Монополия (чистая монополия).




Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т. п. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют “ естественной монополией”, т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизи­рованного продукта. Так, “Алюминиум компани оф Америка” является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания “ИНКО” контролировала около 90 % известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южно­африканской компанией “Де Бирс”.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы.

Олигополия

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой - монополистической конкуренцией. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объемам производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обуславливает принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой.

Если олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса или издержек, они будут вступать в тайный сговор и максимизировать общую прибыль. Итоговая цена и объем производства являются, по существу, такими же, как и при чистой монополии; каждый олигополист назначает цену PQ и производит объем продукции Q.

Лидерство в ценах является средством, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор. Формальные соглашения и нелегальные встречи при этом не предусматриваются. Наоборот, получает развитие практика, в соответствии с которой “господствующая фирма”, обычно более крупная или наиболее эффективная в отрасли, меняет цену, а все другие фирмы более или менее автоматически следуют этому изменению. Распространение лидерства в ценах подтверждается фактически тем, что такие отрасли, как сельскохозяйственное машиностроение, по производству угля-антрацита, стал, автомобилей, свинца, серы, искусственного шелка, минеральных удобрений, стеклянной тары практикуют или практиковали в недавнем прошлом практиковали лидерство в ценах.

Ценообразование по принципу “издержки плюс”. В этом случае олигополист использует формулу или методику для определения издержек на единицу продукции, и к издержкам набавляется накидка для того, чтобы определить цену. Для чего они это делают? Ответ состоит в том, что фирма стремиться получить некоторую плановую прибыль, или норму прибыли на свои капиталовложения. Для пояснения: Компания “Дженерал моторс” использовала этот принцип ценообразования в течение более 40 лет. “Дженерал моторс” начинает свой анализ калькуляции цен с постановки цели - получить в течение ряда лет в среднем прибыль (после уплаты налогов) в размере приблизительно 15% на весь вложенный капитал. Также следует отметить, что эта компания является лидером в автомобильной промышленности США.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизиро­ванный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функцио­нального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференци­рованные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это - автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: