Механизм государственной идеологии.




Производством политических идей занимаются не только отдельные лица, но и организации и учреждения. Итак, совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии.

Существуют два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности. В СССР и других странах бывшего социалистического лагеря существовал централизованный аппарат, сеть специализированных идеологических центров. Но поскольку всё это происходило под давлением сверху и жёстко навязывалось, этот механизм встречал сопротивление со стороны значительной части населения.

Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Распространением политических идей занимались там кроме органов власти университеты, исследовательские центры, общественные фонды, партии, движения, газеты, журналы, издательства и т.д. В качестве идеологов обычно выступают советники в органах власти, сотрудники секретных служб, писатели, журналисты, политики, политологи, философы, историки, социологи и т.д.

№17 Формирование белорусов как самобытной этнической общности

Яскевич выделяет в истор. Беларуси 4 этнич-х эпохи, в процессе кот-х белорусы формировались как самобытн. этнич-я общность. 1 доиндоевропейская эпоха; 2 балтская эпоха; 3 славянская (со временем прихода славян на терр. Беларуси); 4 формирование белорусов как этнической общности.

Мельник считает, что в рамках ВкЛ проходил процесс этнической дифференциации его населения и формирование литовской, Белорусской и украинской этнической общности. Причём по его мнению термином литвины обозначались все жители ВкЛ. В составе РП активизировался процесс самоиндефикации белорусов как славяно-русской сообщности. Включение бел. земель в состав Росс. Империи не способствовало росту нац-го самосознания, т.к. белорусов рассматривали как ответвление русского народа, а бел.язык как диалект русского.

 

№18 Формирование белорусского национального самосознания, возникновение национальной идеи.

Формирование белорус. нац-ой идеи начинается в начале 19в. Большую роль в её формировании сыграло творчество так называемой бел. школы в польскоязычной лит-ре, а именно: Яна Борщевского, Яна Чечота, Владимира Сырокомли и др. Деятельность бел. историков (Наргутов) помогало территориально определить Беларусь ч/з призму историй бел. государственности. Профессоры Виленского университета Бобровский и Данилович впервые поставили задачу воссоздания независимого от Польши княжества Литовского. В законченном виде бел. нац. идея как идея создания демократического гос-ва в корне литовско-белорусской республики впервые была сформулирована Кастусём Калиновским (1853). На сегодняшнем этапе смысл бел. нац. идеи выражен в тезисе”За сильную и процветающую Беларусь”

 

22.Доминир.соц.кач-ва и этич.установки белорусов.Проявление социокульт.самобытности белорусов в их нац.хар-ре.

Доминир.соц.кач-ва и этич. установки белорусов, как правило отражается в менталитете белорусов. Для бел. менталитета хар-на большая привязанность к малой Родине. Для бел.ментал-та хар-но законопослушание. В ментал-те бел-ов присутствует календарный модус. Ему присуща глубокая религиозность,но не показные её формы.

В 19 в. осн.чертами менталит.бел-в были:

*тутэйшасць;*памяркоунасць(привыкли всё взвешивать);*упорство и трудолюбие;*традиционализм;*здоровый образ жизни;*слабая выражен-ть личной и коллект-ой инициативы;*толерантность;*преобладание коллективистской психологии над индивидуализмом.

Для соврем-х бел-ов определяющими чертами ментал-та явл-ся:

*гостеприимство;*трудолюбие;*сердечность в отнош-х между собой; *совестливость и сострадание;*толерантность и коллективизм.

В ментал-те бел-ов умеренно выражены след.черты: мечтательность, склонность к обществ. Изменениям, уважение к старшим.

Нац.хар-р – сов-ть псих.черт и кач-в,свойственных представителям данной сообщности.

Нац.хар-р проявл-ся в распростран.чертах поведения, чувствах и переживаниях, свойственных представителям данной сообщности. Нац.хар-р проявл-ся в псих.феноменах: темперамент,эмоции,чувства, способы действия и поведения.Косвен.данные свидетельствуют,что среди бел-ов преобладают меланхолики и флегматики.

Экстраверт– чел.,кот.повёрнутый к внешн.среде,инициативный,соц. активный.

Интроверт – чел., сосредоточенный на своём внутрен.мире, склонен к самоанализу, соц.пассивный и даже заторможенный.

Косвен.данные свидет-ют,что большинство бел-ов принадлежит к интровертам. 75% населения США – экстраверты. 50%-50% соотнош-е экставертов и интровертов в Великобритании.

Особен-ти нац.менталитета и хар-ра бел-ов обуславливает их невысокую степень обществен. активности и отсутствие склонности к резким переменам.

 

23.Конституционно-правовые основы бел.гос-ва. 24.Становление РБ в кач-ве соц.гос-ва.

Политика – сфера взаимодействия людей,область борьбы за власть.

Осн.вопросами полит.теории явл.вопросы о том, каким должно быть гос-во и какова его роль в обществен.жизни.ответы на эти вопросы составляют политико-правовые основы идеологии бел.гос-ва.

Полит.общество – общ-во, рассматр-ое как совместное ведение людьми жизненно важных дел при участии различных полит.сил.

Осн.черты полит.общества:

*чел.,*гос-во – главный инструмент полит.жизни;*гражданское общ-во.

Основу совр.демократич.строя определяет право.

Право – сов-ть устанавлив-х и сохраняемых гос.властью правил,норм и законов,кот.регулируют взаимоотношения людей в общ-ве.

Выделяется:

-естествен.право (право чел-а,данное от рождения)

-объективное право (юридич.институт ограничений позитивных обязанностей и дозволений)

-субъективное право или права чел-а

Права чел-а – конкретизация объективного права относит-но конкретного чел-а.

На 1 месте – право на жизнь. На 2 месте – право на свободу, труд, образование, личную безопасность.

Гос-во и право – 2 важнейших института цивилизации,причём гос-во основано на праве.

В демократич.гос-ве осн.субъектом соц.-полит.жизни явл-ся народ.

Народ – множество человеч.личностей,объединенных во имя общего блага и достойного существов-я,по средствам справедливых законов. Народ определяет хар-р обществен.строя,избирает своих представит-й в органы управления и контролирует деят.гос.чиновников.

+ 24? Идеология включает в себя представления как о существующем состоянии полит.жизни, так и том,каким оно должно быть. Поэтому в соц.пространстве каждой страны формир-ся конституционно-правовое простр-во.

В РБ сформировалось такое конст.-правовое простр-во,кот.сохдаёт благоприятные предпосылки возможности для реализации полной демократии «на основе многообразия полит.институтов,идеологий и мнений».

Связь идеологии бел.гос-ва и конституции обусловлено тем,что 1.сущ-ет благоприятное для развития идеологии констит.-правовое простр-во, 2.базисными установками гос.идеологии явл-ся идеи,принципы и ценности унитарного,демократич.,соц.,правового гос-ва.

Определяющее знач-е для формир-я правовой государствен-ти имеют след.положения:

1. ст.21 «о высшей ценности чел-а» - деят-ть гос-ва направлена на реальное обеспечение прав чел-а,причём первостепенное значение имеют эконом.гарантии прав и свобод.

2. ст.22 «о верховенстве права» - Конституция гарантирует равенство всех граждан перед законом и предоставление каждому гражданину равных возможностей по защите его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: