Расскажите о формировании Октоиха.




 

В житии св. Иоанна Дамаскина сказано, что он и брат его КосьмаМаюмский «начали писать ныне исполняемую поэзию вечерни и утрени». Как книга, полный Октоих появляется после самого Дамаскина, но пение «по октоиху», т.е. по образу 8-ми музыкальных «гласов», – это очень древняя традиция, существовавшая задолго до появления первоначальной редакции Октоиха.

Отдельные части Октоиха существовали, вероятно, уже в первый период («Рассказ Иоанна и Софрония», и их удивление при отсутствии тропарей на службе отшельника Нила). Но первые рукописные свидетельства сохранились только с VIII в.

Систематическое собрание в одной книге песнопений восьми гласов, с утренними воскресными канонами в качестве самого главного элемента известно с IX-го века. Полная книга увидела свет только в XII веке (сначала она содержала одни воскресные службы; потом она дополнилась службами на каждый день седмицы).

Теория образования Октоиха (и других песненных книг)

а) В начале существовали разные собрания песнопесний, в зависимости от их песненного или поэтического характера: Кондакарий, Ирмологий, Канонарь, Стихирарь, Кафисматарь и т.д.

б) Для каждого воскресенья или праздника существует в этих книгах неопределенное количество песнопений, из которых свободно выбирается нужный для каждого случая материал.

в) Студийские типики XI века определяют раз и навсегда, какие именно песнопения исполняются в каждом монастыре на каждый случай; неиспользуемый материал, часто высокого качества, но всегда в большом количестве, выходит из употребления и забывается.

г) Мало-помалу составляются полные и удобные книги из материала, указанного в Типиконах, итак рождаются известные нам сборники Октоих, Триодь и Минея, которые содержат все нужные песнопения, одно за другим, по порядку их исполнения (стихиры на «Господи, воззвах», «догматик», стихиры «на стиховне», тропарь и т.д.) собирая их из отдельных книг, указанных в пункте «а».

 

 

Элементы Октоиха

а) Стихиры воскресные; б) Стихиры восточные “анатолиевы”; в) Стихиры алфавитные (с акростихом Иоанна Дамаскина); г) Седальны и ипакои; д) Пентикостарии; е) Каноны; ж) Блаженны; з) Степенны; и) Кондаки; к) Ексапостиларий; л) Стихиры “утренние”; м) Догматики вечерни и утрени.

Более поздние элементы Октоиха

(1) Тексты малой вечерни, составленные в 3-м периоде, с Типиконом Иерусалимским (после XII в.), когда всенощное бдение было восстановлено (его не знали ни студиты, ни св. Иоанн Дамаскин); (2) Стихиры богородичные на «Господи воззвах»; (3) Канон богородичный на повечерии; (4) Канон троичный на полунощнице.

 

Расскажите о формировании Триоди.

 

Современная Триодь (Постная и Пасхальная) – приписывается св. Феодору Студийскому (759-826) и его брату св. Иосифу Солунскому. Оба происходили из монастыря Саккудион на Олимпийской горе в Вифинии, недалеко от Константинополя, где во время иконоборчества процветал целый ряд знаменитых монастырей, созданных в палестинской традиции монахами, бежавшими от исламских гонений; оттуда в IX веке выйдут и св. Мефодий (Апостол славян) и св. Афанасий (создатель Афонской Великой Лавры).

Теория Cappuyns'a об авторах и рукописях Триоди

Существуют три типа Триоди до 1-го издания (Венеция 1522): (1) Восточный или Иерусалимский, (2) Константинопольский, (3) Студийский.

Восточная Триодь. Авторы.

· Св. Андрей Критский (660-740). Считается автором жанра канона. Автор канона по случаю землетрясения (17 марта) и трипеснцев (триодей) для Страстной Седмицы (ныне на повечериях);

· Св. КосмаМаюмский (епископ в 743): трипеснец Великого Понедельника, двупеснец (диодь) Вел. Вторника и четверопеснцы (тетраоди) Вел. Среды и Вел. Субботы.

· Св. Иоанн Дамаскин (†799);

· Андрей Слепой;

· Стефан Савваитский: тропари katanuktikav и самогласны «дня»;

· Марк Савваитский (палестинский монах, клирик Св. Софии, епископ Отрантский в Италии): дополняет четверопеснец Вел. Субботы.

Константинопольская Триодь. Авторы.

· Феофан Начертанный (палест. монах, епископ Никейский, †845): канон Недели Православия;

· Св. Иосиф Песнописец (сицилиец, †863);

· Кассия (Иказия) (константиноп. монахиня): самогласен Вел. Среды и др.;

· Лев Мудрый (император, †911): самогласны;

· СимеонМетафраст (†970): стихиры четверга Вел. Канона;

· Тарасий;

· Георгий Никомидийский (клирик Св. Софии, епископ с 860 г.)

 

СтудийскаяТриодь. Авторы.

· Феодор Студийский;

· Иосиф Солунский (†830): стихиры, седальны, трипеснцы, каноны;

· Климент Студийский (IX в.);

· Николай Студийский (IX в.);

· Антоний Студийский (IX в.);

· Никифор КаллистКсанфопул (†1335 г.): автор синаксарей.

Триодь смешанного типа.

Авторы: предыдущие, особенно Студийские монахи.

Рукописи: 1) Vatican 771 (XII в.), 2) Barberini 484 (1120 г.).

Издания: 1) Венеция, 1522; 2) Рим, 1724; 3) Рим, 1738, 4) Рим, 1879.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: