Определение дизайна.
Дизайн (от англ. Design – чертить, проектировать) – разновидность художественно-проектной деятельности по комплексному формированию современной производственной и предметно-бытовой среды, окружающей человека.
Дизайн – неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, когда созданное изделие становится эталоном (образцом) для промышленного производства.
Виды дизайна.
а) Индустриальный (промышленный дизайн) является одним из ведущих направлений в дизайне. Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы, сюда же относятся продукция станко- и машиностроения, средства транспорта, бытовая техника, мебель и пр. Главная цель промышленного дизайна – создание привлекательного образа продукта в сознании потребителя.
б) Дизайн архитектурной среды. В современной дизайнерской деятельности всё большее место занимает дизайн архитектурной среды, который подразделяют на дизайн интерьеров и дизайн внешней архитектурной среды. Дизайн интерьеров включает организацию внутреннего пространства и оборудование общественных, жилых, и производственных помещений. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. Основная цель в проектирования интерьера – это создание художественно-эстетической среды обитания человека. Если это жилое помещение, то оно должно вызывать ощущение уюта, красоты и хорошего настроения. Если это помещение торговой точки Бренда, то оно должно быть функциональным, максимально соответствовать стилю и идейной направленности Бренда и создавать благоприятный имидж компании. Дизайн внешней архитектурной среды – это организация и оборудование улиц, площадей, парков, открытых городских пространств.
|
в) Графический дизайн. Старейший и один из наиболее распространённых видов дизайнерской деятельности. К нему относятся рекламно-информационные издания (проспекты, буклеты), плакаты, промышленная графика и упаковка, этикетки и торговые марки, фирменные знаки и шрифтовые гарнитуры, рекламная продукция на щитах и фасадах в городе. Сегодня к традиционной работе дизайнера-графика добавилась работа со сложными графическими системами, становящиеся основой фирменного стиля предприятия, визуальными коммуникациями в интерьерах и городской среде.
г) Дизайн одежды и аксессуаров. Ещё недавно, в 60-70-е годы ХХ в мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; и разработки модельером серийно выпускаемой продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные произведения «от кутюр» (haute couture), и серийно выпускаемая продукция «прет-а-порте» (prêt-a-porter) относятся к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что современная индустрия моды базируется на основе дизайнерского формообразования, ориентированной на самые современные технологии, материалы, оборудование и предназначена для широких слоев населения.
д) Ландшафтный дизайн – искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн – более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна – создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизированными формами и природой. Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия – ландшафтного проектирования.
|
е) Дизайн наружной рекламы и экстерьера. В огромном потоке информации, который сваливается на человека, трудно остановить его взгляд на чем-либо. Время чтения плаката пешеходами примерно 30-40 секунд, автомобилистами - около 1-2 секунды, поэтому наружная реклама должна обладать как минимум двумя характеристиками: а) должна «бросаться в глаза», т.е. человек, находящийся под постоянным воздействием избыточной информации, должен обратить внимание именно на Ваш рекламный носитель; б) должна быть запоминающейся, т.е. создавать образ Вашего продукта, который запоминался бы надолго и при малейшем напоминании его можно было бы воссоздать в памяти.
ж) Выставочный дизайн. Участие в выставках – ответственное мероприятие для каждой компании, возможность встретиться с партнёрами и клиентами, старыми и новыми. Поэтому на выставочном стенде всё должно быть безупречно: внешний вид должен подчеркнуть статус копании и выгодно выделять её на фоне конкурентов, а функциональная организация должна создать условия для общения. Качественный, креативный и эксклюзивный проект должен создавать единую визуальную систему, включающую в себя: конструкторскую, стилистическую и эмоциональную составляющую.
|
з) Компьютерный дизайн. Сегодня компьютер прочно вошёл в работу дизайнера, стал его незаменимым спутником и помощником в работе, облегчающим рутинный труд графического оформления, освобождающий его время для творческого поиска художественной идеи. Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических возможностей дизайнера. Для этого сегодня созданы специальные проектные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трёхмерную графику и мультипликацию. Специализированные дизайнерские программы способны заменить порой целую армию смежных специалистов. Они не только проводят точные расчёты, определяя форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трёхмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, создавать виртуальные образы формы проектируемого объекта и проверять её функционирование, в том числе, и в экстремальных условиях.
и) Арт-дизайн. Дизайн в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Результатом такового взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием «арт-дизайн». Произведения здесь, как и в искусстве, зачастую носят единичный характер, при этом само формообразование в основе своей базируется на философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, веяния моды и др.
Качественные требования, предъявляемые к проектируемым изделиям.
Дизайн – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного утилитарного предназначения придаются качества:
- красоты
- экономичности
- повышенной функциональности
- физиологического и психологического удобства
- четкой социальной ориентации
Рассмотрим эти качества подробнее:
Социальные требования – ориентация изделия на конкретную социальную группу потребителей, в зависимости, например, от возраста, материальных возможностей, предпочитаемого стиля и т.п.
Экономические требования – необходимость экономии материальных затрат общества, увеличение производительности труда, целесообразное использование материалов и технологического оборудования, обеспечение конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынке и т.п.
Функциональные требования – соответствие изделия утилитарным потребностям человека, т.е. успешное выполнение им своей основной функции, что зависит от технического совершенства изделия и возможности эффективно осуществлять все необходимые операции по его обслуживанию и контролю процесса эксплуатации. Важные функциональные требования – информативность формы, а также универсальность изделия, т.е. выполнение дополнительных функций в заданных условиях потребления (диван-кровать, люстра-вентилятор, кресло-кровать, торшер-столик и пр).
Требования эргономики – науки, опирающейся на достижения психологии, физиологии, анатомии, медицины, гигиены, науки о организации труда, предусматривают создание оптимальных условий эксплуатации изделия в производстве или быту. Конструкция и форма изделий должны обеспечивать наилучшие, в первую очередь, безопасные условия пользования ими, соответствовать функциональным возможностям человека, его антропометрическим, физиологическим и психическим свойствам. Эргономические требования предполагают соответствие изделия гигиеническим условиям его эксплуатации, комфорт потребления и пр.
Эстетические требования предполагают соответствие изделия духовным потребностям человека и общества, эстетическим идеалам, сложившемуся стилевому направлению, вкусам и моде. Дизайнер, работая вместе с инженером-конструктором, экономистом, психологом придает изделию эстетические свойства, которые реально увеличивают его потребительскую ценность. Эти свойства ощутимы, но трудно измеримы. Оценивая эстетические достоинства изделия, прежде всего, выясняют степень его соответствия образцу – эталону. Затем оцениваются соответствие современным идейно-художественным представлениям, целостность композиции, выразительность формы, степень соответствия красоты и рекламных свойств упаковки назначению товара, информативность и выразительность графики и фирменных знаков, совершенство отделки.
Можно так сформулировать комплекс обобщенной оценки эстетических достоинств товаров: рациональная красота изделия, новизна и лаконизм формы, разумная степень миниатюризации, соответствие пластики и фактуры свойствам материалов и технологии производства; высокое качество обработки поверхности, органическая связь пропорционального, масштабного и ритмического строя композиции, система унификации конструктивных узлов и деталей; обусловленность тектоники свойствами материалов и конструктивной схемой. К числу эстетических свойств также относят многовариантность, трансформируемость изделия и его элементов; стилевое единство, гармоничное сочетание изделия со всеми другими предметами жилых и общественных зданий, с которыми оно вступает во взаимодействие в процессе потребления, степень соответствия отделки и окраски колориту ансамбля, в который оно включается.
Важнейшее требование дизайна – соответствие содержания и формы, сочетание пользы и красоты.
Только технически совершенные, удобные в эксплуатации, экономичные изделия имеют объективные предпосылки стать эстетически полноценными. Они могут считаться красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соответствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуманным внешним «оформлением». Практика показывает, что в последние годы мерилом высшего качества являются не прочность и долговечность изделия, и даже не его стоимость, а техническое совершенство и элегантность формы, модный облик, рисунок и цвет, современная фактура и т.п. Именно эти качества определяют потребительский спрос.