Отдалённые последствия восстания Батырши




Подобная организованность, сплочённость мусульман не могла не стать головной болью российских властей, определяющих национальную и религиозную политику в стране. Как примеры инспирированной властью политики разделения, розни между тюркскими народами России можно привести постоянное муссирование темы «булгар», что автоматически отделяет татар кипчакского происхождения от казанских татар. В сборнике статей «Татарская нация: история и современное развитие» под ред. Д.М.Исхакова (Казань, 2002), говорится: «Например, если писать историю исходя только из булгарской теории, то наша нация суживается. Сибирские и астраханские татары к булгарам не имеют никакого отношения». Доктор исторических наук Дамир Исхаков в предисловии к этой книге пишет: «возникшие в ходе подготовки к переписи 2002 г. многочисленные дискуссии относительно исторических путей развития татарской нации, ее таких этнических групп, как сибирские, астраханские татары и ряд других, а также этноконфессиональных образований в лице кряшен и нагайбаков, показывают необходимость более детального объяснения народу его исторического прошлого.»

 

Советская власть энергично подхватила этноконфессиональную политику царской России. В 1927м году был разработан "Список народностей СССР" (Под редакцией И.И.Зарубина), где в качестве самостоятельных этнических единиц фигурировали:

а) «Татары поволжские, включавшие казанских, астраханских, касимовских татар, кряшен и нагайбаков».

б) «Мишари (мишер, мещеряки), с примечанием — язык мишарский и татарский».

в) «Тептяри (типтэр, башкурт), с примечанием — язык башкирский, с «преобладанием башкирского влияния»».

г) «Татары крымские (степные, ногаи), язык — крымско-татарский, резко отличный от южнобережных татар».

д) «Татары крымские южнобережные, язык — крымско-татарский, образующий особый диалект, резко отличающийся от языка татар степных».

е) «Татары белорусские».

Вместо сибирских татар отмечены:

ж) «Татары тобольские (код — 117), сибирские бухарцы (код — 118), барабинские татары (код — 119). Причем о тобольских татарах сказано, что язык у них татарский и русский, а в культурном отношении они составляют «одно целое с поволжскими татарами». Родной язык сибирских бухарцев отмечен как «татарский», а у барабинских татар — как «барабинский» и русский.

Наконец,

з) «Черневые татары» (код — 134) помечены как "тубалар" (туба — кижи, йыш-кижи), с примечанием, что «иногда так зовут шорцев и томско-кузнецких татар». Про последних (код — 135), известных также как "чулымские татары" (чулымцы), "мелесские татары", сделано замечание, что они — православные».

Заслуживает внимания и выделение составителями разбираемого словаря группы "касимовских татар" (код — 116). С одной стороны, о них сказано, что они являются мишарями. Но затем приводится формулировка: "В культурном и языковом отношении — одно целое с поволжскими татарами и мишарями Касимовского уезда Рязанской губ., язык — особый диалект татарского языка".

 

В 1939 году в Москве был подготовлен специальный "Словарь национальностей", имевший подзаголовок «Пособие для разработок материалов Всесоюзной переписи населения 1939 г.»

 

В данном пособии понятие «татары» было разделено на следующие группы: татары, кряшены, мишари (вар.: мышер, мижер, мещеряки), тептяри, нукратские татары, нагайбаки (ногайбаки), сибирские бухарцы, чулымцы (чулымские татары), мелесские татары, татары крымские (степные татары, ногаи, южнобережные татары).

 

Мы наблюдаем постоянную, рутинную поддержку изолированного положения кряшен, массовому возвращению в ислам которых противопоставляется централизованная государственная поддержка «культуры кряшен», «литературы кряшен», «фолклора кряшен».

 

Вот что пишет об этом Г.Макаров, с.н.с. ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова: «В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков... Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько иной оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке… самоназвание которой - кряшены. »

 

Т.е. делаются попытки вывести кряшен за границы татарского народа, сделать их «государствообразующим народом», по примеру чуваш. Поддерживается существование Общественной организации кряшен Татарстана, действует актив данной организации, проводятся форумы и конференции, принимаются постановления.

 

Всё это в той, или иной степени возможно считать последствиями народного религиозно-освободительного восстания под руководством Батырши-хазрата, рахимахуЛлаh. Испуг империи сплочённостью рядов мусульман, которых российский обыватель давно уже считает завоёванным народом, чья свобода снята с повестки дня, не может не просматриваться в досоветской этноконфессиональной политике, советской и постсоветской. Организованное сопротивление исламскому единству, постоянные провокации против российских мусульман, постоянное внесение фитны, религиозного раскола в наши ряды, не может не отражать существование кропотливой работы большого количества специалистов в данной области, в централизованном порядке собирающем, анализирующем информацию о духовной жизни российских мусульман, о нашей связи с мировым исламом. Это не может не объяснять что спецоперации по расчленению, расколу уммы являются спланированными и организованными извне.

 

И это также является одним из отдалённых следствий восстания 1755го года.

 

Было бы непростительной ошибкой не сделать вывода о характере самого татарского народа, где подлинные герои, в силу личной скромности, постоянно остаются на вторых ролях, или вовсе незамеченными. Тогда как алчные, склонные к предательству лицемеры, оказываются старшинами, окружающими себя прихлебателями, готовыми из угоды своему баю схватить и продать за сребрянники истинных героев татарского народа. И это является одним из самых важных выводов истории хазрата Батырши, рахимахуЛлаh.

