Закон спрос гласит, что при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг находится в обратной зависимости от уровня их цен.




Спрос (англ. “demand”) - количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период времени.

П.Хейне определяет спрос как “связь покупаемого блага (его количества и качества) с жертвами, необходимыми для его приобретения”. Потребности человека вообще беспредельны, безграничны, но лишь до тех пор, пока за их удовлетворение не нужно платить деньги. В этом принципиальная особенность так называемых разумных потребностей, определяемых платежеспособ­ным спросом на рынке. Т.о. спрос это соотношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Такое соотношение можно изобразить в виде графика.

Р

 
 


D

 

Q

Кривая спроса (D) - это кривая точки которой показывают, по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

Изображенная кривая характеризует состояние цен, и объем покупок в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителя купить большее количество благ при меньшей цене. Изменение цены вызывает движение по кривой.

Таким образом, коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех параметров снижение цены вызовет соответственно возрастание величины спроса. При этом величину спроса можно представить в следующем виде:

Qd = ƒ (P)

Qd – величина спроса;

Р – цена (price).

На стороне спроса - деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Снижение цены позволяет потребителям приобретать больше товара, а высокая цена ограничивает спрос на него. Эта зависимость характеризует закон изменения спроса.

Закон спрос гласит, что при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг находится в обратной зависимости от уровня их цен.

Обратная зависимость спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

· Снижение цен увеличивает число покупателей;

· Снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей;

· Насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низкой цене.

Т.о. закон спроса выражает: обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров, а также постепенное убывание спроса на данный товар или услугу (не только вследствие роста цены, но и следствие насыщения потребительского спроса, т.к. последующая покупка приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение, т.е. действует закон убывающей предельной полезности).

Закон убывающей предельной полезности гласит, что дополнительная полезность, полученная от потребления каждой последующей единицы продукции обратно пропорциональна объему потребления.

Закон спроса не действует:

1. При ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (ценные металлы, золото, драгоценности), являющиеся средством вложения капитала;

3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (с увеличение доходов потребителей происходит переключение спроса с маргарина на масло, даже при снижении цен на маргарин спрос на него не увеличивается).

Что же лежит в основе закона спроса?

1. Здравый смысл (предприятия уменьшают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения).

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше выгоды, полезности от каждой последующей единицы продукта.

3. На более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектом дохода, эффектом замещения и эффектом роста выгоды.

Эффект дохода - при более низкой цене человек может позволить купить большее количество данного товара, не отказывая в себе в другом.

Эффект замещения - при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, который теперь относительно дороже.

Эффект роста выгоды – снижение цены на продукцию уменьшает расходы покупателя, при прежней полезности. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (при снижении цены увеличивается спрос на товар) покупатель получает больше выгоды.

Главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы - продать дороже). Однако на спрос влияют не только цены, но и другие факторы: денежный доход и рост населения, вкусы и предпочтения потребителей, число потребителей на рынке, размер рынка, льготы потребителю, наличия товаров-субститутов и др. Исходя из этого, можно определить функцию спроса.

Функция спроса - это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Qd = ƒ (P,I,Z,W,Psub,Pcom,N,B)

Qd – спрос;

P – цена;

I – доход;

Z – вкусы;

W – ожидания;

Psub – цены на товары – субституты;

Pcom - цены на комплементарные товары;

N – количество покупателей;

B – прочие факторы.

Эти факторы способствуют смещению кривой спроса вправо или влево.

Р

 
 


D

D1 D2

 

Q

Необходимо заметить, что сдвиг кривой спроса (D2) вправо – означает увеличение спроса, а сдвиг кривой влево (D1) – уменьшение спроса.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Рассмотрим это на примере, допустим у нас имеются два покупателя А и Б. Индивидуальный спрос представлен на графике 1, а совокупный мы можем получить при сложении Dа и Dб.

Р Р

 

 
 

 


 

 
 

 

 


Q Q

 

 

Предложение (англ. supply) - это количество товаров или услуг, которые производители готовы произвести и продать за определенный период времени по определенной цене.

Предложение возникает только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже товара. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Производители стремятся продать товар подороже или назначают на свой товар минимальную цену, ниже которой производство будет нерентабельным. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен можно изобразить графически.

Р

 
 


S

 

 

Q

Кривая предложения (S) – кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже по различным ценам в течении определенного периода.

Кривая S имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Т.е. чем выше цена, тем большее количество товаров и услуг предлагается к продаже. Предложение следует рассматривать с точки зрения его величины. Т.е. нет необходимости предугадывать какое количество товаров и услуг будет предлагаться к продаже, лучше акцентировать внимание на том уровне цен, который побудит производителя предложить свой товар на рынке. Из этого величину предложения можно представить:

Qs = ƒ (P)

Qd – величина предложения;

Р – цена (price).

Совокупность товаров выносимых на рынок, образует предложение, а назначаемая производителями цена есть цена предложения. Если цены растут, то растет и предложение - в этом суть закона предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: