Вопросы:
1. Философия Сократа
2. Философия киников
3. Философия киренаиков
1. Философия Сократа. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – наиболее уважаемый из философов Древней Греции. Он не оставил после себя письменных трудов, но вошел в историю как выдающийся мудрец и философ-педагог. Свои взгляды Сократ высказывал среди народа в открытой беседе, в спорах и диалогах. Главными темами философии Сократа были вопросы, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Сократ совершил революцию в философии, повернув внимание философского познания от природы к человеку или, иначе, от натурфилосфии к антропологии.
Осмысливая природу добра и зла, Сократ приходит к главному выводу своей философии: «Всякое зло происходит от незнания». (Человек, творящий зло, действует не по умыслу, а по неведению, поэтому его поступок есть не грех, а заблуждение, и сам он не злодей, а невежда.)Поэтому добродетели можно и нужно учить, делать ее понятной. Например, способность быть справедливым так же присуще человеку, как и способность ходить. Человек от рождения имеет ноги, но ходить его учат. Также человека надо учить быть справедливым. Научившись справедливости, человек не совершит несправедливого поступка, как и человек, научившийся ходить, не опустится на четвереньки и не отсечет себе ноги, жалуясь на то, что ходьба его утомляет.
Этическую философию Сократа кратко можно выразить формулой:
знание = добродетель = счастье.
Задача философии – помочь человеку возродиться, т.е. обрести подлинные моральные нормы. Сократ из множества добродетелей выделяет 3 главные:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти);
2. Храбрость (знание, как преодолевать страх);
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и
человеческие).
Эти моральные добродетели происходят из природы человека, поэтому они есть «высшие блага и к ним нужно стремиться». Все остальные (привычные) блага - богатство, слава, здоровье и даже жизнь - не являются высшими благами.
Значение деятельности Сократа:
1. повернул философию к теме человека;
2. способствовал просвещению граждан, распространял знания;
3. открыл метод майевтики (наводящими вопросами подводил собеседника к
самостоятельному нахождению истины).
4. ввел диалогический метод нахождения истины, т.е. путем нахождения ее в
споре (а не декларирования, как делали прежние философы);
5. воспитал много учеников, например, выдающегося Платона.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался как человек, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это был приговорён к смерти Афинским судом и принял чашу с ядом.
2. Философия киников. Сократическими школами называют философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. (Рассмотрим две сократические школы - школу киников и школу гедонистов.) Все эти школы придерживались одного сократовского принципа: «Счастье есть высшая цель человеческой жизни» (эвдемонизм). Киники считали, что счастливым человек станет, если будет стремиться к простоте и приближаться к природе. Киренаики считали, что цель жизни – в наслаждении настоящим. Парадоксально, но эти противоположные программы исходят из одного принципа – человек должен жить в соответствии «с естественной природой».
Школа киников. Название этой школы происходит от слова «кинос» -собака. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса. Главной целью этого учения было не выработка глубоких философских теорий, а обоснование кинического образа жизни – в простоте и вне общества. Мудрец – это человек, знающий в чем состоит добро, и он должен ограничиваться удовлетворением лишь естественных потребностей, избегая всяческих излишеств. Порок происходит от глупости и глупец тот, кто ищет счастья в чем-то другом, кроме себя самого (кроме собственной природы). (Киники умышленно довольствовались самой грубой пищей, рваной одеждой, землей вместо постели, вели нищенский образ жизни. Бесстыдство они видели не в отсутствии одежды, а в любого рода зависимости). Кинизм не случайное явление. Он был реакцией на распространившейся в Афинах культ богатства и внешней красоты. Многие видели духовную пустоту подобных идеалов.
Характерные черты философии и образа жизни киников:
• возведение в идеал асоциальной свободы (т.е. свободы вне общества);
• добровольное одиночество (разрыв социальных связей, отверженность);
• отсутствие постоянного места жительства, скитальчество;
• паразитический образ жизни, попрошайничество;
• восхваление духовной и физической бедности;
• крайний аскетизм, замкнутость;
• непризнание авторитетов;
• радикализм, парадоксальность, скандальность.
Яркие представители: Антисфен, Диоген Синопский.
Антисфен (455 – 360 гг. до н.э.) - основатель кинической школы, афинянин, представитель бедноты и выразитель ее взглядов. Целью добродетельной жизни считал лишь спокойствие и для этого следует отказаться от всего, что делает человека зависимым: от имущества, наслаждений, искусственности и условностей. Безразличие к внешним благам есть обретение свободы и счастья – это девиз Антисфена.
Диоген Синопский (ум. ок. 323 гг. до н.э.) – ученик Антисфена, наиболее известный киник. Он претворял на практике идеи Антисфена.
Диоген не оставил философских трудов, но вошел в историю своим (анекдотичным) скандальным поведением и образом жизни (жил в бочке, заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!» и т.д.)
• Диоген выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества»;
• Ввел понятие «гражданин мира» (космополит);
• Отвергал брак;
• Высмеивал сторонников традиционного образа жизни («Ищу человека!»);
• Не признавал никаких законов, кроме законов природы;
• Жил попрошайничеством и гордился своей независимостью от внешнего
мира;
• Идеализировал жизнь первобытных людей.
Школа киников оставила заметный след в духовной культуре человечества. Мотивы кинизма можно встретить в произведениях Руссо, С. Лема, Л. Толстого и многих других писателей. Идеи кинизма в умеренном варианте встречаются в философии стоиков и в образе жизни христианских отшельников.
3. Философия киренаиков. Название школы происходит от названия г. Кирены (на севере Африки). Другое название школы – гедонистическая (от греч. «наслаждение», «удовольствие»). Основатель школы считается Аристипп. Аристипп (ум. ок. 366 до н.э.) – считал наслаждение единственным смыслом жизни. (Был любимцем сиракузского тирана Дионисия, у которого жил долгое время).
От Сократа Аристипп принял и развил идею, что практическое знание важнее теоретического. Аристипп считал, что основой познания являются телесные ощущения, которые делятся на два вида: удовольствие (различной степени) и страдание (тоже различной степени). Поэтому логично, что удовольствие есть единственное благо, а страдание есть единственное зло. Цель жизни состоит в стремлении к благу, а точнее, в стремлении к телесным удовольствиям, и отвращении от телесного страдания. Удовольствие невозможно ни в прошлом, ни в будущем, а только в настоящем. Поэтому, необходимо уметь наслаждаться в настоящем. Мудрец – это человек, умело наслаждающийся жизнью, ценящий телесные наслаждения и духовные радости, но остающийся при этом господином своих желаний. Поэтому философ должен быть готов к тому, чтобы воспользоваться удовольствием, если позволяют обстоятельства, и к тому, чтобы отказаться от недостижимого удовольствия или удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить страдание.
Школа киренаиков просуществовала около 100 лет. Затем идеи этой школы легли в основу философии эпикуреизма.