К произвольности действий
Фамилия ребенка_________________ Имя ______________________________________
Возраст ребенка__________________ Дата обследования__________________________
Время проведения беседы______________ Место проведения беседы________________
№ | Вопросы | Ответы ребенка | Баллы |
1. | Как тебя зовут? | ||
2. | Ты взрослый (ая) или маленький(ая)? | ||
3. | Ты ходишь на работу? | ||
Ты живешь на небе? | |||
Ты любишь конфеты? | |||
6. | Конфеты можно есть с супом? | ||
7. | Какие конфеты на вкус? | ||
8. | Ты ел (ела) горькие конфеты? | ||
9. | Ты умеешь ходить по потолку? | ||
10. | А прыгать до неба умеешь? | ||
11. | Твоя бабушка любит прыгать через скакалку? | ||
12. | Летом снег бывает? | ||
13. | Кошка боится мышей? | ||
14. | Ты любишь ходить в парикмахерскую? | ||
15. | Какого цвета халат у парикмахера? | ||
16. | Парикмахер лечит детей? | ||
17. | Твоя фамилия Капустин(а)? | ||
18. | Птицы умеют рычать? | ||
19. | Ты сейчас гуляешь? | ||
20. | Ты ходишь в первый класс? | ||
21. | Ты сейчас в шубе? | ||
22. | Ты любишь готовить уроки? | ||
23. | Лошади кричат: «Му»? | ||
24. | Какого цвета бывают лошади? | ||
25. | У лошадей есть рога? | ||
å = |
1.2. Выберите ребенка, с которым вы будете беседовать.
1.3. Выберите место для проведения беседы.
1.4. Определите время для проведения беседы.
Порядок выполнения задания
2.1. Подождите, пока ребенок закончит игру, и скажите ему: «Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты – отвечать на них. Но договоримся так: ты не будешь мне отвечать словами «да» и «нет». Например, если я спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен (должна) говорить «Да», а можешь сказать: «У меня игрушки есть» или «У меня много игрушек», или «У меня мало игрушек». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Договорились?»
2.2. Зачитывайте вопросы по порядку и ответы ребенка фиксируйте в протоколе.
Обработка результатов
3.1. Оцените ответы ребенка и запишите это в протоколе. Правильными являются ответы, которые соответствуют приведенному правилу: «да» и «нет» не говорить. Неправильными – те ответы, в которых присутствуют «запрещенные» слова.
Ответ засчитывается как правильный, если:
- ребенок сразу же исправляет свой неверный ответ на верный в ходе самого ответа,
- если ребенок говорит «Угу» или отвечает с помощью движений головы.
Каждая ошибка оценивается в 1 бал.
3.2. Подсчитайте общую сумму балов.
Оценка результатов
Руководствуясь таблицей 1, определите уровень произвольности действий и способности ребенка действовать в соответствии с установленным правилом.
Таблица 1.
Уровень произвольности действий и способности действовать в соответствии с установленным правилом
Уровень произвольности действий и способности действовать в соответствии с установленным правилом | Количество баллов |
Высокий | 0-1 |
Средний | 2-12 |
Низкий | более 12 |
Отчет по результатам беседы
Подготовьте отчет по результатам беседы. В нем укажите:
- фамилию и имя ребенка, с которым вы беседовали,
- возраст ребенка,
- где и когда проводилась беседа,
- на какие вопросы протокола ребенок допустил ошибки при ответе (если такие есть),
- какое количество баллов имеет ребенок по результатам беседы,
- какой уровень произвольности действий и способности действовать в соответствии с установленным правилом.
Отчет о выполнении задания
Предоставьте преподавателю:
- протокол определения способности ребенка к произвольности действий,
- отчет по результатам беседы,
- рекомендации для воспитателя и родителей по развитию произвольности у детей дошкольного возраста.
Основная литература:
1. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 1998.- с.120-122
1. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000,- с.142-147
2. Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения у детей 6-8 лет // Психолог в начальной школе. – Волгоград, 1995, - с. 78-88
3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера. –М.,1987. –С. 58-65.
4. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова – М., 1982. – С. 108-114.
Дополнительная литература:
1. Дарвиш О.С. Возрастная психология. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – с.73- 96
2. Крайг. Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003 – с.430-435
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М., ТЦ «Сфера», при участии» Юрайт-М», 2001.- с. 218- 232
6. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – 3-е изд. – М.:: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2.- с.192-205
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология- М.: Педагогическое общество России, 2000.- с. 281-312
8. Развитие личности ребенка: Пер. с анг. /Общ. ред. А. М. Фонарева. – М: Прогресс, 1987. - с. 166-188