Методические рекомендации к самостоятельной работе




Тематика семинарских занятий по дисциплине «Основы профориентологии»

Семинар 1. Понятие «самоопределение» и его особенности.

1. Понятия «самоопределение» «профессиональное самоопределение» с точки зрения различных наук.

2. Трудовая деятельность человека: осознание, смысл, результат.

3. Смысловая составляющая трудовой деятельности психолога и социального педагога.

4. Основные цели, типы и уровни трудовой деятельности человека.

 

Семинар 2. Профориентация как социально-культурное явление.

1. Понятие «профориентация» и его особенности.

2. Виды профориентации, различные классификационные подходы.

3. Социальное и культурное значение профориентации: общее и различное.

4. Личностные и социальные последствия низкой вовлеченности молодежи в профориентационный процесс (примеры).

 

Семинар 3. Профориентация в культурно-историческом контексте.

1. Истоки возникновения труда и профориентации в человеческом обществе.

2. Ключевые персоналии в истории развития профориентации: отечественный и зарубежный опыт.

3. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.

4. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.

 

Семинар 4. Особенности процесса профессионального развития личности.

1. Профессиональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема.

2. Теория «карьерной зрелости» Д. Сьюпера, ее особенности и характеристика.

3. Концепция профессионального становления Т. Кудрявцева: сущность и содержание.

4. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной теорий профессионального развития личности (обе теории на выбор студента из ранее не рассматриваемых).

 

Практическое занятие 5-6. Анализ научной статьи.

Защита результатов индивидуальной работы по поиску и анализу научной статьи (см. задание для самостоятельной работы № 3).

 

Семинар 7-8. Специфические особенности профориентационной работы.

1. Суть, задачи и основные принципы профессиональной ориентации.

2. Профессия как основное понятие профориентационной работы.

3. Система профессиональной ориентации молодежи:

a) профессиональное просвещение;

б) профессиональная консультация;

в) профессиональный отбор и профессиональный подбор;

г) профессиональная психодиагностика;

д) профессиональная адаптация;

е) профессиональная активизация;

ё) профессиональное воспитание.

4. Недостатки существующей системы профессиональной информации и организации профориентационной работы.

 

Семинар 9. Осознанный выбор профессии как психолого-педагогическая проблема.

1. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения молодежи.

2. Содержание профессионального самоопределения, его основные этапы.

3. Противоречия процесса профессионального самоопределения молодого человека.

4. Место мотивации в сознательном выборе профессии.

 

Практическое занятие 10-11. Защита плана годовой профориентационной работы в школе.

Защита результатов индивидуальной работы по разработке плана профориентационной работы в школе (см. задания для самостоятельной работы № 4-5).

 

Семинар 12-13. Методология профориентационной работы.

1. Классификация методов профориентационной работы.

2. Методы изучения обучающегося с целью профориентации.

3. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.

4. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выбору профессии.

5. Эффективность и инновационность методов и форм профориентационной работы.

Семинар 14-15. Организация профориентационной работы в школе.

1. Организация профориентационной работы в школе.

2. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.

3. Содержание профориентации в средних классах школы.

4. Профориентационная работа со старшеклассниками.

 

Семинар 16-17. Организация научно-практической деятельности профконсультанта.

1. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы.

2. Организация взаимодействия профконсультанта с другими специалистами сферы образования.

3. Основы организации профориентационного исследования.

4. Эксперимент в работе профконсультанта.

Методические рекомендации к самостоятельной работе

Самостоятельная работа – важнейшая составная часть учебной работы студентов, выполняется под руководством преподавателя. Соблюдение требований к выполнению самостоятельной работы является необходимым ключевым элементом в процессе изучения дисциплины.

1. Каждый студент в группе готовит ответы на все вопросы семинара, а не выборочно. В тетради желательно тезисно законспектировать основные аспекты ответов на вопросы семинара. Если студент пропускает семинарское занятие (по любой причине), то в рамках его отработки необходимо иметь развернутые рукописные ответы на вопросы семинара.

2. Каждый студент должен выбрать для выполнения 2 задания из блока «Проблемные вопросы». Выполнение учебно-исследовательских заданий предполагает подготовку их в печатном виде (14 шрифт, интервал - 1,5, поля со всех сторон – 2 см.) общим объемом до 12 страниц текста. ЛЮБОЕ ЗАДАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРЯТСЯ В ГРУППЕ БОЛЕЕ ДВУХ РАЗ.

3. Подбор и анализ научной статьи.

В читальном зале нужно найти либо в сборнике тезисов конференции, либо журнале научную статью на тему, связанную с дисциплиной и снять с нее копию для работы (статьи не должны повторятся в группе, копии прилагаются к самостоятельной работе). Подобранную статью необходимо проанализировать по схеме:

- выходные данные (автор, название сборника и т.д., пример Вишневский В.А., Марко А.В. Специфика деятельности социального педагога по профилактике суицида и суицидального поведения у подростков-представителей различных субкультур // Тенденции развития высшего образования в Украине: европейский вектор. Материалы международной научно-практической конференции, Ялта (21-22 марта 2013 года). – Ялта: РВНЗ КГУ, 2011. – Ч. 3. – С 50-52.);

- основная идея статьи (2-3 предложения);

- резюме (10-20 предложений);

- конспект отрывка статьи с анализом (самая важная, по Вашему мнению, часть, до 1 стр.);

- новые факты, которые Вы узнали со статьи;

- выделите мысли, которые противоречат Вашим взглядам;

- какие вопросы, поднятые в статье, не нашли своего отображения и так и остались не отвеченными;

- общая оценка статьи.

Общий объем анализа до 5 стр. (14 шрифт, 1,5 интервал).

4. Творческим элементом самостоятельной работы выступает выполнение индивидуального научно-исследовательского задания – «План годовой профориентационной работы в __ классе» (Выбираете любой класс, с 1 по 11, но они не должны повторятся в группе более двух раз). Объем – до 10 стр. План должен быть оригинальным и инновационным, содержать мероприятия, график их проведения, структуру, цели, средства и обоснование актуальности для конкретного возраста детей.

5. Каждому студенту необходимо создать мультимедийную презентацию, цель которой – наглядно продемонстрировать Ваши результаты по четвертому заданию, т.е. визуализировать подготовленный план профориентационной работы.

Проблемные вопросы

1. Семья и выбор профессии детей.

2. Преемственность в профориентационной работе.

3. Особенности профориентации подростков.

4. Формирование знаний о профессии в обучающихся младшего школьного возраста.

5. Проблемы профессионального самоопределения молодежи на этапе рыночных преобразований.

6. Эффективность профориентационной работы и пути ее повышения.

7. Профориентационная работа во внешкольных учебных заведениях.

8. Профориентационная работа в профессиональной среде.

9. Комплексный характер профориентационной работы.

10. Структура профессионального самоопределения.

11. Методическое обеспечение профориентационной работы в школе.

12. Профориентация как один из путей самовоспитания.

13. Коммуникативные методы профориентационной работы.

14. Наглядные методы профориентации.

15. Особенности профориентационной работы социального работника с различными категориями молодежи (молодые люди с особыми потребностями; лица, освободившиеся из мест лишения свободы; военнослужащие; безработные и др.).

16. Содержание профориентации в центрах социальных служб для молодежи.

17. Проблемы профориентационной работы со школьниками.

18. Субъекты профориентации и содержание их деятельности.

19. Профориентационная деятельность социального работника в социальных учреждениях (заведение по выбору студента).

20. Профориентационная работа психолога, социального работника (социального педагога) с безработными.

21. Особенности профориентационной работы с людьми, имеющими особые потребности.

 

 

Образец 1. Титульный лист самостоятельной работы

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» в г. ЯЛТЕ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения

Самостоятельная работа по дисциплине:

«Основы профориентологии»

Специальность: 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения

 

 

Выполнил:

Студент/ка 41-ППД группы

ФИО

Проверил: кандидат педагогических наук, доцент

Вишневский В. А.

 

 

Ялта, год

 

Содержание

 

1. Проблемные вопросы

1. Название вопроса…………………………………………………№ стр

2. Название вопроса…………………………………………………№ стр

2. Анализ научной статьи «Название»..………………………………..№ стр

3. План годовой профориентационной работы в __ классе…………..№ стр

Список литературы…….………..………………………………………№ стр

Вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Основы профориентологии»

1. Понятие «самоопределение» и его характеристика.

2. Теории профессионального развития.

3. Понятие «профессиональная ориентация» и его особенности.

4. Социальное и культурное значение профориентации.

5. Характеристика принципов профессиональной ориентации.

6. Этапы профессиональной ориентации.

7. Основные подходы к проведению профориентационной деятельности.

8. Истоки возникновения труда и профориентации в человеческом обществе.

9. Профессия как основное понятие профориентационной работы.

10. Классификация профессий.

11. Известные персоналии в истории развития профориентации.

12. Факторы выбора профессии человеком и их особенности.

13. Профессиология и профессиография.

14. Профессиограмма.

15. Общая характеристика системы профессиональной ориентации молодежи.

16. Профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональная агитация).

17. Характеристика профессиональной консультации.

18. Виды профессиональных консультаций.

19. Этапы проведения профессиональной консультации.

20. Профессиональный подбор и профессиональный отбор.

21. Профессиональная психодиагностика, принципы проведения профессиональной психодиагностики.

22. Профессиональная адаптация.

23. Профессиональная активизация и профессиональное воспитание.

24. Недостатки системы профессиональной информации.

25. Недостатки организации профориентационной работы в современном обществе.

26. Трудности профориентационной работы в школе.

27. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения.

28. Компоненты готовности к выбору профессии.

29. Суть профессионального самоопределения, его задачи.

30. Профессиональное самоопределение как социальная проблема.

31. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.

32. Педагогическое руководство профессиональным самоопределение.

33. Профессиональное самоопределение как элемент систем социального и жизненного самоопределения.

34. Показатели сформированного профессионального самоопределения.

35. Этапы профессионального самоопределения.

36. Противоречия процесса профессионального самоопределения.

37. Место мотивации в сознательном выборе профессии.

38. Комплексы мотивов выбора профессии (интерес, долг, самооценка).

39. Типы мотивации выбора профессии.

40. Классификация методов профориентационной работы.

41. Методы изучения личности молодого человека в целях профориентации.

42. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.

43. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выбору профессии.

44. Эффективность методов и форм профориентационной работы.

45. Инновационные методы и формы профориентации.

46. Организация профориентационной работы в школе.

47. Основные компоненты профессиональной ориентации.

48. Фазы профессиональной ориентации.

49. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.

50. Методы изучения личности младшего школьника с целью дальнейшей профориентации.

51. Содержание профориентации в средних классах школы.

52. Профориентационная работа со старшеклассниками.

53. Профессиональная направленность учащихся и ее значение для профориентации.

54. Содержание внешкольного и внеурочной профориентационной работы с учащимися разного возраста.

55. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы.

56. Организация взаимодействия профконсультанта с другими специалистами сферы образования.

57. Специфика организации профориентационного исследования.

58. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.

59. Современные особенности организации профориентации обучающихся.

60. Перспективы развития профориентации в современных реалиях.

Литература

Основная:

1. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с. – (Сер. Бакалавриат).

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 192 с.

Дополнительная:

1. Гладкая, И.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка [Текст]: методические рекомендации к курсу по выбору / И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 116 с.

2. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст]: метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.

4. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 208 с.

5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2012.

7. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа. 2004.

8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2010. – 480 с.

10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

11. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.

12. Селевко, Г.К. Найди свой путь [Текст]: учебное пособие для предпрофильного обучения / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2006. – 112 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. «Рабочий журнал психолога ОУ» (Семаго М.М.) https://festival.1september.ru/articles/412694/.

2. «Практическая психология» https://psynet.narod.ru/main.htm.

3. «Флогистон: психология из первых рук…» https://flogiston.ru./.

4. https://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

5. https://www.alledu.ru/about – Портал «Все образование»

6. https://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования

7. psy-files.ru https://www.psy-files.ru/: на сайте представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка тренинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога.

8. www.modern.ed.gov.ru – Модернизация российского образования

9. www.stat.edu.ru. – Статистика российского образования

10. ВСЕТЕСТЫ.RU https://vsetesti.ru/: на сайте размещены профессиональные психологические тесты.

11. Российская психология. Информационно-аналитический портал. https://www.rospsy.ru/.

12. Сайт «Мир психологии» https://psychology.net.ru/.

13. Электронная версия журнала «Школьный психолог» https://psy.1september.ru/.

14. Электронные психологическая библиотека. PSYLIB https://www.psylib.kiev.ua/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: