Практическая работа № 9
Исследование развития личности ребенка дошкольного возраста
Цель: освоить умение выявлять особенности развития личности ребенка дошкольного возраста.
Задание 1. Определите самооценку ребенка, используя метод беседы.
Подготовка к выполнению задания
1.1. Подготовьте рисунок лесенки (приложение 7).
1.2. Вырежьте из плотной бумаги фигурку девочки или мальчика в соответствии с полом ребенка, с которым вы будете беседовать.
1.3. Подготовьте протокол беседы о самооценке ребенка.
Протокол беседы
О самооценке ребенка
Фамилия ребенка_________________ Имя ______________________________________
Возраст ребенка__________________ Дата обследования__________________________
Время проведения беседы______________ Место проведения беседы________________
№ | Вопросы | Ответы ребенка |
На какую ступеньку лесенки ты сам(а) себя поставишь? | ||
Почему именно на эту ступеньку? | ||
Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? | ||
Почему ты так считаешь? | ||
Куда тебя поставит папа? | ||
Почему ты так думаешь? | ||
Куда тебя поставит бабушка? | ||
Почему ты так решил(а)? | ||
А кто поставит тебя на самую верхнюю ступеньку? | ||
А кто поставит тебя на самую нижнюю ступеньку? |
Порядок выполнения задания
2.1. Дождитесь пока ребенок доиграет, и заведите с ним разговор. Спросите, как его зовут? С кем он живет? С кем дружит?
2.2. Покажите ребенку нарисованную лесенкой и фигурку мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка.
2.3. Скажите ребенку: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем хорошие, но не всегда, (но еще хорошие дети), ниже – не хорошие и не плохие, средние дети, еще ниже – не очень плохие, еще ниже - плохие дети, и на самой нижней ступеньке – самые плохие.»
2.4. Дайте фигурку в руки ребенку и спросите его: «На какую ступеньку лесенки ты сам(а) себя поставишь? Поставь фигурку на ту ступеньку лесенки, на которой находишься ты».
2.5. Дождитесь пока ребенок выполнит вашу просьбу, и задайте ему второй вопрос из протокола.
2.6. Ответы ребенка занесите в протокол.
2.7. Зачитывайте ребенку последовательно вопросы с 3-го по 8-ой и фиксируйте в протоколе его ответы.
2.8. Если ребенок считает, что по каким-либо причинам его никто не поставит на самую высшую ступеньку, тогда задайте ему девятый вопрос. Ответ запротоколируйте.
2.9. Если, кто-либо из родственников «поставил» ребенка на высшую ступень, тогда девятый вопрос перефразируйте так: «А кто еще поставил бы тебя на самую верхнюю ступеньку?» Ответ ребенка запишите в протокол.
2.10. Задайте ребенку последний вопрос. Ответ ребенка занесите в протокол.
Обработка результатов
3.1. Проанализируйте ответы ребенка и заполните таблицу 1.
Таблица 1.
Анализ ответов ребенка
№ | Вопросы | Да | Нет |
Ребенок ставит себя на первую или вторую ступень лесенки сверху? | |||
Мама ставит ребенка на самую верхнюю ступеньку лесенки, а сам ребенок ставит себя на одну – две ступеньки ниже? | |||
Ребенок ставит себя выше, чем, как он полагает, его поставила бы мама? | |||
Позиция ребенка на верхней ступеньке подкреплена кем-то из взрослых? | |||
По мнению ребенка, на самую верхнюю ступень лестницы его поставит только друг или подруга? | |||
По мнению ребенка, все взрослые поставят его на первые четыре ступеньки снизу? |
3.2. Оцените ответы в баллах. За каждый ответ «Да» на вопросы 1, 2, 4 поставьте (+ 1) балл. За каждый ответ «Да» на вопросы 3, 5, 6 поставьте (- 1) балл. Подсчитайте общее количество баллов.
Оценка результатов
Определите характер самооценки ребенка, учитывая, что общая положительная сумма балов свидетельствует об адекватной самооценке, а отрицательная сумма баллов – о заниженной самооценке.
Отчет по результатам беседы
Подготовьте отчет по результатам беседы. В нем укажите:
- фамилию и имя ребенка с которым вы беседовали,
- возраст ребенка,
- где и когда проводилась беседа,
- на какую ступеньку лесенки ребенок себя поставил и почему,
- на какую ступеньку лесенки и почему ребенка поставила мама,
- на какую ступеньку лесенки и почему ребенка поставил папа,
- на какую ступеньку лесенки и почему ребенка поставила бабушка,
- кто поставил ребенка на самую верхнюю ступеньку,
- кто поставил ребенка на самую нижнюю ступеньку,
- какая в целом самооценка у ребенка: адекватная или заниженная.
Отчет о выполнении задания
Предоставьте преподавателю:
- фигурку девочки или мальчика,
- протокол беседы с ребенком,
- анализ ответов ребенка,
- отчет по результатам беседы,
- рекомендации по формированию самооценки исследованного ребенка.
Задание 2. Определите уровень произвольности действий и способности ребенка действовать в соответствии с установленным правилом.
Подготовка к выполнению задания
1.1. Подготовьте протокол беседы определения способности ребенка к произвольным действиям.
Протокол беседы