Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины.
В процессе освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформирована компетенция ОК-1 «способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу». В результате освоения дисциплины «История педагогики и образования» студент должен
Знать
· теоретические и философские основы педагогической науки
· специфику педагогики как области социально гуманитарного знания
· основные этапы становления педагогики в контексте развития науки и смены типов рациональности
· генезис современных проблем педагогики в их инвариантном и конкретно-историческом развитии;
· основные подходы к аксиологии образования в контексте ведущих
Уметь
· осуществлять анализ педагогических понятий в их герменевтической многозначности;
· раскрывать полипроблемность явлений педагогической реальности;
· выявлять детерминированность педагогической теории факторами конкретно исторического контекста;
· объяснять взаимосвязь философско антропологических и педагогических концептуальных подходов;
· анализировать педагогические инновации в свете новых цивилизационных запросов;
· привлекать личный опыт и осуществлять личностную рефлексию при анализе феноменов педагогической реальности прошлого и настоящего;
· выстраивать научно аргументированное объяснение современных проблем образования и воспитания, опираясь на опыт историко педагогических анализа педагогической реальности
Владеть
· навыками поиска и интерпретации материала по философии и методологии педагогики из источников различной направленности (философских, богословских, научных текстов различных школ и направлений, документов и пр.);
· навыками интегрирования и презентации материала различного типа (на бумажных, электронных носителях, в виде научных докладов, аудиовидео фрагментов);
· навыками анализа научных, публицистических текстов и аудио видео материала;
· умениями работать в групповых исследовательских проектах;
· навыками вербализации личностной рефлексии при обращении к анализу педагогических явлений.
3.Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Философия и методология педагогики»» относится к базовой части модуля- Б1.Б.01
4. Структура и содержание дисциплины «Философия и методология педагогики»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108, ауд.50, лекции 10, Пр 40, ЗЕТ 3,СР31, зачет, экзамен
Структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | ||||||
Л | ПР | ЛБ | СР | |||||
Теоретические основы и тезаурус курса | ||||||||
Специфика педагогики как области социально гуманитарного знания | ||||||||
Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания | ||||||||
Поли проблемное поле педагогической науки сегодня в условиях перехода к новому этапу цивилизационного развития. | ||||||||
Педагогические модели образования (опыт истории) | ||||||||
Философия и стратегии развития современного образования | ||||||||
итого | ||||||||
Содержание дисциплины
Таблица 2
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) | ||
Теоретические основы и тезаурус курса. | Понятие методология. Методология педагогики и методология педагогического исследования. Уровни методологии педагогического исследования. Законы и закономерности в педагогической науке. Педагогика и другие науки, принцип междисциплинарности. Предмет педагогики. Основные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс. | |||
Специфика педагогики как области социально гуманитарного знания. | Педагогика как наука и искусство. Рациональное и иррациональное в педагогике. Личность учителя и его мастерство. Право исследователя на субъектность позиции. Целостность педагогического процесса. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой о взаимосвязи педагогики с философией и религией.. | |||
3. | Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания |
| ||
Поли проблемное поле педагогической науки сегодня в условиях перехода к новому этапу цивилизационного развития. | Критика школы и реформы образования. Проблема единства и многообразия в образовании в педагогической науке. Проблема нормы в условиях неопределенности. Новые проблемы образования и воспитания в контексте развития интернет коммуникаций, роста миграционных потоков, возрастание потребности в инклюзивном образовании. | |||
Педагогические модели образования прошлого | Гуманистическая педагогика. Авторитарная педагогика. Педагогика тоталитарных государств. Реформаторская педагогика Соотношение свободы и контроля в образования как одна из основных проблем педагогической науки. | |||
Философия и стратегии развития современного образования | Формирование глобального образовательного пространства ХХ1 века.Тенденции гуманизации современного образования.Глобальные проблемы современного образования.«Образование в течение всей жизни» сущность и способы реализации концепции.Суть и основные недостатки модели техногенной культуры.Проблемы элитарности и массовости в современном образовании. Тенденции развития вариативности образованияКомпетентностный подход в современном образовании |
5. Образовательные технологии:
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание образовательных технологий |
Теоретические основы и тезаурус курса | И нформационные лекции с использованием презентации части материала в виде таблиц, иллюстраций, фрагментов из видео. Выполнение письменных заданий | |
Специфика педагогики как области социально гуманитарного знания. | И нформационные лекции с использованием презентации части материала в виде таблиц, иллюстраций, фрагментов из видео. Выполнение письменных заданий. Групповое обсуждение в формате «круглого стола», презентации. . | |
3. | Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания | И нформационные лекции с использованием презентации части материала в виде таблиц, иллюстраций, фрагментов из видео. Рецензирование статей и подготовка групповых презентаций |
4. | Поли проблемное поле педагогической науки сегодня в условиях перехода к новому этапу цивилизационного развития. | И нформационные лекции с использованием презентации части материала в виде таблиц, иллюстраций, фрагментов из видео. Рецензирование статей, групповое обсуждение проблем. Письменный вопросник |
Педагогические модели образования прошлого | И нформационные лекции с использованием презентации части материала в виде таблиц, иллюстраций, фрагментов из видео. Групповые исследовательские проекты | |
Философия и стратегии развития современного образования | И нформационные лекции с использованием презентации части материала в виде таблиц, иллюстраций, фрагментов из видео Групповые исследовательские проекты. Ответы. Практические модели. |
Самостоятельная работа студентов.
Таблица 4
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
Теоретические основы и тезаурус курса | Чтение и конспектирование литературы, выписывание ключевых понятий, эссе. | ||
Специфика педагогики как области социально гуманитарного знания | Аналитическая работа с текстами статей, подготовка к дискуссии, подготовка презентации | ||
. Основные этапы развития педагогики в контексте становления науки и смены типов рациональности | Чтение учебника и дополнительной литературы, аналитическая работа с текстами, составление таблиц. | ||
Поли проблемное поле педагогической науки сегодня в условиях перехода к новому этапу цивилизационного развития | Чтение дополнительной литературы, аналитическая работа с текстами, написание рецензий статей, подготовка сообщений, презентаций, составление таблиц,. | ||
Педагогические модели образования прошлого | Подготовка исследовательских групповых проектов, презентаций, практических моделей,показ фрагментов фильмов, интернет-ресурсов. | ||
Задачи педагогической науки в свете футурологических прогнозов и инновационных поисков образования будущего | Подготовка исследовательских групповых проектов, ответов, моделей практик, презентаций, показ фрагментов фильмов и др. |
7. Компетентностно - ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
1). Диагностирующий контроль: не предусмотрен.
2). Текущий контроль: Рейтинг-план
РЕЙТИНГ-ПЛАН
по дисциплине «Философия и методология педагогики»
2016-2017 учебный год, семестр 1
Направление подготовки – _ Психолого педагогическое образование _
Магистерская программа - Профессиональное консультированик
Магистр __
__ очная __ форма обучения
Ступень образования | Форма обучения | Статус дисциплины в учебном плане | Общая трудоемкость (в зачетных единицах и часах) |
Магистратура | Очная форма обучения | 3 з.е. (108 ч.) |
БАЗОВая часть | ||||
Виды контроля | Тема / форма аттестационной работы | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов | |
Контроль посещаемости занятий | ||||
Посещение лекционных занятий | ||||
Посещение семинарских и практических занятий | ||||
Текущий контроль работы на семинарских и практических занятиях | ||||
Тема 1. Теоретические основы и тезаурус курса | ||||
Тема 2. Специфика педагогики как области социально гуманитарного знания | ||||
Тема 3. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания. | ||||
Тема 4. Поли проблемное поле педагогической науки сегодня в условиях перехода к новому этапу цивилизационного развития | ||||
Тема 5. Педагогические модели образования (опыт истории) | ||||
Тема 6. Философия и стратегии развития современного образования | ||||
. | ||||
Рубежный контроль | ||||
Зашита проекта (по согласованной тематике) (презентация), практико-ориентированные разработки. | ||||
Промежуточная аттестация | ||||
Экзамен | ||||
Итого | ||||
К промежуточной аттестации не допускаются студенты, набравшие в течение семестра менее 45 баллов | ||||
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов | ||||
Посещаемость занятий определяется частотой присутствия и включенностью в лекционное и семинарское занятие. За посещение одного лекционного занятия может быть начислено от 0 до 1 балла. За посещение одного семинарского или практического занятия может быть начислено от 0 баллов до 1 балла. Посещаемость занятий студентами, обучающимися на индивидуальной форме обучения, определяется разработкой конспектов лекций. За каждый качественно составленный конспект может быть начислено от 0,5 баллов до 1,5 баллов. Критерии оценки конспекта: наличие плана, выделение ключевых идей, ключевых слов (по 0, 5 балла за каждую позицию). | ||||
Подготовка заданий рубежного контроля, прохождение промежуточной аттестацииявляется обязательным условием получения итоговой рейтинговой оценки за семестр не зависимо от количества накопленных баллов | ||||
Рейтинговые бонусы и штрафы могут составить до 10 баллов. Основанием для их начисления является качество и сроки выполнения заданий. | ||||
Студенты, желающие повысить баллы, имеют право выполнить задание из вариативной части и предоставить его преподавателю, соответствующее пропущенной теме или слабо проработанной теме не позднее 2 недель с момента прохождения семинарского или практического занятия (в том числе и студенты, обучающиеся на индивидуальной форме обучения) |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
От 0 до 49 баллов | «неудовлетворительно» |
от 50 до 64 баллов | «удовлетворительно» |
от 65 до 84 балов | «хорошо» |
от 85 до 100 баллов | «отлично» |