Тема урока: Спрос
1) Понятие «спрос»
Спрос – это готовность покупателей купить определенное количество товара по определенной цене в данном месте в данное время.
2) Кривая спроса
Кривая спроса – графическое отображение количества товаров, которые покупатели готовы купить в данный момент по разным ценам.
Пример.
Таблица 4 – Соотношение цены товара и спроса на него
Цена телефона, руб. | 10 тыс. | 9 тыс. | 8 тыс. | 7 тыс. | 6 тыс. | 5 тыс. | 4 тыс. |
Количество покупателей (равное числу телефонов, которые хотят купить) |
Рисунок 4 – Кривая спроса
Согласно построенной кривой спроса, чем ниже цена товара, тем больше такого товара хотят купить покупатели.
3) Закон спроса
При уменьшении цены на товар величина спроса растет, а при росте цены – уменьшается.
Или:
При прочих равных условиях при низких ценах спрос на товары больше, чем при высоких ценах.
Факторы, объясняющие закон спроса:
- здравый смысл (ожидание снижения цен, выбор альтернативного товара и т.д.);
- принцип убывающей предельной полезности (каждая следующая единица блага приносит меньше удовлетворения потребителю, чем предыдущая; иными словами, потребитель съедает пятое пирожное с меньшим удовольствием, чем первое пирожное);
- эффект дохода (при снижении цены на ту же сумму можно купить больше товаров);
- эффект замещения (при выборе из двух товаров покупатель предпочтет товар, который стал дешевле относительно другого товара; например, если изначально джинсы и брюки стоили по 1000 руб., а после подорожания джинсы стал стоить 1500 руб., а брюки 1300 руб., то покупатель предпочтет брюки джинсам).
4) Величина спроса
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы приобрести при данной цене.
При цене Р1 величина спроса равна Q1.
При цене Р2 величина спроса равна Q2.
Если Р1>P2, то Q1<Q2.
Стрелка вдоль кривой указывает, что со снижением цены величина спроса растет (обратная зависимость величины спроса от цены).
Кривая спроса (D) показывает, каким может быть количество Q при любой цене Р.
Изменение величины спроса Q в зависимости от цены Р вдоль кривой спроса D объясняется действием ценовых факторов спроса.
Также спрос может изменяться под действием неценовых факторов. В этом случае происходит смещение кривой спроса D либо вверх и вправо (увеличение спроса), либо вниз и влево (сокращение спроса) (рис. 6).
5) Заменяющие и дополняющие товары и услуги
Заменяющие товары (услуги), или субституты – товары (услуги), представляющие собой близкие по функциям и ценности для потребителя альтернативы.
Например, субститутами являются зимние куртки и зимние пальто; варенье и джем.
Дополняющие товары (услуги), или комплементы – товары (услуги), использование которых взаимосвязано.
Например, комплементами являются автомобили и бензин; принтеры и картриджи.
6) Неценовые факторы спроса
На величину спроса влияют следующие неценовые факторы:
1) вкусы и предпочтения покупателей. Например, удачная реклама товара приводит к увеличению спроса;
2) изменение дохода покупателей. Например, рост доходов населения приводит к росту спроса на нормальный товар[1];
3) изменение цен на товары – субституты. Например, подорожание товаров-субститутов ведет к росту спроса на данный товар;
4) изменение цен на товары-комплементы. Например, если товары-комплементы стали дороже, то спрос на данный товар сократится;
5) количество покупателей на рынке. Например, снижение количества покупателей на рынке ведет к сокращению спроса.
Дополнительная информация
Из закона спроса существуют исключения. Одно из них названо парадоксом Гиффена. Этот парадокс заключается в том, что с ростом цены спрос на определенный товар не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Парадокс был обнаружен английским экономистом Робертом Гиффеном, который выявил рост спроса на картофель в условиях экономического кризиса и роста цен на него. Оказалось, что бедные семьи в условиях сокращения доходов и роста цен на все товары отказывались от покупки более дорогих продуктов (мяса, масла), и большую часть дохода тратили на картофель, цены на который также выросли. В результате закон спроса не действовал для картофеля и ряда других продуктов питания, которые продолжали покупать и даже в больших количествах, чем ранее. Такие товары получили название товаров Гиффена. В России товарами Гиффена считаются хлеб, чай, картофель и некоторые другие.
Для дорогих «статусных» товаров существует аналогичное исключение, названное эффектом Веблена в честь американского экономиста Торстейна Бунде Веблена. Данный эффект проявляется в том, что рост цен на ряд товаров, относящихся в большинстве своем к предметам роскоши, приводит к увеличению спроса на эти товары. Причина увеличения спроса на эти товары имеет психологическую основу, поскольку считается, что такие товары (дорогие украшения, одежда и обувь от модных дизайнеров, дорогие автомобили и яхты) отражают высокий социальный статус их владельцев, а следовательно, приобретение таких товаров подчёркивает высокую покупательную способность покупателей.
Очень похож на эффект Веблена эффект сноба, выражающийся в том, что потребитель, желая выделиться, приобретает товар, который не покупают другие потребители. Часто это неоправданно дорогой товар, приобретая который сноб стремится продемонстрировать своё богатство и принадлежность к высшим слоям общества, что во многих случаях не соответствует действительности.
7) Эластичность спроса
Эластичность – это способность экономической переменной реагировать на изменение другой переменной.
Коэффициент эластичности (Е – elasticity) – это процентное соотношение между изменением зависимой и независимой переменной.
Пределы изменения коэффициента эластичности: .
Существуют следующие виды эластичности спроса:
1) эластичность спроса по цене (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением цены):
,
где ЕDр – коэффициент эластичности спроса по цене;
Q – величина спроса;
Р – цена;
индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно;
Если коэффициент эластичности спроса по цене равен (по модулю) 100 %, то говорят о единичной эластичности спроса по цене. Это означает, что изменение цены на 1 % вызывает противоположно направленное изменение величины спроса на 1 %.
Если коэффициент эластичности спроса превышает (по модулю) 100 %, то спрос на такой товар является эластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса более, чем на 1 %. Например, эластичным является спрос на предметы роскоши.
Если коэффициент эластичности спроса (по модулю) меньше 100 %, то спрос на такие товары считается неэластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса менее, чем на 1 %. Товарами с неэластичным спросом являются, например, предметы первой необходимости; некоторые медикаменты и т.д.
2) эластичность спроса по доходу (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением дохода покупателей):
где ЕDy – коэффициент эластичности спроса по доходу;
Q – величина спроса;
Y – доход (yield);
индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое спрос?
2. Что отражает кривая спроса?
3. Что такое величина спроса?
4. Сформулируйте закон спроса. Объясните его.
5. Что такое заменяющие и дополняющие товары? Приведите примеры.
6. Назовите неценовые факторы спроса и объясните их влияние.
7. Что такое эластичность? Коэффициент эластичности?
8. Какие виды эластичности спроса вам известны и что они характеризуют?
Задача 6.1.
О функции рыночного спроса известна следующая информация. Функция рыночного спроса линейна. При цене 5 р. величина спроса равна 25, при цене 7 р. величина спроса равна 15. Определите:
а) уравнение функции рыночного спроса;
б) величину спроса при цене 2 р. за единицу;
в) при каком значении цены потребители отказываются покупать данный товар..
Задача 6.2.
Определите эластичность спроса на смартфоны по цене и по доходу, если известно, что начальная цена составляла 10 тыс. руб.; конечная цена – 9 тыс. руб.; исходная величина спроса – 5 тыс. шт.; конечная величина спроса – 7 тыс. штук; начальная величина дохода покупателей 12 тыс. руб.; конечная величина доходов – 10 тыс. руб.
Объясните полученные результаты.
[1] Нормальным является товар, обладающий удовлетворительным качеством и относящийся к товарам средней ценовой категории.