Тема 9.Типы рыночных структур. Конкуренция и монополия.




 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителя, в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. Условия, в которых протекает экономическая конкуренция, называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирмы, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценой, условиями входа в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации. Основная особенность конкуренции во всех ее проявлениях состоит в столкновении интересов субъектов рынка. Причина этих столкновений обусловлена их соперничеством в борьбе за один и тот же сегмент рынка.

По сути дела, понятие “рыночная структура” шире категории “рынок”. Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

 

Характерная черта Модель рынка
  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом, средства связи фирмы с общественными организациями
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды и обуви Производство стали, автомобилей, многих электробытовых приборов Местные предприятия общественного пользования

 

Опираясь на таблицу, давайте кратко охарактеризуем основные черты этих моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже. В условиях чистой конкуренции существует очень большое количество фирм, производящих однотипный (стандартизированный) продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе - чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что существует дифференциация продукции. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта “немногочисленность” означает, что решения об определении цен и объемов является взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. продукты могут быть стандартизированы (такие как сталь, алюминий), или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистические отрасли - дело очень сложное.

Представленная характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Остановимся более подробно на каждой из моделей рынка.

Совершенная конкуренция

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна “соглашаться с ценой”, принимать ее как заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета и весной. Но разница в цене - это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое не только в ХХ в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить “идеальный” рынок с реальным. Поскольку объем продаж формы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства не будет влиять на рыночную цену продукции. Т.е., если мы, например, предлагаем 1% от всего количества рыночного предложения, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену. отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным. Однако отраслевой спрос представляет нисходящую кривую.

Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом обладает рядом недостатков:

· Она учитывает лишь те издержки, которые окупаются;

· Эффективное распределение ресурсов создает равенство возможностей, но не гарантирует равенство результата;

· Наличие внешних выгод и издержек (+ и - экстерналии);

· Не предусматривается производство общественных благ;

· Наличие большого количества фирм не позволяет обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения НТП;

· Способствует унификации и стандартизации продукции поэтому не учитывает широкий диапазон потребительского выбора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: