Итак, существование социальных фактов в обществе –вещь неоспоримая. Безусловно, они существуют как в любой малой группе общества, так и в государстве в целом. Причем некоторые социальные факты, существующие в одной стране, могут существенно отличаться от явлений, характерных для другой; что может быть нормальным для одного общества, иногда неприемлемо для другого. В то же время есть общества, имеющие в этом отношении некоторые сходства. Определённые моральные, юридические институты, религиозные верования тождественны повсюду, где условия социальной жизни обнаруживают ту же тождественность; даже некоторые обычаи сходны между собой вплоть до деталей, причём в странах, весьма удаленных друг от друга и никогда не имевших между собой никаких отношений.
Установление видов ― это, прежде всего средство группировки социальных фактов с целью облегчить их интерпретацию.
Понятие о социальном виде имеет то огромное преимущество, что занимает среднее место между двумя противоположными представлениями о коллективной жизни ― номинализмом историков с одной стороны и крайним реализмом философов с другой. Для историков общества представляют собой равное их числу количество несравнимых индивидуальностей. У каждого народа своё особое политическое право, своя нравственность, своя экономическая организация, пригодные лишь для него. Для философа, наоборот, все эти отдельные группы, называемые племенами, городами, нациями, являются лишь случайными и временными комбинациями, не имеющими собственной реальности. Реально лишь человечество, и из общих свойств человеческой природы вытекает вся социальная революция. Следовательно, для первых история является лишь рядом связанных между собой, но неповторяющихся событий; для вторых эти же самые события представляют ценность и интерес лишь как иллюстрация общих законов, начертанных в природе человека и управляющих всем ходом исторического развития. Для одних то, что хорошо для одного общества, не может быть применено к другим. Условия состояния здоровья изменяются от одного народа к другому и не могут быть определены теоретически; это дело практики, опыта. Для других они могут быть вычислены раз навсегда и для всего человеческого рода. Таким образом, при таком подходе социальная реальность может быть либо только предметом абстрактной и туманной философии, либо чисто описательных монографических определений.
|
Дюркгейм, стараясь избегнуть подобных альтернатив, видел нечто среднее между беспорядочным множеством исторических обществ и единственным, идеальным понятием о человеке ― это социальные виды.
Понятие вида, таким образом, примиряет научное требование единства с разнообразием фактов, потому что свойства вида всегда обнаруживаются у всех составляющих его индивидов, а виды, в свою очередь различаются между собой.
С помощью построения социальных типов, Дюркгейм сделал возможным научное исследование бесконечно изменчивых в историческом плане юридических, экономических, нравственных и других институтов. Существование социальных типов, качественно отличающихся друг от друга, делает общество более сложным; оно как бы распадается на массу обломков, которые не могут прочно соединиться друг с другом, потому что существенно отличаются друг от друга.
|
Дюркгейм предложил строить социальные типы не на совокупности отдельных индивидов, а делать это, обращаясь только к наиболее существенным, решающим свойствам. Поскольку всякий индивид есть бесконечность, то составить перечень всех присущих ему признаков просто невозможно. А в более глобальном масштабе, то есть, исследуя и группируя признаки всех членов общества, такая задача становится просто неразрешимой. Поэтому нужен критерий, который бы выводил за пределы индивида и позволял определить явные сходства и резкие различия той или иной группы и, классифицировав их, установить определённые группы и подгруппы.
Такой принцип позволяет получить некоторые ориентиры, с которыми можно связывать дальнейшие наблюдения, отличные от тех, которые сами послужили ориентирами. Но для этого нужно, чтобы данная классификация была построена не согласно полному списку всех индивидуальных признаков, а ан основании небольшого, тщательно отобранного их числа. Тогда для того, чтобы узнать, распространён ли факт в пределах данного вида, не будет необходимости наблюдать все общества, входящие в его состав, будет достаточно лишь некоторых из них.
Общества состоят из частей, присоединённых друг к другу, и различаются в зависимости от числа составных элементов и способа их сочетания. Именно эти признаки и лежат в основе социума; они носят морфологический характер, поэтому та часть социологии, задачей которой является построение и классификация социальных типов называется социальной морфологией.
|
Это теоретический принцип структуры общества, образованной в результате исторического развития. Практически же он выглядит следующим образом: исторически сложилось, что каждое общество образовано обществами, более простыми, чем оно; народ образуется объединением двух или более народов, предшествующих ему. Таким образом, чтобы определить социальный тип общества, необходимо узнать самое простое из всех существовавших когда-либо обществ, после чего остаётся проследить способ, которым составлено это общество и которым его составные части соединяются между собой.
Самым простым обществом, по определению Дюркгейма, является орда. Это элементарный социальный агрегат, который не заключает в себе более простых обществ, и непосредственно состоящий из индивидов. Орда ― это общество с единственным сегментом, поэтому она является происхождением всех социальных видов. Именно орду или клан Дюркгейм считает основой любой классификации.
Общества же более крупного порядка, которые уже можно разделять на социальные типы, образуются путём объединения отдельных орд. Признаков, по которым можно различать социальные типы будет столько, сколько существует способов для образования одной орды комбинаций с другими ордами, и, следовательно столько, сколько существует таких комбинаций.
Во всём мире существует множество классификаций обществ. В качестве примеров можно привести лишь некоторые из них; существуют следующие основные типы обществ:
простые полисегментарные общества ― они образованы путём простого соседства необъединённых между собой орд, подобно индивидам в орде. Например, австралийское племя Арч носит подобный характер. Это собрание кланов, которое существуют между собой отдельными деревнями.
Просто соединённые полисегментарные общества ― таким было Римское государство, которое образовалось в результате объединения трёх первобытных племён.
Полисегментарные общества, соединённые двойным образом ― они возникают из слияния нескольких просто соединённых полисегментарных обществ. Таково было Античное государство, агрегат племён, которые сами являются агрегатами курий, разлагающихся на кланы.
Итак, основной принцип построения социальных типов Дюркгейма выглядит следующим образом:
¨ во-первых, в основе всякого общества лежит элементарное общество с единственным сегментом ― орда или клан;
¨ во-вторых, общества классифицируются по степени сложности их состава;
¨ и в-третьих, внутри этих классов выделяются разновидности, согласно тому, происходит или нет полное слияние исходных сегментов.
Заключение
Слово “социология” было создано Огюстом Контом для обозначения науки об обществах. Однако, теоретические суждения по поводу политических и социальных явлений начались задолго до 19 века ― “Республика” Платона, “Политика” Аристотеля. Но эти исследования отличаются от тех, которые обозначаются словом “социология”, одной существенной чертой. В действительности они имели целью не описывать и объяснять общества такими, какими они были, но обнаруживать, чем они должны быть, чтобы быть как можно более совершенными. Совершенно иную цель преследует социолог, исследуя общества просто чтобы знать и понимать их, так же как физик, химик, биолог относятся к физическим, химическим и биологическим явлениям. Его задача состоит исключительно в том, чтобы чётко определить исследуемые им факты, открыть законы, согласно которым они существуют, предоставляя тем самым возможность находить применение установленных им научных положений.