РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ




Ф И Л О С О Ф И Я

 

Методические рекомендации

для студентов специальности

170400.65 «Стрелково-пушечное,

артиллерийское и ракетное оружие»

 

 

Ижевск

2012 г.

 

ББК 87я7 Зарегистрировано

Ф 56 в БД УММ

№ 1434/885 СД

 

Рецензенты:

Тихонов Г.М.. – доктор философских наук, профессор

Балицкий А.Г. – кандидат философских наук, доцент

 

Составители:

Багровникова С.В. – кандидат философских наук, доцент

кафедры «Философия»

Гуляшинов А.Н. – кандидат философских наук, профессор

кафедры «Философия»

 

 

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Философия» ИжГТУ (протокол № 5 от 26.02.2010 г.)

 

 

Багровникова С.В., Гуляшинов А.Н.

Философия: методические рекомендации./ под ред. А.Н.Гуляшинова. – 2-ое изд., перераб. -Ижевск: – Изд-во ИжГТУ, 2012. – с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для студентов бакалавриата, изучающих курс «Философия». Они разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию, целям и задачам философии как учебной дисциплины и включают в себя рекомендации по организации самостоятельной работы по изучению данного курса, тематический план, планы семинаров, тематику рефератов и фиксированных выступлений, контрольные вопросы для проведения экзамена по философии. Оно может быть использовано для студентов других специальностей и направлений.

 

 

© Багровникова С.В., темы 3,4,6,7,11,12,13; тематика рефератов и фиксированных выступлений, контрольные вопросы для проведения экзамена.

© Гуляшинов А.Н., темы 1,2,5,8,9,10,14; Методические

рекомендации по организации самостоятельной работы; тематический план; контрольные вопросы для проведения экзамена.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Студентам по организации

Самостоятельной работы

 

Философия всегда была прорывом из

Бессмысленного, эмпирического,

Принуждающего и насилующего нас

Со всех сторон мира к миру смысла.

Н.А.Бердяев

Философия, как и любая другая дисциплина, имеет свою специфику, которая обусловливает соответствующую ей методику самостоятельной работы по овладению учебным материалом. Прежде, чем приступить непосредственно к подготовке конкретных тем учебных занятий, важно иметь в своем сознании общее представление о курсе философии в целом, ибо каждая глава, например, учебника, приобретает присущий ей законченный смысл лишь в рамках целого. Поэтому как можно раньше попытайтесь, пусть даже в предварительном порядке, полнее ознакомиться со всем содержанием рекомендуемого вам учебника или учебного пособия. Внимательно просмотрите оглавление, постарайтесь уловить логику изложения материала и его структуру.

Изучая философию, стремитесь к открытости, основательности и своеобразной исповедальности. Учитесь философствовать, проявляйте активность при обсуждении философских проблем, вступайте в дискуссию. Пассивность, в конечном счете, обернется ненужными потерями не только в овладении философией, но и отрицательно скажется на вашей общекультурной и профессиональной компетенции: способности понимать и анализировать социально и личностно значимые философские проблемы, на владении культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, на умении использовать основные положения и методы философии при решении социальных и профессиональных задач, на понимании значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, на способности принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, и к овладению профессией инженера стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия.

Изучение философии в вузе складывается из лекционного курса, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. Центральное место в изучении курса философии занимает лекция. Она определяет всю последующую работу студента. Главные, узловые проблемы темы сконцентрировано излагаются именно в лекции. Поэтому настоятельно рекомендуем лекции не пропускать, внимательно слушать преподавателя и записывать их содержание. Лекцию советуем дорабатывать. Доработка лекций осуществляется как во время самостоятельной работы, так и в процессе семинарского занятия на основе информации, полученной при обсуждении вопросов семинара.

Подготовку к семинарскому занятию, как говорит опыт, необходимо начинать с продумывания темы и вопросов плана семинара. Затем следует приступить к тщательной проработке рекомендованной к данному занятию литературы. Здесь главное – это работа с книгой, конспектом лекций и другими источниками. Читайте учебник или какую-либо другую книгу абзацами. Выделите и осмыслите основные их идеи и положения, определите свое к ним отношение и сделайте краткие записи их содержания. Непременным условием освоения философского материала является знание философских терминов, овладеть которыми вам помогут философские словари и энциклопедии. При изучении философии нельзя забывать и о текущих консультациях, время и место которых нужно согласовывать с преподавателем.

Семинар по философии – это основной вид практических занятий, который позволяет не только проверить самостоятельную работу студента, а, главное, дает возможность ему научиться самостоятельно мыслить и аргументировано защищать свою точку зрения. Ведущей характеристикой эффективности семинара является активность обсуждения рассматриваемых вопросов, качество и количество дополнений, замечаний и задаваемых студентами друг другу вопросов. На семинарских занятиях студентам предлагаются фиксированные выступления, тесты и упражнения. Они не только определяют эрудицию и знание философии, но и развивают Ваши интеллектуальные способности.

Не следует оставлять без внимания вступительное и заключительное слово преподавателя, в которых определяется цель и порядок проведения занятия, делаются общие выводы по теме, дается анализ выступлениям студентов, конкретизируется домашнее задание на следующий семинар и лекцию. Возьмите за правило: все новое, что вы узнали на семинаре, обязательно следует записать в тетрадь. После семинара у вас не должно быть неясных и непонятных вопросов.

Особого внимания требует подготовка реферата. По общему объёму он должен занимать 10-15 страниц, формат А-4, поля везде 2 см, интервал междустрочный 1,5, шрифт 14пт. Реферат должен иметь план, список литературы и содержать выводы по теме. Для этого мало использовать лишь рекомендованную к семинару литературу. Необходимо привлечь дополнительные источники, которые студент должен самостоятельно найти и творчески переработать. Среди них нельзя забывать философские журналы, брошюры и статьи, опубликованные в различных изданиях и средствах массовой информации. Решить эту задачу помогут алфавитные, систематические и электронные каталоги НТА библиотек ИжГТУ, а также других библиотек города. Необходимо также использовать ресурсы Интернета. Реферат только выиграет, если он будет содержать разработанные Вами графики, диаграммы, таблицы и т.п., раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы.

Реферат – это самостоятельная творческая работа. Его подготовка – это проба сил в научно-исследовательской деятельности

В целях более целенаправленной работы по овладению учебным материалом рекомендуется внимательно ознакомиться с Приложением: примерным тематическим планом курса «Философия» (см. приложение 1), тематикой рефератов и фиксированных выступлений (см. приложение 2), примерными заданиями теста (см. приложение 3), и контрольными вопросами для проведения экзамена (см. приложение 4.)

Только полное и точное выполнение всех рекомендаций, изложенных в настоящем пособии, гарантирует позитивные результаты в освоении курса философии.

 

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Информационные источники к семинарским занятиям:

 

Литература.

а) Основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – М.: Проспект, 2009.

2. Философия: учеб./ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной. – М.: Гардарики, 2008.

3. Философия: учеб./ под ред. А.Ф.Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2012.

4. Философия: учеб./ под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2008.

 

б) Дополнительная литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4-х т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2010.

2. Философия: энциклопедический словарь/ под ред. А.А.Ивнина. – М.:Гардарики, 2009.

3. Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 2008.

 

2) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Портал «Гуманитарное образование» https://www.humanities.edu.ru/
  2. Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/
  3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» https://school-collection.edu.ru/
  4. Википедия. https://ru.wikipedia/
  5. Библиотека Гумер. https://www.gumer.info/

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре.

1.Предмет и природа философского знания.

2.Философия и другие формы мировоззрения.

3.Специфика и структура философии.

4. Место философии в системе культуры.

 

Тема 2. Философия Древнего мира

1.Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.

2.Древнекитайские школы и их основные идеи и понятия.

3. Становление древнегреческой философии. Ранние натурфилософские концепции Древней Греции.

4. Греческая философия периода расцвета. Сократ, Платон, Аристотель.

5. Эллинистическо- римская философия.

 

Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

1. Средневековая христианская философия. Теоцентризм.

2. Патристика и схоластика – основные этапы философии средних веков. Аврелий, Августин, Фома Аквинский.

3. Философия эпохи Возрождения: специфика, основные черты и этапы.

4. Основное содержание Реформация и её итоги.

 

Тема 4. Европейская философия XVII – XVIII веков.

1. Философское осмысление научной революции XVI – XVII веков. Проблема метода научного познания.

2.Сенсуализм и рационализм в философии Нового времени.

3. Механистический материализм и проблема человека в философии французских просветителей.

4.Социально- политические концепции в европейской философии ХVII – ХVIII веков.

 

Тема 5. Немецкая классическая философия.

1.И.Кант как родоначальник немецкой классической философии.

2.Философские идеи И.Г.Фихте и Ф. Шеллинга.

3Объективный идеализм. Г.Гегеля.

4.Философская антропология Л.Фейербаха.

Тема 6. Западная философия XIX – XX веков.

1.Общие черты и особенности западной философии конца ХIХ – ХХ веков.

2. Основные направления и школы современной западной философии:

2.1. Неопозитивизм и постпозивитизм, прагматизм;

2.2. Философия жизни, Фрейдизм и экзистенциализм;

2.3. Феноменология и герменевтика;

2.4. Современная религиозная философия;

2.5. Структурализм и постмодернизм;

2.6. Марксизм и неомарксизм.

 

Тема 7. Русская философия XIX – XX веков.

1. Традиции и особенности русской философии.

2. Основные течения, идеи и школы:

2.1. Славянофилы и западники ХIХ века. Почвенничество.

2.2. Материализм в русской философии середины ХIХ века.

2.3. Русский консерватизм.

2.4. Русский космизм.

2.5. Философия всеединства Вл. Соловьева.

2.6. Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины ХХ века.

 

Тема 8. Философская онтология

1. Онтология как учение о бытии. Философский смысл категории «бытие»

2. Материальное и идеальное бытие:

2.1. Философское понимание материи и диалектика бытия.

2.2. Идеальное бытие сознания. Сознание и бессознательное.

 

Тема 9. Теория познания.

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Структура и динамика процесса познания

3. Проблема истины: понятие, свойства и критерии. Агностицизм, знание и вера.

 

 

Тема 10. Философия и методология науки.

1. Понятие философии науки. Наука и основные этапы ее развития.

2. Особенности научного познания: специфика научного познания, структура, формы и динамика научного знания.

3. Логика, методология и методы научного исследования.

 

 

Тема 11. Философское понимание общества.

1. Понятие общества как системы. Специфика социально-философского понимания общества: субъекты, отношения, деятельность.

2. Основные сферы бытия общества: социальная, экономическая,, политическая, духовная.

 

 

Тема 12. Философия истории.

1. Предмет философии истории. Проблема единства и смысла исторического процесса.

2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития: сущность и представители.

3. Народ и личность в истории.

 

 

Тема 13. Философская антропология.

1. Человек как предмет философии, его природа и сущность.

2. Антропосоциогенез: основные версии.

3. Человек и личность. Свобода и ответственность личности.

4. Смысл человеческой жизни как философская проблема.

Тема 14. Философия техники.

1. Понятие «техника». Военная техника как специфический вид техники.

2. Основные проблемы философии техники.

 

 

Приложения

Приложение 1.

примерный ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу «Философия »

 

№ п/п   Название темы Аудиторные часы Часы самост. работы
Лекции Семин.
1. Философия, ее предмет и место в культуре      
  Философия Древнего мира      
3. Философия Средневековья и Возрождения.      
4. Европейская философия ХVII – ХVIII веков      
5. Немецкая классическая философия.      
6. Западная философия конца ХIХ – ХХ веков.      
7. Русская философия конца XIX – XX веков      
8. Философская онтология      
9. Теория познания      
10. Философия и методология науки      
11. Философское понимание общества.      
12. Философия истории      
13. Философская антропология.      
14. Философия техники      
  ИТОГО:      

Приложение 2

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: