Тема 3. Взаимодействие спроса и предложения




Тема урока: Спрос

1) Понятие «спрос»

Спрос – это готовность покупателей купить определенное количество товара по определенной цене в данном месте в данное время.

2) Кривая спроса

Кривая спроса – графическое отображение количества товаров, которые покупатели готовы купить в данный момент по разным ценам.

Пример.

 

Таблица 4 – Соотношение цены товара и спроса на него

Цена телефона, руб. 10 тыс. 9 тыс. 8 тыс. 7 тыс. 6 тыс. 5 тыс. 4 тыс.
Количество покупателей (равное числу телефонов, которые хотят купить)              

 

Рисунок 4 – Кривая спроса

 

Согласно построенной кривой спроса, чем ниже цена товара, тем больше такого товара хотят купить покупатели.

3) Закон спроса

При уменьшении цены на товар величина спроса растет, а при росте цены – уменьшается.

Или:

При прочих равных условиях при низких ценах спрос на товары больше, чем при высоких ценах.

Факторы, объясняющие закон спроса:

- здравый смысл (ожидание снижения цен, выбор альтернативного товара и т.д.);

- принцип убывающей предельной полезности (каждая следующая единица блага приносит меньше удовлетворения потребителю, чем предыдущая; иными словами, потребитель съедает пятое пирожное с меньшим удовольствием, чем первое пирожное);

- эффект дохода (при снижении цены на ту же сумму можно купить больше товаров);

- эффект замещения (при выборе из двух товаров покупатель предпочтет товар, который стал дешевле относительно другого товара; например, если изначально джинсы и брюки стоили по 1000 руб., а после подорожания джинсы стал стоить 1500 руб., а брюки 1300 руб., то покупатель предпочтет брюки джинсам).

4) Величина спроса

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы приобрести при данной цене.

При цене Р1 величина спроса равна Q1.

При цене Р2 величина спроса равна Q2.

Если Р1>P2, то Q1<Q2.

Стрелка вдоль кривой указывает, что со снижением цены величина спроса растет (обратная зависимость величины спроса от цены).

Кривая спроса (D) показывает, каким может быть количество Q при любой цене Р.

Изменение величины спроса Q в зависимости от цены Р вдоль кривой спроса D объясняется действием ценовых факторов спроса.

Также спрос может изменяться под действием неценовых факторов. В этом случае происходит смещение кривой спроса D либо вверх и вправо (увеличение спроса), либо вниз и влево (сокращение спроса) (рис. 6).

 

 

5) Заменяющие и дополняющие товары и услуги

Заменяющие товары (услуги), или субституты – товары (услуги), представляющие собой близкие по функциям и ценности для потребителя альтернативы.

Например, субститутами являются зимние куртки и зимние пальто; варенье и джем.

Дополняющие товары (услуги), или комплементы – товары (услуги), использование которых взаимосвязано.

Например, комплементами являются автомобили и бензин; принтеры и картриджи.

6) Неценовые факторы спроса

На величину спроса влияют следующие неценовые факторы:

1) вкусы и предпочтения покупателей. Например, удачная реклама товара приводит к увеличению спроса;

2) изменение дохода покупателей. Например, рост доходов населения приводит к росту спроса на нормальный товар[1];

3) изменение цен на товары – субституты. Например, подорожание товаров-субститутов ведет к росту спроса на данный товар;

4) изменение цен на товары-комплементы. Например, если товары-комплементы стали дороже, то спрос на данный товар сократится;

5) количество покупателей на рынке. Например, снижение количества покупателей на рынке ведет к сокращению спроса.

 

Дополнительная информация

Из закона спроса существуют исключения. Одно из них названо парадоксом Гиффена. Этот парадокс заключается в том, что с ростом цены спрос на определенный товар не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Парадокс был обнаружен английским экономистом Робертом Гиффеном, который выявил рост спроса на картофель в условиях экономического кризиса и роста цен на него. Оказалось, что бедные семьи в условиях сокращения доходов и роста цен на все товары отказывались от покупки более дорогих продуктов (мяса, масла), и большую часть дохода тратили на картофель, цены на который также выросли. В результате закон спроса не действовал для картофеля и ряда других продуктов питания, которые продолжали покупать и даже в больших количествах, чем ранее. Такие товары получили название товаров Гиффена. В России товарами Гиффена считаются хлеб, чай, картофель и некоторые другие.

Для дорогих «статусных» товаров существует аналогичное исключение, названное эффектом Веблена в честь американского экономиста Торстейна Бунде Веблена. Данный эффект проявляется в том, что рост цен на ряд товаров, относящихся в большинстве своем к предметам роскоши, приводит к увеличению спроса на эти товары. Причина увеличения спроса на эти товары имеет психологическую основу, поскольку считается, что такие товары (дорогие украшения, одежда и обувь от модных дизайнеров, дорогие автомобили и яхты) отражают высокий социальный статус их владельцев, а следовательно, приобретение таких товаров подчёркивает высокую покупательную способность покупателей.

Очень похож на эффект Веблена эффект сноба, выражающийся в том, что потребитель, желая выделиться, приобретает товар, который не покупают другие потребители. Часто это неоправданно дорогой товар, приобретая который сноб стремится продемонстрировать своё богатство и принадлежность к высшим слоям общества, что во многих случаях не соответствует действительности.

7) Эластичность спроса

Эластичность – это способность экономической переменной реагировать на изменение другой переменной.

Коэффициент эластичности (Е – elasticity) – это процентное соотношение между изменением зависимой и независимой переменной.

Пределы изменения коэффициента эластичности: .

Существуют следующие виды эластичности спроса:

1) эластичность спроса по цене (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением цены):

,

где Е – коэффициент эластичности спроса по цене;

Q – величина спроса;

Р – цена;

индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно;

Если коэффициент эластичности спроса по цене равен (по модулю) 100 %, то говорят о единичной эластичности спроса по цене. Это означает, что изменение цены на 1 % вызывает противоположно направленное изменение величины спроса на 1 %.

Если коэффициент эластичности спроса превышает (по модулю) 100 %, то спрос на такой товар является эластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса более, чем на 1 %. Например, эластичным является спрос на предметы роскоши.

Если коэффициент эластичности спроса (по модулю) меньше 100 %, то спрос на такие товары считается неэластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса менее, чем на 1 %. Товарами с неэластичным спросом являются, например, предметы первой необходимости; некоторые медикаменты и т.д.

2) эластичность спроса по доходу (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением дохода покупателей):

где ЕDy – коэффициент эластичности спроса по доходу;

Q – величина спроса;

Y – доход (yield);

индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое спрос?

2. Что отражает кривая спроса?

3. Что такое величина спроса?

4. Сформулируйте закон спроса. Объясните его.

5. Что такое заменяющие и дополняющие товары? Приведите примеры.

6. Назовите неценовые факторы спроса и объясните их влияние.

7. Что такое эластичность? Коэффициент эластичности?

8. Какие виды эластичности спроса вам известны и что они характеризуют?

 

Задача 6.1.

О функции рыночного спроса известна следующая информация. Функция рыночного спроса линейна. При цене 5 р. величина спроса равна 25, при цене 7 р. величина спроса равна 15. Определите:

а) уравнение функции рыночного спроса;

б) величину спроса при цене 2 р. за единицу;

в) при каком значении цены потребители отказываются покупать данный товар..

 

Задача 6.2.

Определите эластичность спроса на смартфоны по цене и по доходу, если известно, что начальная цена составляла 10 тыс. руб.; конечная цена – 9 тыс. руб.; исходная величина спроса – 5 тыс. шт.; конечная величина спроса – 7 тыс. штук; начальная величина дохода покупателей 12 тыс. руб.; конечная величина доходов – 10 тыс. руб.

Объясните полученные результаты.

 


[1] Нормальным является товар, обладающий удовлетворительным качеством и относящийся к товарам средней ценовой категории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: