Т.е. при повышении цен возрастает и величина предложения, а при их снижении сокращается. Когда мы говорим о законе предложения, мы делаем допущение: “при прочих равных условиях”, и исходит из того, что цена является, выступает главной ценовой детерминантой. Однако при изменении некоторых условий, положение кривой предложения будет меняться, так как на предложение влияют и другие факторы:
1. Цены на ресурсы. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства: за дополнительную единицу продукта фирма должна устанавливать более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо.
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно производить единицу продукции с меньшей затратой ресурсов.
3. Налоги и дотации.
4. Цены на другие товары.
5. Ожидания. Пример: Ожидание повышения цены на картофель весной, и, как следствие этого, предложение увеличивается. То же с мясом.
6. Число продавцов. Чем больше продавцов на рынке, тем больше рыночное предложение.
Исходя из этого, можно определить функцию предложения.
Функция предложения - это функция, определяющая величину предложения в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Qs = ƒ (P,Pr,К,Т,N,B)
Qs – предложение;
P – цена;
Pr – цена ресурсов;
К – характер применяемой технологии;
Т – налоги и субсидии;
N – количество продавцов;
B – прочие факторы.
Эти факторы способствуют смещению кривой предложения вправо или влево. Кстати о смещении кривой, когда мы говорим об изменении в предложении, то кривая предложения смещается полностью. Если же мы упоминаем об изменении предложения, то перемещение идет по кривой предложения (перемещение вдоль кривой предложения).
Р
![]() |
S2 S S1
Q
По аналогии со сдвигом кривой спроса, можно отметить, что под влиянием факторов, воздействующих на объем предложения, происходит увеличение предлагаемого товара при каждом значении цены Р, в результате чего кривая S сместится вправо, (S1). Уменьшение количества предложения вызовет сдвиг кривой влево (S2).
Мы рассмотрели по отдельности и спрос, и предложение. Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса.
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Рыночный механизм исключает контроль за ценами, поэтому спрос и предложение на конкурентном рынке приходят в равновесие и устанавливается рыночная цена товара, стимулирующая увеличение объема производства. Равновесие возникает, когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения, соответствует объему спроса. Равновесной цене присуща уравновешивающая функция.
Равновесие по Вальрасу
Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Ро и выросла до уровня Рl. Объем предложения (Q3) в этом случае превышает объем спроса (Q2). Возникшая ситуация означает наличие избытка товара, т.е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет продать свой товар.
Наиболее действенным способом выхода из нее для продавцов будет снижение цены. Последнее увеличит количество продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы, смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.
Противоположная ситуация, т.е. снижение цены ниже равновесной Ро до Р2 характеризуется превышением объема спроса (Q4) над предложением (Q1) или дефицитом товара. Понятно, что при свободном ценообразовании, когда по более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по цене более высокой. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение совпадут.
Иначе говоря, оба возможных варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия. Позже мы убедимся, что так бывает не всегда, а лишь когда на рынке существует конкуренция.
Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л.Вальрасу (1834-1910).
Равновесие по Маршаллу
Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал великий английский экономист А. Маршалл (1842-1924), который считал, что реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценами, а объемом предложения (рис. 4.9). Логика рассуждений такова. При любом объеме производства ниже равновесного (например, при Q1) цена предложения меньше цены спроса (Р1< Р2). Это весьма выгодно для продавцов: выставив свои товары на продажу по цене Р2, они легко продадут их (спрос готов поглотить по этой цене именно количество Q1), получив огромную прибыль. Столь выгодная ситуация заставит фирмы наращивать производство и, вероятно, привлечет на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесного уровня.
Аналогичным образом при превышении реальным объемом производства (Q2) равновесного уровня цена предложения будет выше цены спроса (Р3> Р4). Как и всегда в рыночной, спросоограниченной экономике реально это будет означать, что продать товары удастся лишь по цене спроса Р4, т.е. ниже себестоимости. Очевидно, что желающих производить товары на таких условиях окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом постепенно поднимется до равновесной.
Оба подхода к равновесию отражают рыночные реалии, причем действие каждого из них явственнее проявляется во вполне определенном временном интервале. Так, колебания цен (механизм Л. Вальраса) способствуют установлению равновесия в коротком периоде. Ведь, когда товары уже произведены в определенном количестве, приспособить объем предложения к размерам спроса можно лишь изменением цен. Другими словами, размеры производства здесь заданы, а переменными оказываются цены.
Изменения объема предложения (механизм А. Маршалла), напротив, выступают на первый план в длительном периоде. Ведь в длительном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого объема спроса. Главное, чтобы это принесло прибыль. А при таких условиях именно цена становится главным ориентиром. В зависимости от того, насколько она привлекательна, производство либо наращивают, либо сокращают. Другими словами, цена выступает как заданная, а предложение товаров как переменная величина.
Кроме рассмотренных моделей установления рыночного равновесия, есть и другие подходы к объяснению механизма формирования равновесной цены.
Паутинообразная модель
Среди этих других подходов, объясняющих механизм установления рыночного равновесия, можно отметить паутинообразную модель, которая (в отличие от ранее рассмотренных) относится к числу динамических, т.е. учитывающих фактор времени.
Паутинообразная модель рассматривает процесс формирования равновесия в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянута по времени.
Для примера чаще всего берут различные отрасли сельскохозяйственного производства, например, выращивание птицы. Предположим, наш производитель ориентировался на рыночную цену Р1, по которой птицу продавали в данном году. Естественно, он ожидает сохранения сложившихся цен и определяет объем производства птицы (Q1) в следующем году исходя из этих цен. Предположим далее, что рынок вышел из состояния равновесия. Спрос на птицу снизился, и по цене Р1 потребители уже не станут по купать столько продукции, сколько раньше. Чтобы реализовать произведенное количество производитель вынужден снижать цену до Р2, т.е. до уровня цены спроса на данное количество птицы.
Но такая низкая цена вынудит какую-то часть производителей покинуть данный рынок. Предложение упадет до Ql, на рынке возникнет дефицит и, как следствие, повышение цен до Р2. Это в свою очередь вызовет расширение предложения, но не до исходного уровня Q1, а до чуть меньших размеров Q3. В дальнейшем процесс идет по той же схеме и в конечном итоге, описывая круги сужающейся спирали вокруг точки О, производители «нащупывают» равновесную цену.
В описанном варианте отклонение от равновесия с течением времени уменьшается, т.е. система стремится к положению равновесия. Но возможны и иные варианты, представленные на графиках (а и б), когда отклонение от равновесия возрастает (рис. а) и тогда отклонения от равновесия стабильно держатся на одном уровне (рис. б).
В нашей графической интерпретации Возможности достижения рыночного равновесия и его устойчивость определяются углами наклона линий спроса и предложения (их крутизной). При более крутой кривой предложения и более пологой кривой спроса равновесие устойчиво; в противоположном варианте равновесие неустойчиво - модель идет «вразнос». И, наконец, регулярные колебания вокруг положения равновесия характерны для ситуации с одинаковым наклоном кривых спроса и предложения.
Примером паутинообразной модели может служить не только рынок сельскохозяйственной продукции. Эта модель применима почти во всех случаях, когда спрос зависит от текущих цен, а предложение реагирует с некоторым временным отставанием. Явления этого типа можно наблюдать, допустим, на биржевом рынке ценных бумаг и валюты: спрос мгновенно реагирует на текущие котировки, а предложение меняет медленнее.
Но бывают на биржах и взрывные колебания - так называемые биржевые паники, когда за считанные минуты ценные бумаги могут резко обесцениться. Новая Россия пережила несколько таких паник, самая острая серия которых с интервалами в несколько месяцев развернулась со второй половины 1997г. до осени 1998г. Общим итогом ее стало почти десятикратное обесценение акций российских предприятий.
Чтобы во время паники отклонения цен от равновесного уровня не зашли слишком далеко, биржи - в том числе и российские - на время прерывают свои операции. За время перерыва и сторона спроса, и сторона предложения успевают обдумать ситуацию. Разрыв между ними по времени принятия решений исчезает, и на следующий день паника обычно проходит.
Хотя это, возможно, встревожит наших читателей, паутинообразная модель применима и к рынку дипломированных экономистов. Их предложение, т.е. выпуск вузами, ориентируется на спрос и соответственно на заработную плату, которая была 5 лет назад. Ведь именно тогда нынешние выпускники поступали на первый курс.
Неравновесие на рынке
Паутинообразная модель, как и все простые модели, значительно упрощает действительную ситуацию. На самом деле выбор объема предложения на будущий год отнюдь не сводится к механической подстройке под ценовые условия, сложившиеся в году предыдущем. Участники рынка пытаются прогнозировать ситуацию, а некоторые из них (в первую очередь фирмы-монополисты) способны и активно на нее воздействовать. Не остаются неизменными и кривые спроса и предложения. Под воздействием неценовых факторов они испытывают постоянные смещения. Словом, Паутинообразная модель отражает рыночную реальность не лучше, чем изучаемая в школе принципиальная схема двигателя внутреннего сгорания может помочь при ремонте мотора последней модели «Жигулей».
Однако паутинообразная модель исключительно полезна своим общим подходом к рыночному равновесию, а именно демонстрацией того, что рынок отнюдь не во всех случаях автоматически устанавливает равновесие,
На рис. обобщен спектр возможных вариантов динамики цен и объемов предложения (Р, Q) с течением времени (Т). Как и в паутинообразной модели, их отклонения от равновесного уровня (Ро, Qo) могут либо постепенно затухать, либо увеличиваться, либо держаться на одном уровне. Наконец, еще один, ранее не рассматривавшийся нами вариант показан на графике Г. Увеличивающаяся амплитуда отклонений от равновесия может завершиться переходом всей системы к новому равновесию (Рl, Q1).
|


Неравновесие в России
В развитой, сложившейся рыночной экономике, где общие параметры хозяйствования (и жизни в целом) достаточно стабильны, отчетливо преобладает затухающий тип колебаний. Но в переходной экономике нередко встречаются весьма опасные взрывные колебания. На рис. показан возможный механизм дегpaдации отрасли экономики.
Рис. Принципиальная схема деградации отрасли экономики.
Допустим, в результате неких событий сокращается спрос (с уровня D до уровня D1) на продукцию некоей отрасли. В обычных условиях это вызывает простое перемещение точки равновесия из положения Оо в О1. Однако если спрос упал экстремально резко, что на практике случилось со многими отраслями российской промышленности, например с ткацкой промышленностью, то может начаться деградация отрасли. Денег, вырученных от продажи катастрофически сократившегося объема продукции (Ql) может не хватить на обновление оборудования. Как мы помним, ухудшение технологии - это неценовой фактор, сдвигающий кривую предложения влево (в сторону понижения). Кривая предложения сместиться в положение S2 что приведет к новому понижению объема продаж (до Q2). Далее - новое сокращение выручки, отказ даже от самых необходимых трат и новое смещение кривой предложения (в положение S3)/ Неизбежно последует дальнеqiее уменьшение объема продаж (до Q3) и n.д. по спирали все большей и большей деградации.
Особенно опасной бывает такая ситуация, когда на рынке господствуют иностранные конкуренты, чья продукция задает уровень цен, и которые могут поставить на рынок любое количество продукции. Именно поэтому мы изобразили кривую спроса D1 как горизонтальную: ценовой потолок для спроса (Р1) определяет сопоставимая по качеству импортная продукция. Впрочем, к деградации отраслей могут приводить не только внешнеэкономические, но и внутренние причины, например, вздутие сырьевых цен монополистами. Ведь они также могут спровоцировать начало неудержимого смещения кривой предложения влево.
Общего, на все случаи жизни, рецепта подавления взрывных колебаний не существует. Порой усилия талантливого менеджера оказываются достаточными, чтобы переломить к лучшему ситуацию на отдельном предприятии. Однако очень часто роль стабилизатора ситуации должно брать на себя государство.