Как томские казаки к китайскому императору ходили




После долгого похода атамана Тюменца и его десятника Петрова, впервые установились посольские отношения с крупнейшей азиатским союзом. И решил государь, что пора отправить новое посольство, теперь уже в далёкий Китай.

По русской традиции количество послов составляло двенадцать человек. Возглавляли поход Иван Петлин и его товарищ Андрей Мадов. С ними были Пятый Кизылов (Пятунька Кызыл), подьячий Алексей Шахов, казак Пётр (томский Петрушка), Яков Куркин, Стенька Ядринский, Микитка Росторгуй, Андриянка Трофимов, Захарко Кузьмин. Только двое так и остались неизвестными. Казак Петлин уже исполнял посольские поручения, знал грамоту и языки народов Сибири. В те времена таких людей было немного.

Когда атаман Тюменец и десятник Петров закончили свой поход и вернулись в Сибирь, посольство Петлина только начинало путь. И к путникам присоединилось посольство монгольского Алтын-хана, которое также хотело проведать про Китайское государство и великую реку Обь. Это были возвращавшиеся из Москвы в ставку Алтан-хана монгольские посланцы Каян-Мерген и Кичен.В те времена люди думали, что река начинает свой исток где-то в Китае.

И вот, получив царский указ и снабдившись всем необходимым, отряд Петлина выехал из Томска 9 мая 1618 года. Он проследовал тем же путём, каким ехали послы Тюменец и Петров. До кочевья енисейских кыргызов отряд добрался за десять дней. Затем, почти через три недели, перейдя реки Абакан и Кимчика, посольство добралось до большого солёного озера Убсу-Нуур. Пять рек впадало в это озеро. И до того оно было велико, что кругом на коне ехать двенадцать дней. И сколько бы рек не впадало в Убсу-Нуур, воды в нём не прибывало и не убывало. В самом же озере десятник Иван Петров сказывал, что обнаруживал самоцвет камень, рубины и сапфиры[22]. Пройдя между востоком и севером, поднимались казаки по ходу реки Тес-Хем[23] две недели. И шла дорога всё по камню. Нелёгкий предстоял переход казакам.

Только к концу июня достигли путники вершин реки. Здесь и кочевал в то время известный великий Алтын-хан. С почестями принял их Золотой царь. Поведали ему казаки о своём путешествии и целях. Отпустил посольство хан с миром и обнадёжил, что местные жители имеют к путникам только дружеские отношения.

Также Алтын-хан обратился к буддийским монахам и назначил двух лам, Биликта и Тархана, быть провожатыми в Китайское государство. В то время эти монахи имели чин близкий к нашему чину митрополитов. Впоследствии Тархан сам прибыл в Москву во главе монгольского посольства. Биликта же направил лучших людей от своего имени. Возможно, эти двое лам не только являлись проводниками, но и знатоками монгольских и китайских церемоний, а также могли служить переводчиками с китайского на монгольский язык.

Поблагодарили казаки Алтын-хана и отправились в дальнейший путь.

Путешествуя по государству Золотого царя, казакам предстояло идти на юго-восток, через Халху. Так называлась в те времена Северная Монголия. Множество улусов с местными князьями[24] встретилось на пути посольства: Алгунат, Черкуршу, Сулдус, Илчигин, Бешут, Гирют, Тулан-Тумет, Югурчин. Немало и буддийских храмов увидели они. Проезжая станы путешественники отмечали время пути и, конечно же, обычаи местного населения. И всюду, куда бы ни заехали казаки, встречали Ивана Петлина и его отряд с едой, питьём, подводам и провожатыми. Хотя временами случалось, что оставался отряд и без воды и без питья. Так добирались послы до Тумэнского ханства более месяца.

Пройдя множество земель, на выезде в Мунгальскую[25] землю вышли казаки к ущелью между гор и шли так два дня. На выезде стояли два города мугальских каменных под названием Байшин. В одном городе жил воевода князь Тау-тайша, в другом – Онбой-тайша. Был и третий город на Мунгальской земле ламаистской, каменной, где воеводила женщина. Имя её было Манчикатут, вдова Алтан-хана туменского, династии Мин. Вторым её именем было Сань-нянь-цзы в переводе «троекратная боярыня», так как она была замужем три раза. В молодости она прослыла красавицей. Княгиня отличалась недюжим умом и несла на себе почти все тяготы правления. Она следила за всеми войсками и усиленно заботилась о соблюдении порядка на пограничных землях империи. Ни один монгольский военачальник не посмел бы проникнуть в её государство с грабежом. Строго следила княгиня за политикой в подчинении пекинскому двору. За что был ей пожалован титул Чжун-шунь-фу-шень, верной и покорной боярыни. И хотя действительными князьями были её дети, а потом и внуки, вся власть и влияние находились в её руках. Проживала же она со своим сыном Арчутатун.

Без разрешения Манчикатут, без её грамоты и печати, никто не мог пройти за рубеж в Китайскую землю.

Земля Мугальская была обширной, и простиралась от Бухар до моря. Города построены в четыре угла, а по углам башни. Основания выложены у стен из серого камня, а вверх кирпичом. У ворот городских свод такой же, как и в любом русском городе, а на башнях ворот висел колокол медный, весом пудов в двадцать, и крыта башня образцами кирпичными. Дворы в Мугальской земле тоже кирпичные, построены в четыре угла, и ограда у них высокая. Палаты же в этих дворах кирпичные, но не высокие, а подволоки[26] расписаны травами и разными красками. И такая красота стояла, что не хотелось из палат выходить.

Повстречали казаки на Мугальской земле два храма лобинских, ламаистских, кирпичных. Делают их клетчатыми, двери храмов смотрят на восточную сторону и полуденную. Нет крестов на них, зато стоят звери каменные невиданные. Крыши у храмов также крыты образцами кирпичными.

Зашли послы храм посмотреть. Объяснили им Биликта и Тархан обустройство и служение в храмах. Показали послам и убранство храмов странное: против дверей сидели три болвана великих женского пола, сажени по полутретьей, вызолоченные сусальным золотом с головы до ног. А сидели болваны высоко, в сажень, на зверях каменных, и сами звери выкрашены красками. В руках у болванов по горшочку с кашей, перед ними горела свеча неугасимая с салом говяжьим. На правой стороне в храме стояли восемь болванов мужского пола, а на левой стороне восемь болванов женского. Стояли они, в позе руки протянув, будто поклониться хотели, как кланяются мугальские люди лбами. И по сторонам трёх болванов стояли два болвана нагих, будто человек в теле, не распознать издали, то ли тело, то ли глина, настолько живыми казались статуи. Свечи в храме тонкие, что солома, а горят углём без огня. И поют в тех храмах две трубы великие, сажени по полторы каждая. Как затрубят, да начнут бить в бубенцы, припадут служители на колени, руками сплеснут да расхватят руки, да ударятся на середину и лежат так с полчаса. В ту поры пели в храмах так, что страх человека брал, до того необычное зрелище.

Как на Руси почитали патриархов, так на Мугальской земле почитали кутукт. Только здесь их было двое: один лет двадцати, а другой лет тридцати. Оба молоды, нет у них ни усов, ни бороды. Бороды и усы свои они или бреют, или щиплют, ходят без штанов в длинных одеждах, а мясо едят во всякий день. Манатьи или церковные мантии на служителях храма камчатые, камки разных цветов. Сборы у одеяний, как и у старцев на Руси, а клобуки, шапки, у них жёлтые. Когда речь зашла об источнике веры, то говорили служители храма так: «ваша вера с нашей одна была, а когда отскочила наша вера от вашей, неизвестно».

При храмах кутуфтам отведено было своё место, куда они приходили и сидели. И по вере, цари тем кутуфтам в храме поклонялись.

Проезжая по Мугальской земле мимо множества деревень, немало повстречали послы разных культур и растений: просо, пшеница, овёс, ячмень и иных, каких и не видывали русские люди. Были там и овощи, и фрукты разные: дыни, арбузы, тыквы, лимоны, огурцы, вишни, лук и чеснок. Землю здесь пахали плугом и сохой, также как и у тобольских татар, но бороны были узкие и долгие.

Наряды здесь у мужчин и женщин по своей вере бархатных и камчатых. Ожерелье у кафтанов у мужчин, у женщин же большие, по плечам. Сапоги здесь носят своим образцом.

Вина местные жители курят[27] из разных хлебов, но без хмеля. Камней дорогих нет, жемчуг же есть, но не добрый. Золота совсем нет, зато серебра в великом множестве и идёт оно из Китая. Хороших коней казаки здесь так и не встретили, только вьючных, горных, да ишаков.

Поприветствовали послы княгиню Манчикатун. Расспросила она путников об их дороге и указе царя их. И после всех почётных торжеств и речей выдала она казакам грамоту, которая послужила им пропуском в государство Китайское.

Дальше отправились в путь послы. За Мугальской землёю к Бухарам находилось три государства: Ортуское, Тангуцкое и государство город Шар.

Ортускими землями правил царь Юнекач, столица его была каменной, а само царство богатым. Тангуцким государством правил царь Суланчин, его город был так же богат и построен из камня. В городе Шаре правителем был царь Темир. Его земли находились недалеко от Бухар, и с того царства от царя Железного в Китайское государство шёл алмаз. Все три государства располагались под полдень.

Два дня после отъезда из города Хух-Хото, города Манчикатут, добирались казаки до Великой китайской стены[28], до рубежа. В одну сторону китайская стена шла до города Цзяюйгуань. Этот город располагался под полдень, к Бухарам, что в двух месяцах езды до царя Обдоры[29], где заканчивались владения династии Минов. У царя Обдоры город был деревянный, но государство велико и богато. В другой конец стена шла на восток, до моря, которое находилось в четырёх месяцах пути. Сама стена была кирпичной, с башнями. Таких башен люди насчитали около ста в оба конца. К морю же и к Бухаром[30] башням и числа нет. И расположены эти башни на расстоянии стрельбища.

Расспросили послы китайских людей, отчего у них так стена поставлена, что в ней башен не счесть. Ответили им, что стена идёт от моря и до Бухар потому, что здесь две земли. Одна китайская, а другая Мугальская. И меж тех земель - рубеж. Как подойдут, какие военные люди сюда, так зажигаются на башнях огни, чтобы стражники сходились по местам, где чьё место, у стены или по башням. Со стороны подхода к стене живут Чёрные мугалы, а за рубежом земля и город китайские, жёлтых мугал. А сквозь эту стену рубежа к китайскому городу Широкалгу[31] лежат пять ворот, таких низких и узких, что на коне только наклонившись проехать можно. И кроме этих ворот, нет у Китайской стены иных входов и выходов. Изо всех государств ездят и ходят путники в город Широкалгу.

Предъявив грамоту и печать княгини Манчитатут, отправились люди от китайского рубежа до города Широкалгу. В то время правил в нём временно назначенный царём Тайбуном воевода князь Шубин. Высокий город Калган, хорош и мудрён делом. Везде встречали послы каменные крепостные стены. Башни были так же, как и московские, высокие, а на окнах и воротах короткие пушки стояли. Много было и мелкого оружия. Всюду стояли караулы: по воротам, башням и по стенам. Как садится солнце за горизонт, так караульщики из пищалей-ружий три раза выстреливали, по литаврам били. Потом часа в три ночи также били. И потом снова выстреливали на утренней заре. Сам же город не открывался до шестого часа дня.

Из города навстречу казакам выезжали китайские воеводы с пышными свитами в две-три тысячи человек. Такой почёт был оказан русскому посольству.

И постройки в городе были плотными, пустого места не найти. Огромные рынки с каменными лавками, множеством торговых рядов располагались по городу. Повсюду лобазны, где можно поесть харчей. Были и кабаки, где питья можно найти всякого, и людей встретить разных, как беглых каторжников и простых рабочих, так и девушек, обслуживающих посетителей. От изобилия товаров не знали русские люди куда смотреть. Проходили послы мимо сукон, бархатов и камок, дорогов и тафт, камок на золоте и с медью разных цветов и драгоценных камней. Овощей было не перечесть: огурцы, лук, чеснок, морковь, пастернак, репа и капуста. Сахара разные, пряности, фрукты, мак, мускат, миндальные ядра и иные овощи, какие ещё не были известны на Руси. И такое столпотворение стояло, что между людей не продерёшься.

Встречались на дороге казакам и тюрьмы, построенные из камня, где воров вешали за воровство, разбойников сажали на кол и секли головы, а подельщикам бумаг отсекали руки.

Осмотрев город Широкалги, отправились послы до города Широ[32], что находился в одном дне пути. Этот город служил местом пребывания императоров летом. Он был также каменным, высоким и великим. В нём были массивные крепостные арки и сады. Являясь важным оборонительным городом на северных границах империи, город заметно отличался от Широкалги. Башен в нём было двенадцать. Пушек по окнам и воротам великое множество, оружия мелкого полно, а караулы стояли и по воротам, и по башням и день и ночь. Ворота города были широки и высоки, затворы на них железные, гвоздём прибитые, в самих воротах также располагались пушки и ядра каменные. И от ворот до ворот через город половина дня ходу. Именно отсюда воинские силы могли быстро перебраться к Великой стене в случае атаки. Расспросил Петлин о проезжаемом городе и узнал, что Широ, можно кругом объехать за день. Следил за порядком города воевода Санчин, также направленный от императора Тайбуна на время. Рынки здесь были ещё больше, торги сильнее, уже утром всё заполонено, не пройти между людьми. Посольские дворы для гостей были каменными и располагались за городом. А колодцы уложены серым камнем, а сверху кругом оббиты медью колокольню. На дворе воеводы стоял караул с оружием на изготовке, набаты у них, что бочки на Руси. И куда поедет Санчин, туда за ним держат солнишник тафтяной жёлтый.

После выхода из города ехали казаки от Широ-города по торговой дороге к городу Яру[33] три дня. Так же как и предыдущий, велик и высок был град. По размеру, ехать кругом его полтора дня. Множество башен в том городе, пушек и ядер каменных, размером побольше человеческой головы. Городские ворота здесь были широкими и высокими, затворы железные и выбиты гвоздём часто. Пустого места в городе не сыскать, повсюду рынки, лавки и дворы каменные. Воеводой в том городе был князь Бимби и князь Фучан. Людей в городе было столько, что чувствовал себя человек песчинкой в крупе манной.

Пробрались через город послы, выехали до Тайты-города[34]. Три дня добирались. Ещё более великий город встретил казаков, кругом его объезжать два дня понадобится. Воеводами в нём были князь Тойван, князь Туе и князь Зунья. Куда бы они не собрались, всюду перед ними бежали человек двадцать батожников, разгонявшись людей палками, освобождая дорогу. И над этими воеводами также несли солнишники тафтяные жёлтые.

Осмотрев город и разузнав дорогу, выехали послы до Белого-города[35]. Город каменный был бел, словно снег, велик и высок. Сказывали, что кругом его объехать три дня понадобится. Центральная башня, куда въезжали гости, имела трое ворот, широких, с затворами из железа луженого, с гвоздями чёрными. Пушки по башням и воротам стояли большие, ядра пушечные по два пуда весом.

Торговые лавки в городе располагались от ворот до ворот, а между лавками улицы покрывал серый камень. Перед лавками располагались решётки деревянные, выкрашенные всякими красками, а над лавками избы каменные. Крыты лавки и палаты образцами кирпичными, внутри же также красками расписано, образы стояли по стенам выписанные на толстой бумаге и подклеено под образами камки и бархаты. Богат Бел-город товарами всякими: и узорочьями[36], и овощами, и харчами. И даже птицы выставлены: попугаи, карлы и соколы. Также располагались в городе четыре кабака больших.

Прошли в местные храмы казаки посмотреть, как служба проходит у местного населения. Всякого человека туда пускали. В храмах у них образы глиняные, вызолоченные с головы до ног сусальным золотом. Внутрь помещений заходят люди по три человека рядом, двое постукивают палочками в колоколец деревянный, а третий человек несёт образ за плечами, и также в колоколец постукивает, а образ держит великий и широкий. Подписей у образов нет, а сами образы писаны мудрёно.

Воеводами в Бел-городе были князь Тойван и князь Сулан. И как идут эти воеводы к храму или куда-то ещё, перед ними шло человек двадцать с орудием: протазанами и колобардами. Да батожники человек с тридцать сопровождали, несли над воеводами солнишники великие, камки жёлтые, и говорили: «ок, ок»!

Снова отправились в путь до императорского двора казаки во главе с Петлиным. От Белого города до Большого Китая[37], где жил царь Тайбун, ехали казаки по торговой дороге два дня.

Наконец 1 сентября 1618 года русское посольство прибыло в Пекин[38], где ему было выделено особое помещение на большом посольском дворе. Величественен город каменный, белый, высокий. Стоял он на четырёх углах, четырёх высоких, белых как снег, башнях, кругом же ехать четыре дня. Посреди стен также находились башни высокие и белые, с подзорами красными, лазоревыми и жёлтыми. На башнях по окнам пушки были и по воротам пушки и ядра, караулов же по воротам человек по двадцать.

Окружал город ров, наполненный водой из реки Юхо, связанной с системой городских каналов и озёр. Далее она соединялась с рекою Байхэ, соединявшейся с Вэйхе и вместе они впадали рекою под названием Хайхэ в Бохайский залив Жёлтого моря.

Рассказывали люди, что до самого же моря от города ехать дней семь. Но корабли под сами стены города не доходят, только малые суда, да шняки с товарами. Отсюда царь Тайбун рассылает их по всем китайским городам, а оттуда товар идёт за рубеж. От рубежа же с товаром ездят кутукты и лобы[39] из Ортуского государства, а из Китайского и от Манчикатут люди китайские с разными товарами. Покупают на этот товар лошадей и отправляют их в Китайское государства, а из Китайского за море к манцам[40] или немцам. Из-за моря прибегают манцы на кораблях по всякий год с товарами, и приходят они с Чёрного моря, с востоку и полудни. Неизвестно, устья ли Обского они ищут или с торгом приезжают. Про разбойный корабль от манцев никто в Китае не слышал. Однако происхождением те манцы были не из Европы, а скорее из южных районов Китая, где прослыли искусными мореходами. Серебро у них называется крицами. Крица была по 50 рублей, по два и по три, по-русски это «рубль», по их – «лян».

Особенностью великого города было то, что в Большем Китае стоял город внутренний - Магнитовой[41]. Проживал в нём сам император. Магнитовым его называли потому, что стены его были сделаны из каменных плит, содержащих магнит. Улицы, ведущие к Красному городу, выложены были камнем серым, лавки узорчатые, такие же, как в Бел-городе. Внутри города, двор императорский, богато был украшен и узорами, и красками всякими, мудростями расписан, а вершины зданий были вызолочены.

Мужчины и женщины в Пекине одежду носят своим образцом: рукава широкие, а снизу полукафтанье. В Китайском государстве люди не воинские, больше торгами занимаются. К бою же местные жители ропливы. Сказывали казакам, что однажды было мугальскими людьми взято у китайского народа два города.

Узнав о прибытии русских послов, китайский император Чжу Ицзюнь[42] послал к ним чиновника из департамента по приёму иностранных гостей министерства церемоний. И явился этот чиновник в сопровождении двухсот нарядных людей на ишаках. С ещё большей пышностью была обставлена и беседа русских посланцев с китайским чиновником, во время которой потчевали гостей всякими заморскими напитками.

Но когда спросил Петлин о приёме к императору Тайбуну, то ему ответили, что к царю Тайбуну не подобает являться без подарков. Такова традиция. И чиновник даже упрекнул посла, что царь Белый[43] мог бы отправить пусть и небольшой, небогатый, но подарок. Потому как не то дорого, какое подношение к царю, а то дорого, что царь Белый к императору дары послал. Тогда бы он и Петлина с товарищами пожаловал, и на приём бы свой пустил.

Тогда ответил казак и его товарищи, что посланы они из Сибирского государства для проведывания про Великое китайское государство и наладить торговые отношения. Потому грамот и даров при них нет. А как пошлёт царь Белый послов нарочно, так и грамоты, и подарки будут. Удовлетворённый таким объяснением, чиновник обещал, что царь Тайбун выдаст грамоту к государю Михаилу Фёдоровичу».

Несколько дней спустя Ивану Петлину всё же преподнесли грамоту. В ней говорилось, что от имени императора Чжу И-цзюня русским людям разрешалось приходить с посольствами и торговать в Китае.

Все переговоры с китайским чиновником заняли у русских послов четыре дня.

После получения грамоты от императора, отряд Петлина вернулся в Калган, где готовясь к обратному пути, провёл около трёх недель. 10 октября 1618 года русские посланцы направились из Китайского государства на родину[44]. Возвращение проходило в очень трудных зимних условиях, путешествие длилось более семи месяцев. Только 16 мая 1619 года[45], через год и неделю после отъезда Иван Петлин, Андрей Мадов, Пятый Кизылов, Пётр и другие казаки вернулись в Томск.

Чтобы передать полученные от китайского императора и монгольского Алтын-хана грамоты, казаки проследовали из Томска в Тобольск, бывший тогда столицей Сибири, а затем в Москву.

Получив сведения о походе, глава посольства составил «чертёж и роспись про Китайскую область». Роспись дошла в настоящее время до нас в двух списках: один был составлен Петлиным в Тобольске, другой – список с росписи, сделанной им в Москве. Кроме того, сохранились расспросные речи Ивана Петлина в царской канцелярии, а также челобитная Петлина и Мадова о пожаловании их за поездку в Китай.

За службу и изрон великий государь пожаловал Ивану Петлину 25 рублей, а Андрею Мадову 20 рублей. Выдал им по камке, да по сукну, и в оклад по рублю, да по чети муки, да по осьмине круп и толокна четь.

К сожалению, русское правительство об императорском разрешении на отношения и торговлю ничего не узнало, хотя грамоту и доставили в Москву в целости и сохранности. Так как разрешение было написано по-китайски, в правительстве не нашлось ни одного переводчика, который смог бы перевести текст. Потому на протяжении многих лет эта грамота лежала в непереведённом виде. В настоящее время подлинник китайской грамоты считается утраченным, так же как и составленная карта. Хотя возможно чертёж всё же хранится до сих пор где-нибудь в бездонных государственных архивах.

Позднее англичане через своих людей вызнав о списке с «Росписи», издали в Европе отчёт Петлина на разных языках. На Руси же «Роспись» была засекречена. Только в 1905 году её издали на русском языке полностью, почти через триста лет после написания.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Ф. 126, Монгольские дела, оп. №1, 1618 г., д. №1, л. 1-23.

2. Ф.Монгольские дела, 1616 г., д. №1, л. 48.

3. Ф. Монгольские дела, 1616. г., д. № 1, лл. 47-49.

4. Банников А.Г. Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай. М., 1949. 52 с.

5. Выписка, составленная в Посольском приказе по челобитной И.Петлина и А.Мадова. 1619 г. позднее ноября 10.

6. Вайштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961. 216 с.

7. Вайштейн С.И. Краткая история этнографического изучения тувинцев // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968. С. 240 – 255.

8. Н.Ф.Демидова, В.С.Мясников. Первые русские дипломаты в Китае, М., 1966, стр. 41-55. Список с росписи, ошибочно приписанной Тюменцу, включён в рукописный сборник XVII в. – ГПБ, РО, Погодинское собрание, №1570, лл. 131 об. – 147 об.

9. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав Сибири в XVII веке. М., 1960. 622 с.

10. Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским воеводам Боборыкину и Хриунову // Фишер И.Е. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. СПб., 1774. С. 254-264.

11. Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским воеводам Боборыкину и Хрипунову (Приложение №1) //Андриевич В.К. История Сибири. СПб, 1889. Ч. 1. С. 206-210.

12. Дубровский В. Введение // За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы. Кызыл, 1995. С. 3-11.

13. Изборник славянских сочинений и статей, вошедших в хронографы русской редакции, сост. Поповым. М., 1869, стр. 430-437.

14. Д.Покотилов. История восточных монголов в период династии Мин, СПб, 1893.

15. История Сибири, ч.I, СПб, 1889, приложение.

16. История Тувы. Новосибирск, 2001. Т. 1. 367 с.

17. Н.М.Карамзин. История государства Российского, т.XI, СПб., 1821, стр. 374-375 и примеч. 648 (стр. 235-241).

18. Г.Е.Катанаев, Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии, вып. 1, СПб., 1908, стр. 110.

19. П.Кафаров, Заметки архимандрита Палладия о путешествии в Китай казака Петлина, - ЗВОРАО, т.VI, СПб., 1892, стр. 307.

20. Е.Ковалевский, Путешествие в Китай, ч.1, СПб., 1853, стр. 132-133.

21. А.Корсак, Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем, Казань, 1857. стр. 6, 8-9.

22. Маннай-оол М.Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск, 2004. 166 с.

23. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636, М., 1959, № 34,стр. 81-86;

24. Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999. Т.1. 630 с.

25. Д. Покотилов, История восточных монголов в период династии Мин, 1368-1644, СПб., 1893, стр. 206).

26. Покровский Ф.И., Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 г. – «Известия отделения русского языка и словестности имп. Академии наук 1913 г», т.18, кн. 4, СПб., 1914, стр 287-295;

27. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 402 с.

28. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году, СПб., 1882, предисловие.

29. Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 году, СПб., 1914.

30. Путевые записки Ивана Петлина о Монголии и Кате («Роспись Китайскому государству, и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевым, и улусам, и великой Оби, и рекам, и дорогам») // Записки русских путешественников XVI-XVII вв. – М., 1988. – С. 334, 336, 337-340.

31. Расспросные речи в посольском приказе атамана Тарского города В.Тюменца и десятника И.Петрова о их поездке к Алтын-хану // За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы. Кызыл, 1995. С. 13 – 24.

32. Риттер К. Поезда казацкого атамана Василия Туменца и десятника Ивана Петрова к Алтын-хану в 1616 г. // Урянхай. Тыва дептер. М., 2007. Т. 2: Племена Саяно-Алтая. С. 154-155.

33. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971. 482 с.

34. Сибирский вестник, 1818, кН. 8, отд. 111, стр 211-236;

35. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружие, СПб., 1774, стр. 254-264).

36. Сказания русского народа, собр. И.Сахаровым т.2., кн. 8, 1849, стр. 183-186.

37. Е.Тимковский, Путешествие в Китай через Монголию в 1820-1821 гг., ч.1, СПб., 1824, стр. 357-368.

38. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935 - 1940.

39. Х.Трусевич, Посольские и торговые отношения России с Китаем (до XIX в.). М., 1882, стр. 1-3. 5-7.

40. Челобитная томских казаков И.Петлина и А.Мадова, поданная в Посольский приказ о выдаче жалованья за сопровождение послов Алтын-хана и за сбор сведений о Китайском государстве. ЦГАЦА, ф.Мунгальские дела, 1637 г., д.2, л.215 и об.Подлинник.

41. П.Т.Яковлева, Первый русско-китайский договор 1689 г., М., 1958, стр. 20-30.

42. https://litlife.club/br/?b=224399&p=13

43. https://towiki.ru/view/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

44. https://ostrog.ucoz.ru/ist_doc_5/1_250.htm

45. https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Milton/otryv1.phtml?id=4020

46. https://antinormanist.livejournal.com/150917.html

 

 


[1] Эуштинцы – это представители одного из сибирско-татарских племён, чьё поселение существовало ещё до основания Томска. Именно эуштинский князь Тоян отправился с челобитной в Москву с просьбой о приёме его народа в русское подданство.

[2] Струг - русское плоскодонное парусно-гребное судно, XI-XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

[3] Даты по тексту указаны по старому стилю. При составлении Росписей часто приобщались к церковным праздникам.

[4] Ныне Воскресенская гора.

[5] Мурза, мурзы, муж. (тат. murza - мирза) (дорев.). - название мелких татарских дворян. Глава татарской волости.

[6] Кумыс – это напиток из кобыльего молока.

[7] Кутукта – это верховное духовное лицо.

[8] Лабинское государство – Тибет.

[9] Камка - старинная шёлковая цветная узорчатая ткань.

[10] Старинная мужская одежда, однобортный кафтан без воротника.

[11] Киот - это остеклённый ящик или шкафчик для икон.

[12] Камка - шёлковые цветные узорные ткани.

[13] Кайма – это полоса, обшивка по краю чего-либо.

[14] Шерть - присяга на верность договорным отношениям с Русским государством.

[15] Пищали - общее русское название ранних образцов средне- и длинноствольного огнестрельного оружия. Его первоначальное значение — «трубка», «дудка». Существовали как ручные пищали (известные под названиями ручница, самопал, недомерок), так и крепостные, предназначенные для стрельбы со стен укрепления или станка (треноги или лафета). Словом пищаль также нередко именовали пушки. (Слово «пушка» производно от «пущать», означавшего «метать», «пускать», «стрелять».).

[16] Судно – сосуд.

[17] Черватое – бронзовое.

[18] Аргамак – боевая лошадь из кабардинской породы.

[19] В иных источниках имена монгольских посланцев звучат как Каян-Мерген и Кичен.

[20] Церковный праздник Николы вешнего.

[21] Тмосинего – тёмно-синего цвета.

[22] В начальном абзаце Росписи имеется, посланный И.С.Куракину из Москвы наказ организовать поиски драгоценных камней.

[23] Или Тес-Кем.

[24] Улус - становище кочевников, а также название у некоторых народов Сибири селения, аула.

[25] Тибетская земля.

[26] По́дволок (подволока) — обшивка внутренней (нижней) стороны потолка.

[27] Курят (гонят) горячее вино, то есть извлекают из хлеба или другого растительного сырья спиртовое начало.

[28] И. Петлин называл Великую китайскую стену Крым – искаженное от монгольского слова «хэрэм», что означает «кремль», «стена».

[29] Обдора-царь – знаменитый правитель Бухары Абдулла-хан.

[30] Бухара – Восточный Туркестан.

[31] Широкалга – город Чжанцзякоу (Калган), важный перевалочный пункт в позднейшей торговле с Китаем.

 

[32] Широ (по-монгольски – жёлтый) - современный город Сюаньхуа, находящийся близ Чжанцякоу на главном пути к Пекину.

[33] Яру – Хуайлай.

[34] Тайты – Нанькоу.

[35] Белый город – вероятно Чанпин.

[36] Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности.

[37] Большой Китай – Пекин.

[38] Русское посольство прибыло в Пекин после Симеона дня (1 сентября).

[39] Кутукты и лобы – священнослужители.

[40] Скорее всего термин «манцы» связан с Южным Китаем. Его жители могли добираться до Северного Китая не только сухопутным, но и морским путём.

[41] Магнитный – Красный город или Запретный город, где жил император. Русские землепроходцы называли его Магнитовым, так как стены его выложены каменными плитами, содержащими магнетит.

[42] И.Петлин называет императора Чжу Ицзюнь царём Тайбуном.

[43] Белым царём называли великого государя Михаила Фёдоровича.

[44] Из Китайского государства послы отправились после Покрова Богородицы (1 октября).

[45] День Святой Троицы (16 мая 1619г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: