Томск 2018
Аннотация
Сибирь как центральная часть России всегда являлась самой удивительной и загадочной территорией. До сих пор на бескрайних её просторах существуют не открытые «белые пятна». В истории освоения Сибири главную роль сыграло наше казачество. Именно казаки были первооткрывателями обширных неизведанных земель, а также носителями Русской государственности, культуры и порядка.
В XVII веке одними из таких выдающихся казаков стали атаман Тарского города Тюменец и десятник Петров, совершивших первый дипломатический поход к Алтын-хану. Главой первой русской экспедиции, достигшей Китая стал казак Иван Петлин.
Как стало известно из летописей, он не был принят китайским императором, так как не имел подходящих для подношения подарков, а содержание грамоты, которую он привез в Москву, стало известно лишь 56 лет спустя. Однако эта кажущаяся безуспешность миссии не скрыла ни от современников Петлина, ни от многих поколений историков огромного, можно смело сказать, общеевропейского значения самого факта открытия русскими землепроходцами пути из Европы в Китай через Сибирь и Монголию и установления непосредственных отношений между Русским государством и Минской империей.
Каким же образом русское правительство в конце второго десятилетия XVII в., ослабленное продолжительным внутренним кризисом и польско-шведской интервенцией, пришло к мысли о необходимости отправить экспедицию в далекий и неведомый Китай? Какие задачи ставились перед казаками и каковы были практические результаты?
Почему имя Ивана Петлина, еще в XVII в. ставшее известным всей Европе, на Руси долгое время то предавалось забвению, то объявлялось принадлежащим ловкому фальсификатору, вовсе не бывавшему в Китае, пока не заняло вновь достойного места среди имен известных русских путешественников?
|
Благодаря отваге, уму и терпению сибирские казаки смогли не только открыть первый сухопутный путь из Европы в Китай, но и прославить Российское государство.
Содержание
От автора 3
Как казаки-сибиряки к Алтын-хану ходили 4
Как томские казаки к китайскому императору ходили 16
Список литературы 29
От автора
Данная книга является художественным произведением, основанным на летописных источниках. Она была написана благодаря работе нескольких людей, которые внесли свой вклад в изложение этого материала. Хочется поблагодарить Ованенко Наталью Николаевну, Лисовскую Наталью Александровну, Воронину Ольгу, Шумскую Валерию Владимировну, Ильина Владимира Фёдоровича и Кирноса Илью Васильевича, Волонсевич Юлию Валериановну. Эти люди приняли непосредственное участие в написании книги и предоставлении материалов. Огромное им спасибо за бескорыстную помощь в деле возрождения Отечества и развитии нашей культуры.
Марина Школьникова 2018 г.
Как казаки-сибиряки к Алтын-хану ходили
Когда-то 400 лет назад обширными землями Руси правил великий князь Михайло Фёдорович. Развивал великий государь торговые заморские пути, интересовался иными странами и государствами. Не раз слышал он и о множестве местных князей, что жили в далекой и обширной Сибири средь лесов и гор. Приносили служилые люди вести о государстве некоего Алтын-хана – Золотого царя. А из рассказов торговых людей узнал царь и о далёкой Китайской империи, о её богатствах и товарах, привозимых оттуда водными путями в иные государства.
|
Решил, тогда государь Михайло Фёдорович, установить дружеские отношения с племенами Сибири и взять в русское подданство государство Алтын-хана, потому как ближе и могущественнее к Китаю не было больше правителей. Повелел князь разузнать о возможности открытия торговых путей в Китай через сибирские земли. Расширение границ, открытие новых путей, письменное принятие подданства, могло привести к процветанию и увеличению влияния Руси.
Ещё под началом Ермака Тимофеевича обширная территория Сибири была завоёвана пятью казачьими сотнями. Обосновавшись среди таёжных земель, просторных полей и лугов, казаки строили крепости, дороги и суда. Сибирь имела немалые природные богатства. Люди занимались охотой, рыбалкой, били шишку, собирали мёд диких пчёл, грибы и ягоду. Находили и добывали руду, перерабатывали её. Расширяли поля для посевов и пахали землю.
В те времена границы Русского государства достигали Томского города, который был крайней крепостью. Она была построена в 1604 году, согласно приказу Бориса Годунова на татарской земле, на берегу Томи, для защиты переправы через реку. Помощь в её основании просил, у русского государя, татарский князь Тоян, для охраны мирного племени эуштинцев[1], которые страдали от набегов киргизов и калмыков.
Вызвал государь Михайло Фёдорович, к себе, атамана Тарского города, Василия Тюменца и его десятника Ивана Петрова, в Москву, потому как, город Тара был близок к Томской крепости. Хоть и неграмотными были эти люди, но прослыли людьми надёжными, смелыми, знающими местные обычаи сибирских племён.
|
И, когда прибыли казаки на приём к царю, возложил на них Михайло Фёдорович поручение, об официальном принятии Алтын-хана в русское подданство. Обязал он, также, поднести дары Золотому царю, от своего имени, предложив ему мир и государственную службу, а также вызнать, о далёких восточных землях и империи Китая. Ранее у казаков были налажены отношения с местными племенами, но с письмом от самого государя, выезжало посольство впервые.
И вот, наступило лето 1615 года. Собравшись в дальнюю дорогу, отправились оба посла-казака, с царскими дарами для Алтын-хана, в Тобольск. Перед отъездом вручили казакам наказ, к тобольскому боярину и воеводе Ивану Семёновичу Куракину, с тем, чтобы тот снарядил их в дальний поход. А также, не задерживая в крепости, направил их к Золотому царю.
Долго добирались казаки, до Тобольска, сухопутными путями. Проходили через горы Уральские, что раньше Камнем называли. Переплавлялись через реки, пробирались через болота, леса и поля. Немало встретили они людей, живущих среди бескрайних просторов родной земли. Нападали на путников враги, от которых отбивались, и приходили на помощь союзники. Охотой и рыбалкой снабжали себя казаки, во время дальних переходов, а во встречаемых ими городах и деревнях находили провиант и коней на смену. Дни шли за днями: лето сменила осень, за осенью пришла зима. Немало натерпелись люди в своём путешествии, прежде чем добрались весной до Тобольска, что стоял на Иртыше.
Вручили казаки воеводе царскую бумагу. Снабдил Иван Семёнович царских людей провизией и стругами[2]. И дал такие распоряжения своим людям, что уже в мае 1616 года[3] смогли послы отплыть вниз по Иртышу. Перейдя в Обь, казаки на стругах поднялись вверх по течению, по широкой и величественной реке, где на вёслах, а где под парусами. Великая река разливалась местами целым морем, богатая и широкая с песчаными берегами. С одного берега реки могла подступать густая тайга, а с другой – виднелись бескрайние луга с травами в человеческий рост. Однако, здесь же заканчивалась Русская земля и начинались владения иных народов. Враги могли подстерегать казаков откуда угодно. Ещё в Тобольске предупредил воевода послов о возможных нападениях местных племён на русских людей. Пять долгих недель ушло на водный путь, прежде чем прибыли послы в Томский город, что стоит на реке Томь, истоки которой начинались с далёких гор.
Подходя к Томску, казаки увидели вдали хорошо укреплённую крепость. Она располагалась на южном мысу горы[4], возвышающейся над правым берегом Томи. Крепость была построена из укреплённых двойных стен. Внутри, перед Тюменцем и Петровым предстали здания: церковь, съезжая изба – воеводская канцелярия, воеводские палаты и хоромы, амбар и казна. По словам встретившего их человека, эта крепость не раз отражала набеги местных вражеских племён.
Вручили казаки сибирскому воеводе Фёдору Васильевичу Боборыкину бумагу о поручении от царя и рассказали ему и остальным казакам о своём путешествии. Порешили собравшиеся отправить десятника, Ивана Петрова, в ставку к союзнику - князю енисейских киргизов Немеку, с просьбой обезопасить посольство от нападений и дать провожатых.
Быстро собрался в путь десятник. Предупредили томские казаки посла о киргизах. О том, что нет у них единого государства, но есть четыре княжества. Верховным князем среди киргизов был алтысарский князь Немек, глава енисейских киргизов. Двумя другими княжествами: Алтырским и Езерскими, правили двое его лучших князей – Номча и Кора. В те времена, в тех трёх княжествах, киргизы занимались тем, что ловили рыбу, занимались охотой, лошадей и коров у них было много, но хлеба не сеяли. Бой, же у них, был лучной. Тубинское, же, княжество, на реке Тубе, стояло в стороне от остальных княжеств и вело свою жизнь. Здесь не было ни коров, ни овец, разводились только лошади и олени.
Несколько дней добирался Иван до Немека. И, наконец, прибыв к нему в ставку, был принят гостеприимно, со всеми почестями. Передал десятник поручение от томского воеводы. Узнав о послах, прибывших по поручению самого царя, заверил верховный князь, что они могут ехать спокойно, без опаски. Велел Немек, отправить своего знатного человека в Томск, утаив его имя от десятника, чтобы сопровождал тот посольство. А Ивана, в залог, оставил у себя.
Дожидаясь товарищей, решил десятник послать татарина киргизского проведать про Алтын-хана, где тот находится и как его найти. Разузнал татарин, что Золотой царь кочует на Бакане реке. Узнав от посланника о русском посольстве, прислал Алтын-царь в Киргизскую землю, своего Тайбыня-мурзу[5], звать десятника Ивана. Но десятник передал, что без товарища своего к царю идти не может, а как дождётся из Томской крепости атамана Тюменца, так и доберутся они вместе к нему. Прогостил у Немека Тайбынь-мурза четыре дня и поехал назад.
Спустя три недели, дождавшись основной части посольства, выехавшей из Томска сухим путём, на лошадях с вьюками, Иван Петров присоединился к товарищам. Рассказал десятник атаману о встрече с Тайбын-мурзой и о том, что ждёт их Алтын-хан. Посольству же предстоял ещё переход через Табынскую, Саянскую и Матцкую земли.
Где бы ни проезжало посольство, радушно с почестями встречали сибирские князья путников. Их снабжали в достатке едой, питьём и подводами. Только отсутствие бумаги от великого государя не позволяло казакам ввести их земли в состав Руси.
Вскоре после нескольких дней путешествия на лошадях с вьюками, предстала перед казаками Табынская земля. Жили в ней люди по лесам и между гор, в шалашах, станами по триста-четыреста человек. Кочевали они по ней туда, где им понравится. Занимались охотой на лосей, оленей и коз. Из одежды носили шубы, да платья кожаные. Не было у жителей этой земли ни угодий, ни пастбищ. Держали только коней да оленей, потому как каменны и велики горы и леса. И платят здесь жители дань всякому, кто придёт и Алтын-хану.
Пройдя земли Табынские, вошли послы в земли Саянские, где правил князь Кара-Сакул. Тяжело переходить было путешественникам горы каменные, где снег лежал во все времена года. И стужа не уходила даже летом. После расспросов у провожатых рассказали казакам, что живёт на этих землях около пяти тысяч человек. Ездят тут, как и на Табынской земле, на оленях и конях. Но дань люди платят, только Алтын-хану, потому что тяжело ходить в Саяны и не всякий захочет подниматься в столь суровый край.
Наконец после тяжелого перехода, дорога стала спускаться с гор, а сами горы начали расступаться. Множество рек повстречали здесь казаки: все они были каменные, неглубокие и ключевые. Вышли послы на дорогу к равнине, в низине повстречали они великое озеро, что расположилось меж гор каменных. Вода в нём была такая солёная, что если кто начнёт тонуть, хлебнёт воды, то уже не спасти человека.
Вскоре перешли казаки в Матцкие земли. Правил в то время князь Кундучен и всей своею землёй служил он Золотому царю. И как приблизилось посольство к ближайшему поселению. За полверсты отправил им князь подводы с едой и напитками. В отличие от саянской и табынской, еда здесь была совсем иной. Угощали послов бараньим мясом, поили молоком коровьим, да кобыльим, и кумысом[6]. Проводил послов до Алтын-хана князь Кундучен лично.
Только спустя шесть недель, после выхода из Томской крепости, прибыли послы в кочевья Алтын-хана. Весть, о казачьем отряде пришла раньше, и царь уже ждал гостей в своей ставке у берегов озера Убсу-Нуур. Версты за две выслал он своего младшего сына с сыном Жёлтого царя Колчай-Тучай и князем Табын-мурзой и его полсотней лучших людей навстречу послам. Отправил с ними и еду с питьём, что приготовлены были по вере и традициям царя и его людей: баранье мясо, молоко коровье, вино из кумыса белое. При встрече царевич, князь и остальные встречающие, спрашивали послов: что они за люди, от кого идут и для чего прибыли к Алтын-хану? Поведали казаки, что пришли они к Золотому царю из великого Российского государства, от Михаила Фёдоровича самодержца. И желает царь принять Золотого хана, со всеми его людьми и землями на своё царское жалованье в своё подданство. Провели казаков люди Алтын-хана с великой бережностью и честью. И передали, что велел Алтын-хан для послов поставить стан в полверсте от себя и теперь они будут под его покровительством. Вскоре расположились с долгой дороги уставшие гости. Развьючили коней и отправили их на пастбища.
На другой день прислал хан послам своего лучшего мурзу Манзея, и передал для Тюменца и Петрова двух лучших своих коней. Прочие же казаки шли к хану пешими, с царскими дарами на руках. Проследовав за лучное стрельбище, к буддийскому храму, увидели послы, что принимает хан их у кутукты[7], что был родом из Лабинского[8] государства.
Удивились казаки необычным постройкам Алтын-хана. Войдя в храм, устроенный в юрте, они увидели стены, увешанные религиозными росписями. Сам хан сидел в богатых одеждах из золотого атласа, подогнув ноги, на толстом слое из множества ковров. И их толщина достигала около полколена. Сам царь был лет шестидесяти, с бритой бородой, но с усами, чёрным волосом. Крупный, плечистый, он во всём был пригож. Его умные глаза с интересом рассматривали послов. По правую руку от него сидел князь Кощучин в одеждах с золотой камкой[9]. Царь, опёршись на его плечо локтем, клал ему руку на голову. По левую сторону сидели ближние люди – Тархан-бакши и Тайбын-мурза, в цветных платьях. Ещё с полсотни знатных людей стояли рядом.
Поприветствовали хана атаман Тюменец и десятник Петров. Поведали они ему о своей цели визита. Рассказали о великом государе и великом князе Михаиле Фёдоровиче, о его царском положении среди царей и царевичей, среди королей и королевичей иных государств. И после речей послов приподнял шапку Золотой хан, остальные же свои шапки сняли и привстали, а иные мурзы стояли. Велел послам Золотой царь передать, что будет рад служить такому великому государю и принимает его государственное жалованье. Поклонились казаки хану и преподнесли ему богатые дары.
Разложили русские люди перед Алтын-ханом богатые одеяния: по одной длинной красно-малиновой однорядке[10] с золотыми завязками, жёлто-красного цвета с плетенкой и пять из сукна польского, тринадцать оловянных блюд, четыре котелка и шесть ножей. Принял Золотой хан дары с величайшей честью. И тут же велел также поднести дары князю Кощичину, потому как был тот к царю очень близок. И передали казаки ему также однорядку из красно-малинового сукна с завязками, да ещё три польского сукна, два белых оловянных блюда, два котла медных и пять ножей окованных.
После принятия подарков передал Золотой царь, что очень рад служить великому князю Михаилу Фёдоровичу. И затем велел воздать послам честь и обратился к своему кутукте, священнослужителю. Кутукта сидел в своём храме особенно, выше царского места. Под ним находился сундук обитый персидской золотой парчой. Над служителем находился киот[11], а наверху у его места написаны по вере буддийской на бумаге образы и прибиты на камки[12]. И такие образы были велики и неведомо какие. Отпел кутукта со своими людьми, крылашенами, по-книжному. И когда священнослужитель закончил, выпил царь за здоровье государя красное питьё из кубка серебряного и золоченого. После хана подали питьё ближним его четырём людям, сидевшим с ним, затем послам и следом уже всем остальным.
Затем пригласил Золотой царь всех за стол. Во время приёма он сидел уже в ином платье: кафтане с белой каймой[13] и небольшой лисьей шапочке. Восседал хан за небольшим, расписным столиком один, а яства подносили ему на белых блюдах. Послов же усадили за особый стол, что поставили напротив царя.
Много разных кушаний подавалось Алтын-хану. Здесь были утята, тетерева, зайчатина, баранина и говядина, всего насчитали казаки около десяти блюд. Ставили перед ним яств всяких понемногу, с костей мясо снимали и кости клали рядом. Царь сам, раздавал своим людям еду по положению. И казакам подачи делал. От себя и питьё им присылал.
Позже принесли на стол молоко коровье топлёное с маслом и листьями неведомо какими, да иное питьё подали - красное. Также было подано мясо, молоко кобылье и кумыс. Но последнего царь не пил. Питьё разносили в кубке, серебряном с золотом, да чашках костяных.
И пока шёл обед, неспешно вёл Золотой царь беседу о том, что ждал он от Михаила Фёдоровича жалованья и вестей уже лет семь.
Тогда поведали казаки, что давно наслышаны о великом Алтын-хане и не раз пытались до него добраться. Однако местные киргизы не только побивали путешественников, но и проходу не давали к нему. Осерчал Золотой царь, на такие речи и велел киргизскому князю: если хоть одного русского человека ещё они убьют, то всех до единого его людей он велит уничтожить.
О многом ещё говорил царь на своем обеде. После окончания церемонии отпустил хан посольство к себе в стан и прислал им еды и питьё следом: битого барана и живого, молоко коровье, да вино из молока и так по пять сум размером с ведро. Приказал хан своему лучшему человеку, Марзею, держать перед послами честь и беречь их, чтобы довольно было посольство русское приёмом. А самим, Василию Тюменцу и Ивану Петрову, велел обедать у себя по все дни.
На следующий день, также как и в первый, обедали казаки у Золотого хана. Обменивались они опытом житья, рассказами о ратных боях. Про бои лучные, про кочевья на верблюдах, животных, неведомых тогда для русских послов. Слушали казаки и про веру Золотого царя.
Рассказал им хан про своего кутукту. О том, что по его вере, этот человек святой и прислали его из Тибета. И как родился этот человек и грамоте научился. Да жил он от рождения своего три года и умер. Пролежал в земле пять лет и снова ожил. Да снова по старому к грамоте научился и людей своих стал знать. После того живёт он уж лет с девяти, а ныне лет ему семнадцать. И сколько ещё он жить будет, никому не ведомо. И у этого кутукты, по своей вере сделан храм полстенный высокий, разборный, на нём крест деревянный. Боги писаны на бумаге велики, и статуэтки стоят на сундуке. А перед образами три кубка золотых, неведомо каких, да блюдец малых с десяток. И свечки перед богами тоненькие, только дым дают, а пламени от них нет. Колокольчики, небольшие, тут же стоят у сундука и на стены повешены. Книги есть и пение о вере, вечерни и заутрени, и обедни во все дни идут. Кланяются эти люди до земли, да в руках четки держат каменные или костяные. А платье на кутукте и его крылашенях, похоже на греческое, без рукавов. После подробностей о вере Золотого хана, рассказали казаки царю о своей вере, о храмах и их служении. И после длительных расспросов снова отпустил Золотой хан казаков в стан.
На третий день пригласил Алтын-хан послов в храм. Решил он показать послам религиозные традиции своего народа. Предстал Золотой царь перед изображением Бога. А выглядел тот Бог так: невелик, словно ребёнок и вылитый из золота. Подымали изваяние все служители храма на пеленах. И как подняли его, так царь со своими лучшими людьми перед ним поклонился. И сказал послам, что у них только и веры, что богов подымать и кланяться. И что тем, своей верой, и отличаются люди Золотого хана от людей русских, что не прикладываются они к образу своего бога. После поклонов и поднятий велел хан передать государю: всё, что имеет царь перед богом, тем он располагает и перед князем великим.
После шерти[14], с почестями отпустил от себя Алтын-хан послов к себе в стан. И прожили казаки у царя ещё четыре дня.
Пока гостили казаки у Золотого царя, вели они речи не только с царём, но и его лучшими людьми и послами из разных государств, что прибыли в то же время, что и казаки к Алтын-хану. Разузнали они, кто в каком государстве правит, что за города стоят на дальних рубежах, и как люди военные, про оборону выспрашивали.
Люди из Катанского государства, что располагалось за далёким китайским государством, объяснили послам, что правит у них царь Акбырык. Живёт он в городе, построенном из камня, и бой ведёт как и в Китае из ружий и пушек. И ходу до их государства от китайского месяц.
Люди из Топинского государства поведали, что у них есть два царя: царь Ишим, и царь Батыр или Баатырь. Города у них каменные и деревянные, и само государство великое. Поговаривали также, что это прямая Казачья орда, только стоят те государства на восток влево. Бой же у них также, как и в Катанском государстве из ружей-пищалей, пушек и лучной. Только про города и язык, богомольство и иное житьё ничего больше сказано не было.
Царь Жолтой Кулачин жил в кирпичном городе, бои вёл огневые, из пищалей и пушек, да лучной. И государство его от Китайского, было ближе к Алтын-хану. Верой и языком одинаков, хлебов не сеет.
Калканский же царь проживал в государстве Конделеюкур. Царство у него кочевое. И переходы совершают на верблюдах, как и у Алтын-хана. Бой у них лучный, но войны не ведут. И с Золотым царём языком и верой одинаковы.
Ведут эти государства между собой торговлю, посольства друг к другу направляют и торговых людей пропускают друг к другу. Находятся все государства на стороне полуденной, только царь Калканской земли на восточной стороне располагается.
Долго Тюменец и Петров расспрашивали и о самом далёком государстве китайском. И вызнали, что правит там царь по имени Тайбын. Стоит его государство на краю морской губы, город у него кирпичный, а около города на коне ехать десять дней. Бой у Китая ведётся из пищалей[15], да пушек, что заряжаются порохом. Приходят к этому городу суда с людьми торговыми под великими парусами. На суднах до двухсот-трёхсот людей помещается и платья они носят бухарской стати, всякое: бархатное, атласное, с каймой, особого покроя и из шёлковых тканей. Добраться же до Китайского града конём можно за месяц, рек там больших нет, места ровные, без гор.
Про хлеб там не ведают. Но и войн, меж ближних государств, не ведётся. А вера у людей такая, о какой никому не ведомо, только колокола большие. И спросить невозможно, так как язык такой, что никому не понятен.
И долго бы ещё вели речи меж собой послы князя великого и люди в стане Алтын-хана, но пора было возвращаться назад. Поднялся Алтын-хан на ноги, снял шапку, поклонился и велел на словах передать, чтобы рассказали казаки о нём государю, о принятии подданства русского и вере их поведали. Испросил он у государя жалованья: три судна[16] серебряных, жемчуга, да пищалей двадцать, сабли две добрые. Сукна, олова и меди ему не надо, а вот платье, пусть пожалует ему суконное, червато[17] или жёлтое, да аргамака[18]. И сверх того ему ничего более жаловать не надо. Заверил послов Алтын-хан, что если будут у их великого государя недруги, то пусть сообщит о том ему. Отправит ему Золотой царь своих людей столько, сколько надобно. И посмотрев на киргизских людей и князя, в очередной раз припугнул их, чтобы те приняли русское подданство и русским людям зла не чинили.
Пожаловал Золотой царь казакам по три коня, а атаману Василию пожаловал девку. Из одеяний подарил казакам по шубе бараньей, опушенные бобром и соболями. В проводники выделил хан десять людей, своих, помимо двух послов, и на дорогу отправил 16 баранов и сверх того снабдил едой и питьём.
Отпустил послов Золотой царь с миром и вместе с ними отправил к великому князю Михаилу Фёдоровичу своих двух человек с подарками для государя. Звали послов Скаяном Мергенем и Киченгой[19]. Выехали казаки в обратный путь 26 октября 1616 года в Дмитриев день, что считался рубежом перед началом зимы. Не менее пяти дней ехали люди до земель Саянских.
На обратном пути от Алтын-хана до земли Томской возвращались люди той же дорогой. И сколь велика земля у Золотого царя, казакам так и не было известно, потому как пробыли они у царя всего неделю и жили на одном месте. Узнали они только, что кочует царь, переходя по рекам и меж гор. Зимовье в его государстве ровно, людей много, как сказали послы иных княжеств, около ста тысяч, да ещё и по сторонам населения не мало. Из животных у них есть и хорошие кони и добрые, коров, овец, оленей и коз держат, но нет у них аргамаков, коней боевых, сильных. И хлеба никто не сеет потому, что горы рядом и место каменистое.
Долго по суровым зимним просторам Сибири добирались послы до Томской крепости. Только в феврале 1617 года вернулись они в Тобольск. Вскоре десятника Петрова отправили в Москву с отпиской тобольского воеводы Куракина. Атамана Тюменца и послов алтынских в Тобольске задержали и сколько там они пробыли, неизвестно. О своём путешествии к Алтын-хану рассказал Тюменец в приказной избе.
Только после оформления всех росписей о своём походе атаман отправился в Москву вслед за десятником. Девушка, что была подарена Алтын-ханом атаману Василию тяжёлой зимней дороги не выдержала и умерла у Соли Вычегодской. Прибыв в Москву, отправились Скаян Мерген с товарищами на царский приём. 13 апреля 1617 года они подтвердили присягу Алтын-хана, что он готов служить великому князю Михаилу Фёдоровичу своими людьми против недругов. Подтвердил великий государь, что принимает Золотого царя в русское подданство и готов и впредь высылать ему царское жалованье.
Наконец, проведя переговоры, отпустил великий государь послов Золотого хана в обратный дальний путь. Только в феврале 1618 года прибыли они снова в Томск, а оттуда они выехали 9 мая[20] вместе с посольством Ивана Петлина и Андрея Мадова, направлявшихся в Китай.
Московское государство, осталось довольно итогами посольства и наградило казаков за службу: «по 8 аршин камки немецкой, цена по 5 р. с полтиной портище; да две чарки серебрены, одна цена 2 р. с четью, другой 2 р.; да 2 портища тафты дымчатой, широкой, по 4 арш.; цена по 20 по 3 алт. по 2 деньги арш.; да 2 портища сукна англинского, тмосинего[21], по 4 арш. Без чети в портище, цена по рублю арш.» Наградили и иных казаков, участвовавших в походе, тафтой и сукном.
Также как и в Тобольске, государственная служба составила расспросные речи в Посольском приказе атамана Тарского города Василия Тюменца и десятника Петрова. И после этого отпустили их с миром на дальнейшую службу государю и земле русской.