ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГОСУДАРТСВЕННОГО БЮДЖЕТА РК




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

На тему: «Статистический анализ налоговых поступлений в бюджет РК»

 

по дисциплине «Финансово-банковская статистика с применением R»

Выполнила:

Студентка III курса,

Специальности

«5В051200 Статистика»

Группа 342

Ча Диана

Проверил:

К.э.н., доцент

Л.А. Байбулекова

Алматы 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГОСУДАРТСВЕННОГО БЮДЖЕТА РК…………………………………….………………….…………………….…..4

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ РК

2.1. Анализ государственного бюджета РК……………..………………7

2.2. Анализ динамики налоговых поступлений в государственный бюджет РК……..……………………………………………………………….....8

2.3 Региональные особенности доходов государственного бюджета РК…………………………………………………………………………….…..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….21

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных отношений во многих странах сопровождается изменениями структуры государственного бюджета, которые предполагают необходимость анализа этих изменений и их последствий для уровня и качества жизни населения.

Акутальность темы исследования определяется потребностью комплексного экономико – статистического анализа государственного бюджета, учитывающего региональные особенности развития доходов и расходов государственного бюджета и выявление региональных особенностей развития.

Изучение налоговых поступлений является важным условием для разработки основополагающих направлений социально-экономической и финансовой политики. Это требует исследования финансовых процессов, развитие которых продолжает вызывать серьезную озабоченность специалистов.

Целью данной работы является проведение статистического анализа налоговых поступлений в госдуратсвенный бюджет Республики Казахстан.

Задачами проекта являются:

1. Рассмотреть сущность и понятие государственного бюджета;

2. Рассмотреть структуру доходов и расходов государственного бюджета;

3. Провести статистический анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан.

Изучению экономических процессов и финансовой структуры общества посвящен ряд работ казахстанских исследователей, таких как Н.С. Есипов, М. Татимов, Ы.А. Амереев, Асылбеков, А. К. Дауренбеков, А.М. Елемесова, Е.М. Кииков, А. Галиев, Б.Б. Мананов, М. Аженова, Е. Искакова.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГОСУДАРТСВЕННОГО БЮДЖЕТА РК

 

Государственный бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Бюджет – экономическая форма образования и использования основного централизованного фонда основных денежных средств государства.

В государственном бюджете реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством [1]. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом.

Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государст- венного управления. Таким образом, существование государственного бюджета не результат субъектив- ного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства

В 2009 году в Республике Казахстан впервые был принят трехлетний бюджет, который стал базой новой системы государственного бюджетного планирования. Бюджетирование, ориентированное на конечный результат предполагает формирование средне-срочного бюджета с целью планирования достижения стратегических целей на период, превышающий один год. Многолетнее бюджетирование позволяет решать такие задачи, как установление соответствия законодательных решений среднесрочной и долгосрочной стратегии государства, обеспечение преемственности бюджетного процесса и повышения фискальной дисциплины, повышения прозрачности и эффективности бюджетного процесса.

Правительством Республики Казахстан одобрен республиканский бюджет на 2012-2014 годы на заседании Мажилиса Парламента РК от 14 октября 2011 года, который направлен на предстоящий трехлетний период и направлен на обеспечение социально-экономической стабильности страны, выполнение всех обязательств государства перед населением и иных задач, данных Главой Государства в посланиях народу Казахстана.

Согласно Закону «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы», предполагается реальный рост ВВП на уровне от 6,5% до 7,4% в год. Планируется также в данном трехлетнем периоде дальнейшее сокращение с 3% к ВВП в 2011 году до 1,3% к ВВП в 2014 году дефицита бюджета, что говорит о стабильности функционирования финансовой системы Казахстана в целом.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан в бюджетную систему включается Национальный фонд.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. Как правило, источником доходов являются налоговые поступления, а также полученные официальные трансферты, то есть средства, полученные от нижестоящих органов государственного управления и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер [3].

Налогоплательщик, в свою очередь, – лицо и (или) структурное подразделение юридического лица, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет [3].

Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов [7]. Руководствуясь изучаемой тематики, считаем необходимым определить налоговые поступления в местный бюджет.

Первый признак налога характеризуется тем, что налог устанавливается только государством, при этом такое полномочие закреплено за определенным государственным органом.

Второй признак – налог осуществляется только в правовой форме.

Для современного государства наличие правовой формы налога совершенно очевидно – налог невозможно вести, не издав закона, указа, декрета и т.д. Налог устанавливается нормативным правовым актом (индивидуальный правовой акт здесь не пригоден, т.к. разовых налогов не существует) [5].

Третий признак – это одностороннее установление государства.

Налог – это продукт одностороннего волеизъявления государства. В соответствии с Указом Президента, имеющим силу Закона от 02 ноября 1995 года «О республиканском референдуме», предметом референдума не могут быть вопросы бюджетной и налоговой политики. Парламент является тем местом, где голос народа звучит громче всего, но он не является общественным реформированием граждан, это государственный орган, то есть часть государства. Субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган [5].

Четвертым признаком является налоговое обязательство.

В соответствии со статьей 5 Налогового Кодекса Республики Казахстан: налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство [3].

Уплата налога является конституционноправовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления [6].

Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с налогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму [6].

По территориальному признаку налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

Деление налогов на общегосударственные и местные определяется делением бюджетов на общегосударственные и местные [2, с. 69].

В Казахстане деление налогов на общегосударственные и местные ранее производилось Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Ныне действующий Налоговый кодекс такого деления налогов вообще не содержит, устанавливая при этом, что суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. В свою очередь, указанный Закон также не содержит понятий «общегосударственные» и «местные» налоги, однако, производит разграничение налогов в качестве доходных источников соответственно республиканского и местных бюджетов. Таким образом, законодательство Республики Казахстан вообще не знает таких понятий, как «общегосударственный» и «местный» налог, однако, закрепляет те или иные налоги соответственно за республиканскими местными бюджетами [2, с.70].

На основании части 1, статьи 50 Бюджетного Кодекса РК, Налоговыми поступлениями в государственный бюджет являются:

- индивидуальный подоходный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;

- социальный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;

- плата за эмиссии в окружающую среду;

- плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования областного значения, за исключением платы за размещение наружной (визуальной) рекламы на объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования областного значения, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;

- плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

- плата за лесные пользования;

- плата за использование особо охраняемых природных территорий местного значения [7].

Исходя из вышеприведенного определения «налога», считаем, что в данных статьях изложены не только налоговые поступления, такие, как: плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве, сборы, государственная пошлина и другое.

Подытожив указанные статьи, а также вышеизложенное, сформируем перечень налогов, формирующих местный бюджет:

1) индивидуальный подоходный налог;

2) социальный налог;

3) налог на имущество;

4) земельный налог;

5) единый земельный налог;

6) налог на транспортные средства;

7) фиксированный налог;

8) акцизы по некоторым видам товаров.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: