Концепция деидеологизации и теория реидеологизации.
Деидеологизация - теория, согласно которой идеология постепенно теряет свое значение в общественной жизни, в то время как влияние науки в качестве объективного знания об обществе растет. Д. получила широк распространение на Западе в 50-е гг. и провозгласившая «конец И.», ратовавшая за освобождение, очищение, прежде всего обществоведения, личности, общества от воздейств. И. В основе концепции Д. лежит противопоставление науки как носителя объективной истины и И. как выражения субъективных, классовых интересов. Ее сторонники считают, что И. заставляет искажать истин. знание, способствует приспособлению научн. данных к классовой позиции. Концеция Д. была тесно связана с теориями индуст. общ-ва, сглаживания классовых различий и затухания классовой борьбы. В 60-е г. XX в. теория Д. вытеснила теорию реидеологизации, т.к. появились новые соц. движения: пацифисты, зеленые. Реидеологизация - теория, обосновывающая необходимость, а также активную социальную роль идеологии в жизни общества. Различают:
- процесс реидеологизации, характеризующий усиление активности социальных институтов, политических партий;
- теории реидеологизации, акцентирующие внимание на возрастании роли социальных идей в современном мире.
Ныне Р. трактуется как развернувшееся массовое приобщение широких слоев населения к идеалам и ценностям современного общества. Однако различия между «Д.» и «р.» т. не носят принципиального характера, ибо их социальная сущность одна и та же. Они носят буржуазно-апологетический и антикоммунистический характер.
Понятие полит. И. Классиф. полит. И.
Сущ различ виды И.:нац., гос., партийная, политич и т.д. Понятие полит. И. имеет специф смысл – это относительно-систематизиров. совок понятий, идей и представлений, в кот различ субъекты полит отношений:
- отображают сущ-ую действит.
- оценивают своё полож в общ-ве
- выраж. свои интересы
- обосновывают пути и ср-ва их достижения
И. имеют разное объективно ценное обществ. содержание и разное число приверженцев. Исходя из этого они классиф. на:
1. глобальные или тотальные И.(социализм, либ-зм, консер-зм)
2. локальные(формир. отдельными сообществами и не претендуют на универсальн. значимость(гос-венные И.))
3. частные И.(отраж интересы отдельных групп и слоев общ-ва(партии))
Политич. И. представ собой многоуровневый феномен. Выделяются 3 уровня полит И.:
теоретико-концептуальный(представлен виде теорий, концепций, учений)
программно-политич(общие полит установки трансфор-ся в полит программы, требования, лозунги)
обыденно-актуализированный(хар-ет степень усвоения индивидами принципов и целей полит И.)
И. как родственная вере форма сознания имеет такие черты: спекулятивность, догматичность, апологетичность, авторитарность, репрессивность.
Носители и ф-ции полит И.
Носителями полит И. могут быть различ субъекты полит отношений: классы, партии, нации, гос-ва, индивиды.Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:
1) ориентационную, кот выраж в том, что, включая основополагающие представления об общ-ве, соц прогрессе, личности, власти, она задает сис-му смыслов и ориентации человеч деят.;
2) мобилизационную, т.е., предлагая идеалы более совершенного общ-ва, полит И. выступают в кач-ве непосредственных мотивов полит деят и мобилизуют общ-во, соц группы на их реализацию;
3) интегративную, связанную с тем, что, наделяя смыслом полит действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, полит И. задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес.
4) амортизационную, кот заключ в том, что, будучи способом интерпретации полит действ-ти, полит И. служат ослаблению соц напряженности в ситуации, когда возник несоответствие между потребностями общ-ва, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.
5) ф-цию выражения и защиты интересов определенной соц группы, поскольку полит И. возникают на базе интересов какой-либо соц группы и призваны противопоставить их интересам других групп.
Ур-ни полит идеолог:
1.Теоретико-концептуальный,представлен в виде теории,концепций,учений,доктрин
2.Програмно-политический,общие полит.установки,трансформир. в полит. программы,требования и лозунги
3.Обыденно-актуализир-ный,характеризует степень усвоения индивидами,принципах полит идеол-ии.
Либерализм -идеи либер были провозглаш франц буржуазн революц 1789-1794
Централ идея либер-идея индивид свободы
Теория либер получает закончен выражение с развит капитал общ-ва и рыноч эк-ки
Новые усл формир новый идеал человеч личности-активной,предприимчив,кот не может обойтись без гражданск прав и свобод
Осн идеи:
1.Свободы можно достичь ограничев одинаково свободу для всех
2.Необх введения,обязат для всех
3.Равенство граждан перед зак-ом
-Либерал теория обществен договора,кот обоснов суверен народа,как источн власти и формир гос-ва как договор между народом и правит-вом.
-Либер выступает за гос-во правовое и минимальн.
-В эконом сфере либ защищает принцип свободного рыноч обмена.
-В дух сфере либер склоняется к терпимости и компромиссу, выступ за свободу мнения и слова.
Либ преобраз в нелибер:
Когда капитализм вступ в необх госуд вмешательства в эко-ку,для преодальения кризиса и всевласт монополии.Неолиб допускает расшир госуд воздейств на соц эконом и прочие процессы для достиж стабильности в общ-ве.Либ остается идеолог средн класса и фактич оправдывает неравенст в общ-ве.
Консеравитизм -идеолог и политика,сохранения сложивш форм обществ жизни.
Консер возник в конце 18в как реакция на фран.просвещение и великую фран револ.
Осн идеи:
1.Нравствен.абсолютизм-признание существ незыблемых нравств идеалов и цен-ей
2.Традиционализм-стремление к сохран традиц.устоев
3.Политика-сфера деят полит элит.
В 20в консер трансформ в неоконсер.Это трансформ происходит после 2хмиров войн и в усл-ия научной технич револ.Появление неоконсер стала ответом на кризис капитал эко-ки.Целью неконсер было провозглаш:сохранение основ и принципов зап цивилиз(индивид-зм,собствен-ть,рыноч.эк.,свобода,равенство перед зак-ом)
Консер выступ за огранич вмешательства в рын экон,социал базу составляли бизнесмены и олигархи
Социализм
Социал идеи свими корнями восходят в античности.Эти идеи развив христиан проповедники.Основопологающ цен-ю теории социиал выраж лозунги фран револ:свобода,равен-во,братство
Теримн социал появил в лит-ре в 30е гг 19в в связи с изданием трудов Сан-Симона,Фурье,Оуэна.Их счистают представ утопического социал.Они сформулир будущее справед об-ва:
-от каждого по способн и каждые способн по ее делам
-всесторон и гармон развития личн
-ликвид различ мжду городом и деревней
-свободн развит каждого как свобода развития всех
9. Понятие гос.идеологии (Г.И). Осн.элементы и уровни
Г.И – составляющая основу деят-ти гос-ва относит.целостная совок-ть идей, ценностей, норм и представлений, к-ые отвечают интересам разных категорий граждан.
Г.И должна ненавязчиво доводиться до широких категорий граждан по радио и телевидению, средствами искусства, во время спортивных мероприятий и через рекламу, этого требуют интересы самого общества.
Элементы Г.И: -культурно-истор. (цивилизационная) составляющая, вкл. в себя совок-ть идей и представлений о происхождении данного народа, особенности развития его самосознания, становления в качестве самобытной общности. -Полит.составляющая, к-ую образует комплекс идей и представлений данного народа относит-но условий становления и особенностей своей гос-ти. -Экономическая составляющая, к-ая вкл.весь комплекс реализуемых гос-ом идей формирования и развития нац.экономики. -Социо-гуманитарная составляющая, к-ую образует комплекс идей, касающихся взаимоотношений гос-ва и чел-ка.
УровниГ.И: высший (образуют литерат.сочинения), средний (гос.документы, в к-ых закрепляются осн.принципы, ценности, идеалы народа (конституция, законодат.акты, директивы), низший (обр. средства чел.деят-ти, в к-ых пропагандируется Г.И (полит.символы, афиши, плакаты, лекции, статьи).