Чтобы провести подробный анализ государственного бюджета, необходимо рассмотреть следующие показатели:
- Анализ парной регрессии;
- Дисперсионный анализ;
- Прогнозирование.
Сначала рассмотрим парную регрессию за период с 1996г. по 2016г. Валовой внутренний продукт – это значимая экономическая величина, демонстрирующая итоговую стоимость произведенных товаров и услуг. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, который формируется за счет соответствующих поступлений.
Для анализа парной регрессии были взяты: y-Внутренний валовый продукт (далее-ВВП); x-Доходы государственного бюджета (далее-доходы).
Таблица 1 – Динамика ВВП и государственного бюджета за 1996-2016гг.
Year | VVP(mln.tg)(у) | GB(mln.tg) (х) |
1 415 749,7 | 242 961,0 | |
1 672 142,5 | 405 341,0 | |
1 733 263,5 | 379 310,0 | |
2 016 456,3 | 392 951,0 | |
2 599 901,6 | 587 043,0 | |
3 250 593,3 | 730 597,0 | |
3 776 277,3 | 807 852,0 | |
4 611 975,3 | 1 004 566,0 | |
5 870 134,3 | 1 286 734,0 | |
7 590 593,5 | 2 098 532,0 | |
10 213 731,2 | 2 338 034,0 | |
12 849 794,0 | 2 887 874,0 | |
16 052 919,2 | 4 034 411,0 | |
17 007 647,0 | 3 505 344,6 | |
21 815 517,0 | 4 299 132,2 | |
28 243 052,7 | 5 370 826,0 | |
31 015 186,6 | 5 813 003,4 | |
35 999 025,1 | 6 382 352,9 | |
39 675 832,9 | 7 321 276,7 | |
40 884 133,6 | 7 634 804,9 | |
46 971 150,0 | 9 308 485,2 | |
Источник: МНЭ РК Комитет по статистике. www.stat.gov.kz |
Таким образом мы проанализируем зависимость ВВП от доходов. При помощи программы R строим модель и проводим статистический анализ. При помощи команды “summary”-высчитывается минимум, максимум, медиану, первый и третий квартал, а также структуру коэффициента. При помощи команды “anova”- высчитывается дисперсионный анализ.
Рисунок 1 – Анализ зависимости ВВп от доходов при помощи R за 1996-2016гг.
Первый столбец- это оценка коэффицентов. Случайная величина ε (estimate) включает влияние не учтенных в модели факторов, случайных ошибок и особенностей измерения. К ошибкам спецификации относятся неправильный выбор той или иной математической функции для , и недоучет в уравнении регрессии какого-либо существенного фактора. В наших вычислениях ошибка ВВП=-1.053, ошибка ГБ=5.348.
Второй столбец вычисляет стандартную ошибку, которая равна Std.error(ВВП)=5.496 и Std.error(ГБ)= 1.306.
В третьем столбце программа автоматически вычисляет зависимость ВВП от ГБ. То есть, ВВП=0 и
ВВП
0, а
.
Fv<Ft (ВВП) -> -1.917<2.85
Значимость коэффицента не подтверждается.
Fv>Ft (ГБ) -> 40.948>2.85
По таблице Фишера коэффициент 2.85- приемлем. По данной таблице можно сказать, что значение 40.948 допустимо.
Чтобы постоянно не высчитывать t-критерий, компьютер автоматически высчитывает четвертый столбец-Р-значение. и так же
.
Следущая команда -дисперсионный анализ.
Первый столбец означает, что у нас имеется 1 зависимая и факторы влияющие на эту зависимую. Второй столбец означает сумму квадратных ошибок. Третий столбец - это средняя сумма квадратных ошибок. Четвертый столбец-это значение F-value критерия Фишера.
F-value>F-tab-> 1676.7>4.32
Данное уравнение статистически значимо.
Также в данном уравнении , что означает очень тесную связь между госбюджетом и ВВП.
Рисунок 2 – Дисперсионный анализ государственного бюджета РК.
По данному графику у нас получилось линейная регрессия. Точки находятся близко к линии, за исключением некоторых. Уровнение данной регрессии: у=-1.053+5.348x.
Средний коэффициент эластичности (E) показывает, на сколько процентов в среднем по совокупности изменится результат ВВП от своей средней величины при изменении госбюджета на 1% от своего среднего значения. Коэффициент эластичности находится по формуле:
E = 5,348*(66 831 431,9/288 293 926,6)= 1,239757292
В нашем примере коэффициент эластичности больше 1. Следовательно, при изменении госбюджета на 1%, ВВП изменится на 1,24%. Другими словами - госбюджет существенно влияет на ВВП.
Оценим качество уравнения регрессии с помощью ошибки абсолютной аппроксимации. Средняя ошибка аппроксимации - среднее отклонение расчетных значений от фактических:
Таблица 2 – Оценка качества уравнения регрессии с помощью ошибки аппроксимации.
Наблюдение | VVP(mln.tg) | Остатки | А | А |
1 415 749,7 | 1169970,414 | 82,6396 | =ABS(L26/C2)*100 | |
1 672 142,5 | 558018,9542 | 33,3715 | =ABS(L27/C3)*100 | |
1 733 263,5 | 758343,4856 | 43,7523 | =ABS(L28/C4)*100 | |
2 016 456,3 | 968589,5924 | 48,0342 | =ABS(L29/C5)*100 | |
2 599 901,6 | 514107,3511 | 19,7741 | =ABS(L30/C6)*100 | |
3 250 593,3 | 397128,8212 | 12,2171 | =ABS(L31/C7)*100 | |
3 776 277,3 | 509683,5206 | 13,497 | =ABS(L32/C8)*100 | |
4 611 975,3 | 293432,5564 | 6,36241 | =ABS(L33/C9)*100 | |
5 870 134,3 | 42668,27022 | 0,72687 | =ABS(L34/C10)*100 | |
7 590 593,5 | -2578048,375 | 33,9637 | =ABS(L35/C11)*100 | |
10 213 731,2 | -1235673,004 | 12,0982 | =ABS(L36/C12)*100 | |
12 849 794,0 | -1539937,88 | 11,9841 | =ABS(L37/C13)*100 | |
16 052 919,2 | -4468040,806 | 27,8332 | =ABS(L38/C14)*100 | |
17 007 647,0 | -684074,3578 | 4,02216 | =ABS(L39/C15)*100 | |
21 815 517,0 | -121067,6802 | 0,55496 | =ABS(L40/C16)*100 | |
28 243 052,7 | 575471,8384 | 2,03757 | =ABS(L41/C17)*100 | |
31 015 186,6 | 983015,2267 | 3,16946 | =ABS(L42/C18)*100 | |
35 999 025,1 | 2922196,801 | 8,11743 | =ABS(L43/C19)*100 | |
39 675 832,9 | 1578010,429 | 3,97726 | =ABS(L44/C20)*100 | |
40 884 133,6 | 1109685,618 | 2,71422 | =ABS(L45/C21)*100 | |
46 971 150,0 | -1753480,775 | 3,7331 | =ABS(L46/C22)*100 | |
ср.знач= | 374,581 | =СУММ(M26:M46) |
Ошибка аппроксимации в пределах 5%-7% свидетельствует о хорошем подборе уравнения регрессии к исходным данным. A=374,581/21=17,84. В среднем, расчетные значения отклоняются от фактических на 17,84%. Поскольку ошибка больше 7%, то данное уравнение не желательно использовать в качестве регрессии.
Чтобы построить прогноз мы использовали Excel. Нужно рассчитать прогнозное значение результата, если прогнозное значение фактора увеличится на 7 % от его среднего уровня. Для начала нужно рассчитать среднее значение, которое равняется х= 66 831 431,9 далее х умножаем на 7 %,
то есть 66 831 431,9*0.07= 4 678 200,232.
Теперь пользуясь данным уравнением, рассчитываем прогноз:
Y=-1.053+5.348*4 678 200,232
Если прогнозное значение фактора увеличится на 7 % от его среднего уровня, то прогнозное значение результата увеличивается 25 017 170,57 млн.тг.
Рисунок 3 – Расчет прогноза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе был проведен анализ показателей государственного бюджета Республики Казахстан. Исследование проходило в 2 этапа: теоретическая характеристика и аналитическое исследование.
В общем можно сделать вывод, что в Казахстане наблюдается тенденция развития структуры государственного бюджета:
- растет рождаемость, ежегодный прирост, в среднем, 5.4%;
- снизилась смертность, уровень скорости ежегодного прироста ниже уровня скорости прироста рождаемости;
- рост естественного прироста населения в основном объясняется увеличением уровня рождаемости.
Прямое отношение к положительной динамике налоговых поступлений в государственный бюджет имеет повышение уровня жизни населения, качества системы здравоохранения.
Рекомендации для дальнейшего роста поступлений в осударственный бюджет:
- провести социально ориентированную экономическую, финансовую и демографическую политику, направленную на повышение уровня жизни населения;
- поддержать программы развития малого и среднего бизнеса Республики Казахстан;
- поиск и осуществление форм кредитования и строительства жилья для молодых семей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. 2. Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV.
2. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана: становление и развитие. – Астана
3. Утибаев Б.С., Жунусова Р.М., Саткалиева В.А. Государственный бюджет: Учебник. – Алматы: Экономика.
1. «Учебник» В.М. Медков, 2007г. «Воспроизводство населения» глава 9, стр 458-479
2. М.Б. Денисенко, Калмыкова Н.М. «Демография в примерах и задачах», Москва 2006г., раздел 11, 12, стр 298-336
3. «Основы демографии» А,И. Щербаков, М.Г. Мдинарадзе, глава 5, стр 105-111
4. «Демография» В.А. Борисов, раздел 7, стр 142-160
5. «Демография» С.Н. Лысенко, глава 4, стр 211-232
6. «Демография» А.В. Верещагина, глава 3, стр 189-201
7. «Закон о демографической безопасности РК»
8. «Закон РК о миграции населения»
9. www.stat.gov.kz
10. Статистические сборники 1998,2008,2016г.
11. Казахстан в 2015г., стр 34