 

 

IV. ВЫВОДЫ

 

Последствия восстания 1755го года можно разделить на ближайшие, среднесрочные и отдалённые. К ближайшим последствием можно отнести карательную, реактивную реакцию правительства Елизаветы Петровны. Не менее важной деталью реакции на восстание Батырши-хазрата является немедленное послабление социального, экономического, а главное, религиозного давления русского государства на завоёванные татарский и башкирский народы. Во первых, это проявилось в устранении из региона активного организатора насильственной православизации Л.Конашевича, а также тобольского митрополита Сильвестра Гловатского, воспитанника Конашевича, также отличившегося принудительным крещением «инородцев» и борьбой со старообрядцами, введением налога на «некрещёных»,

 

Другим последствием восстания стало уменьшение экономического гнёта, отмена рекрутской повинности для мусульман. Несмотря на сохранение на административных постах палачей и карателей, таких как Иван Неплюев, государственная политика «ревности о вере» была приостановлена и агрессивность этой политики уменьшена.

 

Среднесрочными последствиями цепи восстаний, среди которых восстание Батырши хазрата носит наиболее яркий характер, является поворот машины государственной политики России с агрессивной православизации «инородцев» на более мягкую политику установки административных барьеров на пути исламского образования, поощрение русскоязычного образования для детей наиболее состоятельных и передовых татарских семей. В ход шло и уменьшение налогов для семей, дети которых учились в русских школах, а иногда и вручение государственных наград мусульманам, отдавшим своих сыновей на обучение в гимназии.

 

Другим среднесрочным последствием восстания 1755го года явилась либерализация религиозной политики России. В 1766 году было начато строительство первой соборной мечети (Марджани) в Казани, в середине и в конце XIX века было разрешено татарское книгопечатание, появилась возможность развития татарской литературы, публицистики, поэзии, татарского театра. Этот этап развития татарского народа также можно отнести к последствиям этноконфессиональных всплесков XVIII века.

 

Следует признать, что смягчение националистической и религиозной агрессии со стороны Дома Романовых, сильно снизило градус напряжённости в отношениях русских и татар. Татарский и башкирский народы встроились в социальный российский контекст, развивались ремёсла, торговля, что сопровождалось активным проникновением русской культуры в татарскую, переводились на татарский язык произведения русских классиков. Отчасти это выразилось в учреждении муфтията при Екатерине второй, появление джадидисткого, обновленческого течения среди татарских мусульман.

 

Третий, отдалённый этап последствий имперской политики, который продолжается до сегодняшнего дня, активное противодействие государства попыткам мусульман России объединиться и в религиозном и в национальном отношении. И данный процесс также можно отнести к организационным и политическим выводам, которое сделало российское государство из серии кровопролитных восстаний мусульман XVI-XVIII веков, наиболее ярким и запоминающимся из которых было восстание 1755го года, под руководством Батырши-хазрата.

 

 

V. Историческое значение восстания 1755го года

 

История татарского народа неразрывно связана с историей мирового ислама. В контексте этой глобальной истории, история ислама в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве, в Российской империи, СССР и продолжающаяся в современной РФ, занимала и занимает далеко не последнее место. Татарский народ дал истории ислама таких выдающихся учёных, как Абдуннасир Курсави, Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин, Галимджан Баруди, Габделькаюм Насыри, Мавля Кули, Суфи Аллахияр, Меллу Габди, Абдуссалям, Абдулманнан Муслими, Тажутдин Ялчигула, Абульманих Каргали, Шамсутдин Заки, Хусаин Фаизханов, Мифтахутдин Акмулла, Али Чукри, Исмаил Гаспринский, Зайнулла Расули, Юсуф Акчура, Абдурашит Ибрагимов, Садри Максуди, братья Буби, Муса Бигиев и другие. В этом созвездии татарских богословов и просветителей своё, особое место занимает Габдулла-хазрат Батырша Галиев, вдохновитель и руководитель борьбы российских мусульман за свои права, человек, 260 лет назад сформулировавший задачи для российских мусульман, многие из которых актуальны и сегодня.

 

Государственные явные и неявные программы разобщения мусульман, боязнь российскими властями объединения, сплочения, бесконтрольности российского ислама перед государственной машиной, оставляет актуальными многие из тех задач, которые сформулировал Батырша-хазрат в своём обращении к мусульманам. Необходимость призыва к возвращению в ислам тех, кто вырос в атеистических представлениях о мироустройстве, необходимость побуждения верующих к исламскому призыву, к исламскому образованию, к поиску довольства Всевышнего, к борьбе со своими недостатками, к формированию хорошего нрава, который был бы примером для окружающих и аргументом к возвращению в ислам для окружающих. Сохранившаяся актуальность изобличения лицемеров в умме, разъяснения важности искренности в вере и стремлении к хорошим делам, борьбы с вероотступничеством всё это является завещанием Батырши-хазрата нам, мусульманам XXI века, духовным наследием имама Батырши. Политическая программа, правовое обоснование необходимости борьбы за права верующих, дают нам представление о высоком уровне образованности, задают нам планку, к достижению которой мы должны стремиться сейчас, через два с половиной века после гибели этого выдающегося сына татарского народа.

 

Подробное изучение и анализ удач и неудач восстания Батырши позволят нам преодолеть трудности, которые существуют сегодня в отношениях мусульман с немусульманским окружением, и избежать, если пожелает этого АЛлаh, ошибок, которые мы можем совершить. Разве не актуальны сейчас слова: «знайте и ведайте, что наша униженность и обреченность стольким распрям и бедствиям, стольким скорбям и терзаниям происходит лишь от того, что мы сами, отрекаясь от основ Ислама и законов Шариата, предаемся этой дунья, испорченности и распутству »?

 

А АЛлаh знает лучше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: