АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Для детей с ОВЗ
по литературному чтению
Уровень общего образования: 3 класс
Количество часов: 68
Учитель: Бугрова О.В.
Обучающийся: Гуреева Юлия
Раздел «Пояснительная записка»
Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью является органической частью систематического курса
русского языка и литературы.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе нормативно правовых документов:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
Задачи уроков чтения:
· Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период «Обучения грамоте», формирование правильного слогового чтения;
· Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
· Формирование умений воспринимать литературное произведение, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
· Развитие нравственных представлений и чувств, художественного вкуса, творческого воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
· Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
· Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству;
· Развитие и расширение первоначальных знаний ребёнка об окружающем мире, обогащение его чувственного опыта, развитие мыслительной деятельности и познавательной активности.
Данная рабочая программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 3 класса авторов: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
2. Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
По типовой программе на изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе коррекционного обучения отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недели).
Согласно действующему в школе «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год», в 2015-2016 учебном году фактическое количество учебных часов по литературному чтению в 3 классе составит 67 часов, т.к. урок № 63 выпадает на праздничный день 02.05. 2016, то будет проведен 05.05.2016 за счет уплотнения материала.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности. средств. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Цели и задачи.
Задачи
Образовательные:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
· умением в системе образования младших школьников;
· формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Развивающие
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональнойотзывчивости при чтении художественных произведений, формированиеэстетического отношения к искусству слова;
· совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Воспитательные:
· воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
· обогащение нравственного опыта младших школьников;
· формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
· развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Цели:
· учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
· развивать образное мышление учащихся;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
· формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
· развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
· обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
· обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
· работать с различными типами текстов;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Раздел «Содержание учебного предмета»
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Раздел 1
Тема: «Устное народное творчество (10 ч)»
Раздел 2
Тема: «Люблю природу русскую. Осень (4ч)»
Раздел 3
Тема: «Русские писатели (8 ч)»
Раздел 4
Тема: «О братьях наших меньших (6 ч) »
Раздел 5
Тема: «Из детских журналов (6 ч) »
Раздел 6
Тема: «Люблю природу русскую. Зима (8 ч) »
Раздел 7
Тема: «Писатели – детям (18 ч) »
Раздел 8
Тема: «Я и мои друзья (8 ч) »
Раздел «Результаты освоения учебного предмета»