обратно в Загорский дом Хломовых постоянно заезжает и сам влиятельный, всемогущий, знающий Сергей Васильевич Герасимов, старинный друг их талантливой и радушной семьи, лично, последовательно, тактично и педагогично поддерживая творческое горение живописца в Несторе Хломове.

1954 – Хломов – уже участник и всесоюзных и международных выставок.

1956 – Вступает в брак с Инессой Михайловной Михайловой.

1956 – 1980 – Как художник, искусствовед, археолог, краевед, историк и знаток истории материальной культуры, Нестор Хломов активно участвует в многочисленных экспедициях Академии наук и Министерства культуры СССР по Русскому Северу, Средней Азии, Кавказу, Башкирии, Литве, Латвии, Крыму и другим местам нашей Родины.

1957 – На соответствующей Выставке пейзаж Нестора Хломова «Гроза над озером», отмечается коллегами, специалистами, журналистами и критикой, как лучший, и Хломов (как и Анатолий Зверев, насколько я помню, – от Москвы) становится лауреатом «VI Всемирного «фестиваля молодёжи и студентов» от Московской области, именно так и в таком ключе и ракурсе об этой картине Хломова пишет одна из центральных газет тогдашнего СССР «Московская правда».

1957 – Государственная Третьяковская галерея приобретает пейзаж Нестора Хломова «Вешала на Трубеже» (по другим источникам «Вечер на реке Трубеж»), и это уже и материальный успех и творческое признание заслуг ещё очень молодого художника, ведь ему всего 29 лет.

1958 – 17 сентября у Нестора и Инессы рождается сын, первенец, которого они называют Даниилом; мне несомненно, что брак, творческий, выставочный и материальный успех и взлёт этих всех последних лет, рождение ребёнка, высокое профессиональное признание и пришедшая официальная известность сплетены и связаны на едином подъёме молодого расцвета личного дарования и мужчины.

1964 – Нестор становится членом «Союза художников СССР».

1967 – 14 ноября у Нестора и Инессы рождается второй сын, которого они называют Денисом.

1950-е – 1960- е – 1970- е – 1980- е – Художник и путник, исследователь и поэт великой русской души и истории, скромного и неброского, внешне не богатого русского, зачастую с церковными куполами, пейзажа с раскинувшейся широко, но смирно, мерно, мирно и смиренно речной гладью великих древних северных русских рек и озёр, Нестор Хломов живёт все эти десятилетия активной подвижнической творческой жизнью и создаёт ко своему жизненному финалу и апогею, продолжая традиционный Сергиево-Посадский метод своего учителя Владимира Ивановича Соколова, лучшие свои листы, `Credo`, в индивидуальном технологическом ключе и стиле, напластовывая и вплавляя в водные гаммы и цветовые заливы ткани строящегося художественного произведения, обманчиво кажущиеся случайными, но по сути выстраивающие пространственные, а не иллюзорные, плоскостные отношения, линии рисующего чёрного фломастера по свободно текущим акварельным подкладкам и наплывам `alla prima` техники «по сырому».

1988 – Преставился в Сергиевом Посаде, отпевает раба Божьего Нестора Васильевича Хломова его выдающийся земляк, проповедник, пастырь Советской интеллигенции, богослов, публицист и оратор, вещатель, лектор и ведущий, писатель и тоже художник, ученик знаменитого анималиста Василия Алексеевича Ватагина священник Александр Мень, служивший в Храме Сретения Господня в Новой Деревне города Пушкино, а живший в Семхозе, ныне тоже – район Сергиева Посада.

 

 

Выставки:

1958 – «Молодые художники Москвы и Московской области»,

1963 – «Русский Север»,

1964 / 1967 / 1969 / 1971 – «В едином строю» (зональные выставки),

1966 – персональная выставка, Москва,

1969 – персональная выставка, Загорск (Сергиев Посад),

1974 – «Советская Россия» (IV-ая республиканская выставка),

1968 / 1980 – «Подмосковье моё» (областные выставки),

1989 – посмертная персональная выставка (живопись и графика), «Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник», издаётся каталог в мягком переплёте на 24- ёх страницах (Сергиев Посад),

2007 – персональная выставка, «Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник»,

2019 – «Ветер странствий», персональная выставка к 90 -летию художника Нестора Васильевича Хломова, музей-заповедник «Коломенское»,

2019 – персональная выставка в Культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня, Семхоз, Сергиев Посад,

2020 – персональная выставка в галерее «АртБаzа»вПроекте «Арт-Память»по гранту Президента Российской Федерации.

 

Произведения художника хранятся:

«Государственная Третьяковская галерея», «Государственный историко-художественный музей» на Соловках, «Государственный музей-заповедник ``Усадьба «Мураново» имени Фёдора Ивановича Тютчева``», «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник», «Музей Космонавтики», в других музеях, корпоративных и частных собраниях России и Зарубежья.

 

 

Каталог воспроизведённых, синхронизированных по датам создания, репродукций избранных произведений Нестора Васильевича Хломова с его персональной выставки в галерее «АртБаzа», июнь 2020 – июль 2020, снято по экспозиции фрагментарно и в ракурсах, дабы избежать блика от искусственного освещения на стёклах на масляной краске:

01. «Автопортрет», 1955. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 70,0 х 50,0 см;

02. «Этюд обнажённой натуры» (не датировано), 1960-е (?). Белая бумага, акварель, вода, кисти. 45,0 х 60,0 см;

03. «Кижи», 1961. Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 36,0 х 53,0 см;

04. «Кижи», 1961. Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 36,0 х 53,0 см;

05. «Археологи», 1962. Фрагмент 1. Белая бумага, ксилография, чёрная печатная краска. 70,0 х 57,0 см;

06. «Археологи», 1962. Фрагмент 2. Белая бумага, ксилография, чёрная печатная краска. 70,0 х 57,0 см;

07. «Больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря», 1962. Фрагмент 1. Белая бумага, графитный карандаш, акварель, белила, вода, кисти. 26,0 х 38,0 см;

08. «Больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря», 1962. Фрагмент 2. Белая бумага, графитный карандаш, акварель, белила, вода, кисти. 26,0 х 38,0 см;

09. «Больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря», 1962. Фрагмент 3. Белая бумага, графитный карандаш, акварель, белила, вода, кисти. 26,0 х 38,0 см;

10. «Радуга», 1962. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 47,0 х 63,0 см;

11. «Колодец», 1964. Белая бумага, акварель, вода, кисти. 45,0 х 50,0 см;

12. «Кувшинки», 1965. Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 60,0 см;

13. «Кувшинки», 1965. Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 60,0 см;

14. «Деревенька у реке», 1965. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 57,0 см;

15. «Заонежье», 1966. Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 64,0 см;

16. «Заонежье», 1966. Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 40,0 х 64,0 см;

17. «Загорск. Пионерская улица», 1970 . Фрагмент 1. Белая бумага, акварель, гуашь, темпера, вода, кисти. 64,5 х 48,0 см;

18. «Загорск. Пионерская улица», 1970 . Фрагмент 2. Белая бумага, акварель, гуашь, темпера, вода, кисти. 64,5 х 48,0 см;

19. «Трапезная в Лавре», 1973. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 49,5 х 60,0 см;

20. «Новая лодка» (не датировано), 1970-е (?) Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 48,0 х 67,0 см;

21. «Старые ветлы» (не датировано), 1970-е (?). Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 60,0 х 85,0 см;

22. «Кондапога», 1980. Белая бумага, акварель, чёрный фломастер, вода, кисти. 72,0 х 54,0 см;

23. «Утро в порту», 1982. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 66,0 х 81,0 см;

24. «Соловей зовёт», 1985. Подрамник, масло, растворители, кисти, рама. 105,0 х 72,0 см;

25. Фотопортрет: «Художник Хломов, Нестор Васильевич» (скорректировано и вирировано).

 

 

16 05 2020

18 07 2020

Артём Киракосов

https://youtu.be/spDdyoQ5Z7Y

https://proza.ru/2020/06/17/340

 

https://vk.com/album15993373_276036670

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44368

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3412268752137581&type=3

https://vk.com/album15993373_275441346

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44055

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000634702752&sk=media_set&set=a.3323014317729692&type=3

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: