Структура и роль мировых судебных учреждений




мировой судья учреждение

Достаточно интересным при рассмотрении данного вопроса является исторический аспект формирования деятельности мировых судей.

При учреждении новой системы местных судов в России творцы судебной реформы 1864 г. руководствовались, прежде всего, необходимостью ухода от полицейской и административной юстиции, создания независимой судебной власти. В результате было принято решение о создании института мировых судей, главным предназначением которого было примирение сторон, охрана и утверждение «общего порядка и спокойствия». Для того чтобы мировой судья выглядел максимально доступным для широких народных масс, законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры рассмотрения уголовных и гражданских дел у мирового судьи, где все формальности были сведены до минимума. Однако при этом судопроизводстве в упрощенных формах исключалось нарушение основных прав и свобод человека.

Доверие к мировой юстиции во многом складывалось не только из результатов деятельности мировых судей, но и из самой возможности обратиться к судебной власти со своими проблемами, из того, насколько доступна была эта власть для обывателя. Мировой суд создавался в России для того, чтобы обеспечить доступность, простоту и быстроту производства. Он задумывался и провозглашался как демократический институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности его к населению. В силу этого можно лишь констатировать, что вопросы целесообразности и полезности мировой юстиции, пути ее дальнейшего развития и совершенствования будут предметом не только обсуждения, но и острых научных дискуссий, размышлений на протяжении многих лет.

Людям всегда был и будет необходим такой суд, в котором можно быстро, справедливо и без особых усилий разрешить все свои как значительные, так и не очень значительные споры и конфликты. Только суд «скорый, правый и справедливый» способен обеспечить стабильную, спокойную жизнь и порядок в человеческом обществе. Причем наряду с упрощением и ускорением процедуры рассмотрения мировыми судьями уголовных дел принимаются дополнительные меры к соблюдению основных прав и интересов граждан, вовлекаемых в сферу уголовно-процессуальных отношений, повышению гарантий того, что правосудие будет справедливым.

Даже в ходе такой сложной процедуры рассмотрения уголовных дел, какой является судопроизводство с участием присяжных заседателей, допускается немало судебных ошибок, влекущих отмену постановленных по делу судебных решений, дела разрешаются спустя годы. Как свидетельствуют результаты ежегодных обобщений, проводимых Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ, отменяется и изменяется в кассационном порядке в процентном отношении больше приговоров, постановленных с участием присяжных заседателей, чем приговоров, вынесенных в обычном составе. Для отбора скамьи присяжных в количестве 14 человек Санкт-Петербургским городским судом вызываются повестками до 500 человек одновременно. Но и это не всегда гарантирует явку присяжных заседателей, достаточную для формирования скамьи присяжных. В результате уголовные дела не рассматриваются в течение длительного периода времени. В установленные законом сроки в 2005 г. мировыми судьями было рассмотрено 91,5% уголовных дел, районными судами - 87,4%, областными - 83,6%.

Издавна отношение населения к судам в России, особенно в XIX в., характеризовалось как весьма негативное. Ситуация в то время, по оценке многих юристов, выглядела просто ужасающей. Отмечалось, что разложившееся правосудие не справлялось с возложенными на суд функциями, это приводило к неэффективности судебной репрессии. «Российские суды осуждали всего 12% подсудимых, более половины всех дел заканчивалось оставлением в подозрении. Вместе с тем нередко страдали невиновные. Дамоклов меч правосудия падал на людей случайных, не способных увернуться от него. Настоящих мерзавцев суд настигал редко».

Ученые и чиновники, понимая всю остроту сложившейся ситуации, которая могла в любой момент привести к социальным потрясениям в стране, постоянно искали выход из нее, намереваясь смягчить назревавшее в обществе недовольство судебной системой путем ее немедленного реформирования. Один из эффективных способов разрешения указанных проблем усматривался ими в создании института мировых судей.

С целью обеспечения законности принимаемых мировым судьей судебных решений и снятия напряженности в обществе авторами реформ решено было повысить надзор за судебной системой со стороны населения путем расширения гласности судопроизводства. Это должно было вызвать доверие граждан к судебной власти, тем более что население страны в то время проявляло активный интерес к судебным процессам. Публикации о громких судебных процессах постоянно присутствовали на страницах газет. Сюжетами многих произведений служили конкретные уголовные дела.

Система мировых судей в России второй половины XIX в. во многом повторяла схему мировых посредников.

Результаты работы мировых судей свидетельствуют о том, что значительная часть судебных решений, принятых мировыми судьями, обжалуется в вышестоящие судебные инстанции в апелляционном и надзорном порядке. Количество жалоб по гражданским делам, поступающим в апелляционную судебную инстанцию, составило: в 2004 г. - 17132; в 2005 г. - 47498, а за шесть месяцев 2006 г. - 30478. В суд надзорной инстанции в 2004 г. поступило 14302 жалобы; в 2005 г. - 18540, а за шесть месяцев 2006 г. - 15128 жалоб.

Идеи обособления мировой юстиции от общей судебной системы высказывались неоднократно, но ранее не находили своей поддержки у комиссии по подготовке проектов судебной реформы 1864 г. Позднее в ходе заседаний соединенных департаментов по этой проблеме при обсуждении апелляционного порядка пересмотра решений мирового судьи разгорелась острая дискуссия. Сторонники пересмотра судебных решений в апелляционном порядке съездом мировых судей, а не судьями окружного суда ссылались на то, что в мировых судах дела решаются по совести, а в окружном - по нормам права. Кроме того, подчинив мировой суд окружному, нельзя будет достигнуть цели судебной реформы - дарования большинству населения скорого, близкого, дешевого и справедливого суда. Пересмотр решений мирового судьи окружными судами повлечет судебную волокиту и ущемление авторитета мировой юстиции.

Противники автономии мирового судьи в обоснование своей точки зрения приводили следующие достаточно убедительные аргументы. Во-первых, суд апелляционной инстанции должен обсуждать дела в большем составе, чем суд первой инстанции; во-вторых, он должен состоять из более грамотных юристов, чем суд первой инстанции; в-третьих, в принятии решения вышестоящей судебной инстанции не должен участвовать судья, принявший ранее решение по этому же делу. К тому же для пересмотра решений в апелляционном порядке требуется увеличение количества мировых судей. Помимо этого суд апелляционной инстанции подвергает проверке решение мирового судьи не только относительно вопросов права, но и вопросов факта, вправе установить обстоятельства происшедшего иначе, чем они установлены мировым судьей.

Высказываемые ныне предложения о введении в России института почетного (неоплачиваемого) мирового суда из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и не связанных адвокатской практикой, представляются нереальными и неосуществимыми в ближайшие годы в силу различных причин материального и организационного характера. Как отмечалось в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию:»… любой закон должен быть обеспечен - и организационно и материально».

Если же проанализировать положительные и отрицательные моменты существования института почетных мировых судей в России во второй половине XIX в., то можно обнаружить следующее. Создавая должность почетного мирового судьи, составители Судебных уставов надеялись, что учреждение как почетных, так и участковых мировых судей будет воспринято в обществе с таким же воодушевлением, какое наблюдалось при введении института мировых посредников.

Участковый мировой судья, отказавшийся от назначенного ему содержания, именовался почетным участковым мировым судьей, сохраняя это звание на все время безвозмездного заведования участком (ст. 45 УСУ). Этот играющий на самолюбии людей моральный стимул, не дающий, однако, никаких привилегий, кроме титула «почетный», всегда представлялся достаточно выгодным для государства. Ведь оно избавлялось от забот и трат, предоставляя своим гражданам возможность разрешать споры и конфликты не за счет казны.

Должность почетного мирового судьи вводилась для того, чтобы по возможности усилить деятельность мирового института лучшими людьми, желающими предоставить обществу свои услуги безвозмездно. В тот исторический момент нравственным началам судей и их авторитету придавалось повышенное значение. Сторонники введения института почетных мировых судей, в состав которых избирались уважаемые и авторитетные люди, хотели повысить доверие населения к судам и принимаемым ими решениям. Благодаря использованию возможностей почетных мировых судей, с одной стороны, местный бюджет земств не расходовался на содержание большого числа мировых судей, а с другой - привлекались к осуществлению правосудия люди, пользующиеся доверием у населения.

В отличие от участковых мировых судей почетный мировой судья мог занимать любую другую должность по государственной или общественной службе, за исключением должностей прокуроров, их товарищей, местных чиновников казенных управлений и полиции и волостного старшины. Опасность избрания в современных условиях на должности почетных мировых судей различных политических деятелей и должностных лиц исполнительной власти становится весьма реальной. Примером тому может служить избрание в 2002 г. в руководство партии «Единая Россия» действующего министра внутренних дел Б. Грызлова, министра МЧС С. Шойгу, президента Татарстана М. Шаймиева и продолжение исполнения ими своих обязанностей на должностных и партийных постах. Поэтому нет полной уверенности в том, что аналогичные должностные лица не будут избраны еще и почетными мировыми судьями, даже при наличии прямого запрета на это в законе.

Аналогичная модель рассмотрения незначительных дел существовала в СССР в виде товарищеских судов, которые не входили в единую государственную судебную систему. Товарищеские суды создавались и действовали не только по территориальному, но и по производственному принципу на предприятиях, в учреждениях, организациях по месту работы. Судьи этих судов избирались населением, выполняли свои обязанности безвозмездно. Судебные разбирательства проходили устно, гласно. Однако правосудие осуществлялось не единолично, а в составе нескольких судей, не менее трех. Решения товарищеского суда могли быть обжалованы в районный народный суд.

Действующее российское законодательство вопрос об общем количестве мировых судей и судебных участков в субъектах Федерации отнесло к компетенции федерального законодателя. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. №218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» определяет количество мировых судей и судебных участков на территории каждого субъекта.

В то же время судебные участки, в пределах которых осуществляют свою деятельность мировые судьи, создаются и упраздняются законами субъектов Федерации. Границы судебных участков в Санкт-Петербурге определяются законом Санкт-Петербурга «О мировых судьях Санкт-Петербурга».

В связи с созданием Судебного департамента при Верховном Суде РФ, способного обеспечить организационную и материальную независимость от органов юстиции, в том числе мировым судьям, могут быть решены и проблемы по оперативному изменению границ участков. Функция изменения границ судебного участка мирового судьи, по мнению отдельных авторов публикаций, может быть возложена на управления Судебного департамента субъектов Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: