АНО «Санкт – Петербургская международная школа» Санкт – Петербург, Красносельский район, ул. Чекистов 13 / В
Яценко Алла Юрьевна
Т.8 921 745 14 13
Методическая разработка технологии: интегрированные исследовательские проекты
Интегрированный исследовательский проект по литературе, русскому языку и физической культуре «Традиции русского фольклора в исторических, обрядово – календарных песнях и играх» (9 класс)
Цель проекта: расширить представления учащихся о группах русских народных песнях, традициях, обрядах.
Задачи:
· формирование интереса к историческому прошлому России,
формирование умения разрабатывать и презентовать свои творческие работы
· Развитие основных речевых компетенций и речевых действий,
самостоятельности, умения проводить самоанализ своей работы, навыков самоконтроля
· Приобретение опыта поисковой и исследовательской деятельности
· Воспитание бережного отношения к слову
· Реализация условий для развития коммуникативной и социальной компетенции
Описание: образовательно - исследовательский проект, направленный на приобщение к русским народным традициям, культурным ценностям, историческому прошлому, работать с текстом как источником информации, осознанное применение в коммуникативной практике полученных знаний.
Актуальность и оригинальность идеи:
Актуальность обусловлена следующими факторами:
необходимостью формирования грамотной и связной речи учащихся,
значимостью приобретения навыков работы с информационным пространством;
приобретением двигательных навыков, организационных способностей через создание игрового пространства;
соответствием полученных результатов новым образовательным стандартам и способам проверки качества знаний;
учётом психологических возрастных особенностей учащихся при восприятии учебного материала;
соблюдением преемственности знаний между средними начальным звеном образования;
Ожидаемые результаты
В процессе работы над проектом у учащихся формируются:
• речевые компетенции при создании собственных презентаций
• умение осмыслить и принять учебную задачу, самостоятельно выбрать способ её решения
• умение устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, переносить имеющиеся знания в новую область
• умение прогнозировать ожидаемые результаты
• умение презентовать конечный продукт своей исследовательской деятельности
Полученный продукт проекта
Интегрированный проект по ОБЖ, русскому языку, физической культуре и спорту: «Создание здоровьесберегающей среды при подготовке к сдаче экзаменов» (9 класс)
Цель проекта: создание здоровьесберегающих технологий при подготовке к сдаче экзаменов.
Задачи:
Ø 1. Формирование у учащихся ответственного и бережного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Ø 2. Организация условий для подготовки к успешной сдаче экзаменов.
Ø 3.Повышение положительной мотивации к занятиям физической культурой, спортом, активному образу жизни.
План проекта
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Поисковый. Цель: выделение проектной области, формулировка тем для исследования. | · Создание проблемной ситуации. · Помощь в разработке плана по решению учебной задачи. · Формирование устойчивой положительной мотивации к предстоящей проектной деятельности. | · Осознание и принятие учебной задачи. · Разработка плана её решения. · Желание и готовность приступить к реализации намеченного. |
II. Аналитический. Цель: актуализация знаний учащихся по теме. | · Предоставление научного учебно - практического материала, на основе которого происходит актуализация знаний учащихся. | · Обобщение основных знаний по теме. · Установление межпредметных связей. · Сбор, изучение, анализ новой информации. · Поиск путей достижения целей. · Структуризация информации. |
III. Прикладной. Цель: разработка основных положений по каждому разделу и теме. | · Предоставление помощи в процессе работы над материалом. · Контроль выполнения намеченных этапов плана. · Формулировка критериев для анализа и самоанализа полученных результатов. | · Создание продуктов каждого тематического Раздела. · Подбор иллюстраций или музыкального сопровождения к презентации своей работы. · Соотнесение полученного результата с предполагаемым. · Определение соответствия представляемых работ выдвинутым критериям. |
IV. Презентационный. Цель: демонстрация работ и их творческого оформления. | · Организация обсуждения по результатам презентации проектов. Создание условий для успешной презентации. | · Подготовка материалов для презентации. · Презентация и защита работ. · Рефлексия и оценка качества выполнения. |
Основные мероприятия:
Ø презентация конкурсной работы «Семь причин быть здоровыми;
Ø пропаганда спортивных игр «В здоровом теле – здоровый дух»
Ø дискуссия «Режим дня накануне экзаменов – выбирайте сами»;
Ø защита проекта «Советы психолога»;
Ø ролевая игра «Суд над компьютером»;
Ø мастер - класс «Айболит рекомендует»;
Ø тематический диспут «К экзамену готов!».
Продукт проекта:
Ø печатная брошюра
Литература
1. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. – Спб.: Изд – во РГПУ им А.И. Герцена, 2000.
Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
21. МШГУ Ступени развития исследовательских умений в основной школе. - СПб., «Эпиграф», 2012.
22. МШГУ Организация самообразования в старшей школе. - СПб., «Эпиграф», 2012.
23. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
24. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.