К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации




Эмпирический анализ патогенных структур как помощь в консультировании

Институт молодежи и общества, Беншайм (Bensheim), ФРГ, 1980

 

Верховный Суд ФРГ подтвердил достоверность этого исследования 29 мая 1989 г.

 

Полный немецкий оригинал — Die Bensheimer Studie 1980: Differentielle Wirkungen der Praxis der Transzendentalen Meditation (TM). Eine empirische Analyse pathogener Strukturen als Hilfe für die Beratung. Institut für Jugend und Gesellschaft, Bensheim, 1980 — опубликован в Интернете по адресу: https://www.agpf.de/TM-Bensheim.htm. Полный английский перевод этого исследования — The Various Implications Arising From the Practice of Transcendental Meditation. An Empirical Analysis of Pathogenic Structures as an Aid in Counseling. Institute for Youth and Society, Bensheim, 1980 — размещен в Интернете по адресу: https://www.trancenet.org/research

Содержание

Содержание 1

1. Трансцендентальная медитация — введение к учению и практике

1.6. Учение и практика медитации

1.6.2. Эзотерический уровень

2. Методологические проблемы и проведение исследования

2.2. Отличительные черты опрошенных групп

4. Воздействие ТМ на медитаторов

4.1. Результаты с точки зрения опыта в ходе медитации

4.1.2. Предлагаемые курсы

4.1.4. Финансирование курсов

4.1.5.1. Из записей слушателя курсов

Примеры:

4.2.2. Влияние ТМ и Махеш Йоги на медитаторов

4.2.4. Измененное представление о реальности

Примеры:

4.2.5. Изменение в структуре восприятия

4.2.6.Резюме

4.3. Влияние ТМ на структуры личности

4.3.1. Фактор стресса

4.3.2. Внешние телесные и характерологические проявления (constitution), аттитьюды и поведение

4.3.2.1. Способность принимать решения

Примеры:

4.3.2.2. Физиогномика (выражение лица и другие внешние телесные проявления)

4.3.2.3. Изменения в личности

4.3.3. Резюме

4.4. Влияние ТМ в социальной области

4.4.1. Состояние частной жизни и социальных отношений до ТМ

4.4.1.1. Хобби, интересы и склонности

4.4.1.3. Характеристика общения

4.4.2. Влияние ТМ в социальной области

4.4.2.1. Изменения в повседневном ритме

Примеры:

4.4.2.2. Изменения в интересах

Примеры:

Примеры стиля разговора:

4.4.2.3. Изменения в области отношений

Социальные отношения в рамках семьи

Примеры:

Социальные контакты в семье

Примеры:

4.4.2.4. Конфликты

Примеры:

4.4.2.5. Изменения в отношениях

Примеры:

4.4.3. Профиль личности

4.4.3.3. Индивидуальная оценка

4.4.3.4. Сравнения оценок

4.5. Воздействие ТМ на учебную и производственную деятельность

4.5.1. Учебная и производственная деятельность до ТМ

4.5.2. Изменения в сфере работы

4.5.2.1. Способность концентрироваться

Примеры:

4.5.2.2. Рабочая нагрузка

Примеры:

4.5.3. Учеба и профессиональная карьера

Примеры:

4.5.4. Резюме

4.6. Влияние ТМ в сферах физического и психического здоровья

4.6.1. Предварительные замечания

4.6.2. Состояние здоровья опрошенных групп (до периода ТМ)

4.6.3. Физические жалобы и болезни во время занятий ТМ

4.6.4. Психологические расстройства и болезни в период занятий ТМ

Примеры:

4.6.5. Ситуации, «инициирующие» психические заболевания

4.6.6. Резюме

5. Анализ специфических доказательств (главные темы)

5.2. Характеристики эксмедитаторов, показывающих положительные или нейтральные результаты

5.2.2. Социальные и личные характеристики

5.2.3. Индивидуальные случаи в этой группе

5.3. Характеристики изменений в представлении медитаторов о действительности

5.3.2. Карма и стресс

5.3.3. Позитивное и негативное влияние личной кармы на окружающую среду человека

5.3.4. Значение эффекта гуру

5.3.5. Резюме

5.4. Характерные черты социального поведения медитаторов

5.4.1. Социальное поведение медитаторов

5.4.2. Социальные отношения медитаторов к немедитаторам

1. Трансцендентальная медитация — введение к учению и практике

1.6. Учение и практика медитации

1.6.2. Эзотерический уровень

 

В целом при интенсивном участии в ТМ возможно понижение способности к критическому мышлению и к раздумьям. Если какие-то медитаторы в начале проявляют скептицизм и критическое отношение к некоторым из ритуалов и скрытных высказываний движения, они все же в ходе практики медитации бездумно все больше и больше принимают и признают утверждения ТМ. Для преподавателя ТМ, например, значение обряда посвящения полностью трансформировалось. Публично его выдают за церемонию благодарения, что-то вроде клятвы Гиппократа. Для преподавателя ТМ, однако, он имеет самое важное значение, поскольку практически является равнозначным традиционной индусской пудже. В понимании преподавателя медитация не может функционировать правильно без пуджи. Он узнал от Махариши: «Действенность обучения зависит от его чистоты». Только пуджа (в смысле магической формулы) может ввести ученика в «Святую традицию», где медитация начнет работать эффективно; нигде больше она действовать не будет. В ходе пуджи, которая проводится согласно строго соблюдаемому ритуалу перед алтарем с портретом Гуру Дева, призывается святая цепь индусских божеств и богов, от Брамы до Гуру Дева. Среди них — Шанкара (приблизительно 800 г. н.э.), одна из самых важных религиозных фигур Индии. Он олицетворял собой широко распространенную веру индуизма в то, что божественная сила (Брама) — сущность мира, идентичен человеческому «я» (мировая душа), глубочайшей сущности индивидуального человека. Это понимание единства является реальной аргументацией для практики медитации ТМ, которая базируется на мнении, будто чем глубже человек постигает свое внутреннее существо, тем ближе он к пониманию сущности всех вещей и бесконечности; пока, наконец, не произойдет превращение в абсолютное существо.

2. Методологические проблемы и проведение исследования

2.2. Отличительные черты опрошенных групп

 

Общее впечатление, полученное нами в ходе общения со всеми участниками в начале исследования, сводилось к отрицательному опыту практики медитации или её последствий и к желанию уклоняться от общения с организацией ТМ и её представителями.

4. Воздействие ТМ на медитаторов

 

В этой главе документально обосновываются возникающие в ходе практики ТМ последствия для медитатора. Опыт медитации в большинстве случаев оказывается причиной изменения в восприятии действительности, особенно в контексте ТМ организации. Это не проходит бесследно как для структуры личности, так и для личной жизни медитатора. Такого рода коренные перемены в сфере социального общения становятся явно заметными со стороны, как и изменения в поведении в сфере учебы и карьеры. Также документально доказаны изменения в психическом и физическом здоровье медитатора.

4.1. Результаты с точки зрения опыта в ходе медитации

4.1.2. Предлагаемые курсы

 

Хорошо известно, что тантрическая медитация и, следовательно, ТМ — уводит медитатора в мир видений, картин и причудливых умственных образов, что можно сравнить с употреблением наркотиков.

4.1.4. Финансирование курсов

«Курсы оплачивались за счет денег на хозяйство, нашего общего счета в банке и заработной платы» (3/42) «Он использовал мои деньги (партнер по браку) и истратил все мое наследство» (3/42) «Он продал всю мебель в квартире, чтобы получить деньги для ТМ, он занимал деньги у незнакомцев и знакомых, а также, вероятно, у тех людей, которых сам ввел в организацию ТМ Он говорил, что они подарили ему эти деньги». (3/42)

 

Медитаторам нелегко было добывать те огромные суммы денег, которые требовались для прохождения последующих курсов и переживания возможно более глубокого опыта медитации. В среднем каждый медитатор тратил на организацию ТМ или делал эту сумму доступной для них в качестве дара 17322 DM (дойчмарок) [примерно 22700 $] (5003 DM) [6600 $]). (Число в скобках указывает среднюю стоимость без учета очень крупных или очень мелких вкладов.). [Соотношение валют — на 1980 г.]

4.1.5.1. Из записей слушателя курсов

Люди сообщали, являются они вегетарианцами или нет, и я сказал, что не вегетарианец, но в течение всех пяти недель получал только вегетарианскую пищу. Готовили неплохо, но там полностью отсутствовала чистота. Хорошо, что там не было инспектора по здравоохранению. Жили мы в гостинице, арендованной исключительно для нас, не для других гостей. Обслуживанием занимались люди ТМ, а не штат гостиницы. Эти люди (обслуживавшие нас), выполняя данную работу, «зарабатывали» на следующие курсы, они получали за неё баллы или очки, которые засчитывались в качестве уплаты за следующие курсы. Я знал, что они не были специалистами в данной сфере, но меня беспокоила не импровизация, а грязь. К концу у вас просто не оставалось никаких собственных мыслей. Прохождение материала по кругу (rounding), лекции, резюме, прохождение материала по кругу, повторение. Вечером были новые лекции, а до полудня на следующий день было резюме; что касается меня, то это было промывание мозгов.

 

Из 29 медитаторов, бросивших работу или учебу, чтобы работать полную рабочую неделю для движения ТМ, только двое были застрахованы движением ТМ, да и эти двое — только из-за внешнего давления. 38% (11) не были застрахованы вообще, родители или супруги застраховали другие 38% (11). Только 17% (5) застраховали себя сами или поддерживали существующее страхование на прежнем уровне. Здесь нельзя не заподозрить, что организация ТМ использует в своих интересах измененное восприятие мира со стороны работающего на них медитатора, чтобы не быть обязанной платить заработную плату или оплачивать медицинское либо социальное страхование.

 

Когда все-таки случается болезнь или недомогание, обычно это просто не признается; это не вписывается в теорию. О визите к врачу не может быть и речи. В самом крайнем случае медитатор, работающий для этого движения, пойдет к врачу ТМ (который «пропишет» больше медитации. См. раздел 4.1.5.1.) или посетит гомеопата.

Примеры:

«Он разрешит лечить себя только гомеопатам». (3) «Он пошел к врачу ТМ, который посоветовал больше медитировать». (3) «Мой учитель ТМ испытал отвращение из-за того, что я доверился врачу. Он сказал, что я всегда принимаю неверные решения». (2)

4.2.2. Влияние ТМ и Махеш Йоги на медитаторов

 

Это влияние усиливается центральной фигурой Махариши Махеш Йоги. Отвечая на вопрос «Какое положение M. Махеш Йоги занимал в вашем взгляде на мир?», многие говорили, что они видели в нем «лидера», «божество», и он занимал в их жизни позицию первостепенной важности. Что бы он ни говорил, это было обязывающим. Такие медитаторы превратились в зависимых от его авторитета и утратили способность независимо мыслить и действовать.

4.2.4. Измененное представление о реальности

 

Идеология ТМ откровенно принималась и признавалась, взгляд на мир и восприятие мира менялись в том направлении, которое уже подробно излагалось в этой главе; развивались элитарные аттитьюды и мышление в духе дхарма-кармы, медитаторы становились антисоциальными, аполитичными и равнодушными к своему окружению.

Примеры:

 

«С тех пор, как он стал заниматься медитацией, мой муж не верит в реальность жизни. Он (буквально) сказал мне: Когда ты — медитатор, и человек, близкий тебе, умирает, ты просто стараешься этого не замечать без каких-либо эмоций». (3/70)

 

«Понятие о переселении душ является решающим. Все, что было прежде, теперь не важно. Махариши — человек, через которого бог выражает себя, отсюда помешательство на Махариши — только то, что он говорит и делает, важно, все остальное ложно. Из довольно либерального человека он превратился в человека с тоталитарным настроем ума, который считает индийскую кастовую систему хорошей вещью, к тому же являющейся подтверждением претензий Махариши на власть. Он говорит, что человечеству можно помочь только с ТМ. Благодаря ТМ человек не заболеет и не состарится». (1/70)

4.2.5. Изменение в структуре восприятия

 

Изменения, которые происходят в восприятии или понимании мира человеком, и их воздействие на его чувство личности иллюстрируются здесь случаем молодого человека (22 года), который в момент посвящения в ТМ был все еще на переломной стадии юности. Поиск смысла жизни, строительство личности, конфликты в трудных семейных ситуациях, переход от школы к университету; другими словами, обычная стадия неуверенности: она совпала с посвящением в ТМ и практику этой организации, которое, с точки зрения ТМ, пошло гладко.

 

С помощью записи этого интервью можно проиллюстрировать опасности, связанные с таким типом медитации, опасности, имеющие особенно важное значение для тех, кто начинает заниматься этой практикой в возрасте менее 25 лет.

Я переживал ТМ как исследование собственной нервной системы, осознание многих вещей... ТМ действительно является концентрацией на духовном, и, возможно, именно из-за этого многие люди верят, что они летают... Меня поразило то, что они называют снятием стресса, я объяснил бы это так, что те люди внезапно полностью сосредотачиваются на себе в этой изоляции, и тогда начинают появляться проблемы. Я заметил, что люди нуждались в большем количестве сна. Они явно должны были что-то отрабатывать — я также (всегда) был усталым. Я верю, что это — своего рода отступление в дальнейшие слои сознания, когда начинают появляться картины. Почему? Потому что это — более раннее понимание. Можно сказать, что ваше понимание, становится более искренним, детским, более задумчивым… Я видел некоторую опасность для собственного развития в наличии отношений зависимости от других людей или другого человека. Я имею в виду то, что вам абсолютно не нужно, вы просто поглощаете это, это идет прямо в вас. То, что вас не интересует и что для вас не важно. Почему человек должен внедрять это в себя? Это — только чистая трата энергии! Пустая трата энергии нервной системы. Все расходует энергию, и почему бы мне не заняться экономией энергии в моей нервной системе. Если я теперь сижу где-нибудь и смотрю вокруг, не видя чего бы то ни было осознанно, я просто закрываю глаза, поскольку в этом нет смысла, это только пустая трата энергии... Все это началось во Франции, психический кризис. Жизнь с природой... и я постарался бросить все, что было нездоровым, включая до некоторой степени то, что было для меня духовно нездоровым — мышление, мышление неестественно. Мышление неестественно. Я не хочу сказать, что женщины как таковые были для меня примером, но как я уже сказал, женщины делают это куда правильнее, чем мужчины. У женщин есть инстинкт, отсутствующий у мужчин. У мужчины есть его логические объяснения, женщина обладает своего рода утонченным чувством. Вы не обязаны быть гомосексуальным, я обратил внимание — тут все дело в гормонах, агрессии. Я сумел все это ликвидировать, у меня все было под контролем. Это — мужчина во мне, это все — агрессия, гормоны, это все просто полнейшее дерьмо. Я избавился от всей моей агрессии, естественной агрессии мужчины, я контролировал свое сексуальное стремление, или как оно там у вас называется, когда человек видит красивую женщину, и это возбуждает его... Я думал про себя, что это не является существенно позитивным. Видите ли, это больше относится к подсознательному. А потом я сделал так, чтобы ничто меня не интересовало и все оставляло холодным. Это была моя цель, никакого влияния извне, потому что с теми, кто вне меня, я не свободен... Это было время, когда у меня впервые появилось общее представление обо всех функциях, и я действительно мог хорошо управлять ими. Это был перед Францией. Во Франции, можно сказать, свершилось мое крушение. Это было крушение, не запланированное мной. Когда я приехал во Францию, наступил хаос. Я, человек с таким хорошо настроенным и совершенно иным восприятием внезапно должен был думать на другом языке. Я походил на маленького ребенка, который внезапно должен начинать все сначала. А то, что я узнал от самого себя, как будто было стерто: я был в роли маленького ребенка, я должен был снова учиться говорить. И именно из-за этого мое развитие внезапно закончилось. Из-за этого я оказался в состоянии ужасного кризиса. Это было жутко. Мышление внезапно стало французским… У меня были такие прекрасно оформленные мысли и восприятие, а потом появился другой язык, и это разрушило все… (2)

 

В момент интервью этот молодой человек все еще был не способен работать. Он находится под наблюдением врачей и живет дома с родителями.

 

Медитация с применением мантры может привести к полностью измененному восприятию реальности. Это — медленный процесс возвращения от зрелых «отношений я-ты» назад к одномерному самовлюбленному «я». Молодому человеку, занимающемуся ТМ, фактически мешают стать ответственным независимым взрослым, он возвращается к инфантильной и самовлюбленной стадии, выражающейся через соответствующее поведение с его стороны. Почти полная потеря ощущения реальности вызвана, по нашему продуманному мнению, практикой медитации, обучения и движения ТМ в контексте его организации в той конкретной форме, в которой оно действует. Эта утрата ощущения реальности делает человека непригодным к работе, неспособным формировать свою жизнь в ответственной манере и неспособным к социальной активности.

4.2.6. Резюме

 

В результате этого нового взгляда на мир 76% тех, кто работал полную рабочую неделю для движения ТМ, не получали медицинского страхования. Впоследствии половина из них были застрахованы либо родителями, либо партнерами по браку, чтобы избежать беды. Таким образом эта организация входит в категорию дешевой рабочей силы. Даже в случае серьезных заболеваний медитатор нередко не будет посещать врача, так как медицинское обслуживание вообще не одобряется учителями ТМ

 

— Влияние ТМ оценивалось в диапазоне от сильного до очень сильного 87% обследованных. Махеш Йоги считается благочестивой фигурой и лидером, декларации которого рассматриваются как обязательные. Медитаторы попадают в зависимость от него и теряют способность независимого мышления и действия.

 

— 90% медитирующих приняли учение и идеологию ТМ, 80% следовали инструкциям учителей ТМ как роботы, и 75% жили в искусственном мире, созданном ТМ

 

— На примере конкретного случая было показано, что занятия практикой ТМ в юности ведут к устойчивому патологическому отклонению и расстройству в восприятии человеком мира, что имеет самые неблагоприятные последствия для развития характера и формирования личности.

4.3. Влияние ТМ на структуры личности

4.3.1. Фактор стресса

 

Стресс — это центральное понятие для движения ТМ. Он служит заменой слова «карма» в мозгу медитатора. Плохой кармы и сопровождающего её стресса следует избегать пуще всего прочего. Медитация освобождает сознание медитатора от отрицательной кармы (или стресса) и очищает атмосферу стресса. Стресс в движении считается материальным явлением, веществом вроде газа, которое может улетучиваться из головы и атмосферы. Новый взгляд на мир придает стрессу постоянно возрастающую роль, поскольку медитаторы слишком остро реагируют на этот фактор и избегают всего, что могло бы его вызвать, например, конфликтов, физического труда, социальных отношений и т.д. Именно молодые взрослые люди задерживаются в развитии, потому что такая точка зрения на стресс сочетается у них с приятным опытом медитации с помощью мантры, поскольку они могут реагировать на создающие напряжение требования повседневной жизни только отступлением, и со временем у них развивается чрезмерно чувствительный, неустойчивый характер.

 

Хотя у медитаторов уровень стресса фактически меньше благодаря изменившемуся образу жизни, они ощущают его уровень в диапазоне от сильного до массированного. Это несоответствие между «целью», то есть фактическими уровнями стресса, и субъективно воспринимаемым фактором стресса, вызывает у многих медитаторов далеко идущие негативные последствий для их личности в целом.

4.3.2. Внешние телесные и характерологические проявления (constitution), аттитьюды и поведение

4.3.2.1. Способность принимать решения

 

Оценка вышеупомянутого вопроса дала результаты, показанные в Таблице 25, которая также дает сведения об изменениях в этой области. 47% (28) превратились в подчиненных авторитету при принятии решений, 12% (7) утратили способность принимать решения. Только 33% (20) сохранили ту же способность принятия решений, в то время как один медитатор, согласно его собственному утверждению, изменил эту способность к лучшему. Этот результат подводит нас к заключениям, к которым можно прийти в отношении централизованной иерархии организации ТМ и ее целей. Результат для группы 2 [эксмедитаторы] находится в соответствии с этим, у них было меньше контакта с организацией ТМ и, следовательно, они не были затронуты в той же степени по отношению к их способности принимать решения.

Примеры:

«Я перестал понимать, как принимать решения, личности больше не было, абсолютно ничего». (2/77) «Постоянное обращение за помощью и советом к образу жизни ТМ было явно усердным. Ты спрашиваешь людей и меняешься согласно их совету». (2/77) «Я не принимал решения спонтанно. Непосредственность исчезла, яркость жизни рассеялась». (2/77) «Я всегда спрашивал учителя ТМ, что я должен сделать. Я сказал: Вы решаете за меня. Я следовал его решениям. Это стало моей волей». (2/77) «Я стал более подверженным влиянию, и мне требовалось больше времени, чтобы принять решение о чем-нибудь». (2/77) «Он отправился в Зелисбург (Seelisburg), чтобы узнать, следует ли ему продолжать учебу». (1/77) «Она полностью утратила способность принимать решения. Она чувствовала себя целиком окутанной Махариши и жила только сегодняшним днем». (1/77)

4.3.2.2. Физиогномика (выражение лица и другие внешние телесные проявления)

 

Из 67 случаев 50 показали изменения в телесных и мимических проявлениях, другими словами, 75% от общего количества.

 

В 82% (4) случаев менялось выражение лица (т.е., нормальное состояние). Члены и бывшие члены движения сообщали о выражении лица, напоминающем маску, о странной улыбке и подергиваниях. В 28% (14) случаев менялась осанка тела. Обычная осанка характеризовалась как напряженная, наблюдалась склонность к полноте, небрежность, неряшливость, медлительность и стесненность. В 52% (26) случаев менялся голос, и его описывали как более мягкий, спокойный, невнятный, речь становилась более нечленораздельной, с заглатыванием слов, напыщенной и напряженной. В 30% (15) случаев менялся почерк. Он был более размашистым и растянутым, не сконцентрированным, неустойчивым, беспорядочным, наблюдалось много описок, и правописание было неточным.

4.3.2.3. Изменения в личности

 

Описания по данным свидетелей в качественном отношении сводятся к следующему: люди чувствуют себя старше, испытывают депрессию, взгляд становится тусклым, безжизненным, они легко поддаются влиянию, становятся слабее, неряшливее, ни с кем не поддерживают отношений, более зажаты, более нечестные, одинокие, фанатичные, эгоцентричные, готовы защищаться, более неустойчивые, колеблющиеся и чувствительные, уязвимые. Что касается группы эксмедитаторов, примечательно, что они чувствовали, что стали более сильными с точки зрения личности, выработали большую уверенность и «способность добиваться цели», с другой стороны, однако, они стали менее внимательными к другим и более сосредоточенными на самих себе.

 

На вопрос об общем впечатлении от перемен в личности, вызванных ТМ (что бы ни понимал под этим каждый конкретный человек), положительными замечаниями отозвались 12% (8). Другие 12% (8) заявили, что абсолютно ничего не изменилось, и 75% (49) оценили начавшие происходить перемены как в целом отрицательные.

 

Все три группы показывают ясную отрицательную тенденцию в отношении к этому вопросу. Медитация — внутренний личный процесс, и его нельзя понять с помощью аналитических факторов. Говоря о медитации, люди больше говорят о благосостоянии и полном удовлетворении — именно на это претендует и движение ТМ. Однако 75% (три четверти) медитаторов сообщают не об этом, скорее, этот тип медитации означает для них нарушение равновесия в развитии личности, которое остается очевидным даже годы спустя.

4.3.3. Резюме

 

— Фактор стресса, видимо, имеет первостепенное значение для полного развития медитатора. Поскольку от стресса нужно избавляться, медитатор в результате стремится уклониться от вызывающей стрессы повседневной жизни, что со временем приводит к психической нестабильности.

 

— ТМ вредно влияет на процесс принятия решений. Имеет место утрата свободного волеизъявления и обращения к авторитетам ТМ за указаниями в случае необходимости принятия важных решений. Изменения в выражении лица, телесной осанке, в голосе и почерке указывают на тот факт, что вся личность серьезно меняется под влиянием T.M

 

— В 75% случаев, согласно свидетельствам опрошенных, личность менялась явно в негативную сторону, 12% не нашли никаких перемен, и 12% оценили эти изменения как позитивно направленные. Медитация, будучи внутренним процессом человека, как предполагается, должна вести к благополучию и полному удовлетворению медитатора. Большинство медитаторов, однако, этого не находили. Более того, более обычным явлением были глубокие нарушения в личности медитатора.

4.4. Влияние ТМ в социальной области

4.4.1. Состояние частной жизни и социальных отношений до ТМ

4.4.1.1. Хобби, интересы и склонности

 

Интерес к путешествиям, музыке и театру среди будущих медитаторов был выше среднего. Заметно низким был интерес к телевидению; половина опрошенных (27) сказали, что телевидение не играло никакой важной роли в их жизни, еще для 25% оно играло лишь незначительную роль. Только для 11% (6) телевидение играло главную роль в их жизни.

 

Приблизительно половина опрошенных по данным этой таблицы поддерживали внешние отношения с различными организациями, религиозными общинами, ходили в церковь и занимались политикой в дополнение к внутренним отношениям с родственниками и друзьями.

4.4.1.3. Характеристика общения

 

Огромное большинство в размере 82% опрошенных не имели никакого опыта одиночества до ТМ. Готовность или способность общаться была заметно высокой. В среднем 70% (46) сказали, что любили дискуссии (на различные темы). Они интересовались широким разнообразием тем, могли внимательно слушать других и были способны спорить по существу.

 

В целом медитаторы были людьми, которые до ТМ обладали разнообразными интересами, живым умом и открытостью. Они также поддерживали с семьей и друзьями отношения в диапазоне от хороших до очень хороших.

4.4.2. Влияние ТМ в социальной области

4.4.2.1. Изменения в повседневном ритме

 

В 90% случаев (61) изменились привычки в питании, сне и/или в работе.

Примеры:

«Она была дома только в будние дни и, наконец, съехала с квартиры. Моя жена полностью не заботилась о детях». (3/67) «Когда мой муж ложился вечером спать, он заставлял и меня делать то же самое. Я должна была принимать снотворные таблетки, иначе мне нельзя было бы лечь спать. По утрам была причиняющая беспокойство ситуация, когда он делал свои (йога) упражнения, а я не могла помешать ему делать их». (3/67) «Моя жена всегда была усталой, все время спала, иногда до 12-часов дня, и ложилась спать в 10 часов вечера. У неё не было психической способности заботиться о нашем ребенке, которому было 14 месяцев. Я вынужден был перед полуднем приходить домой с работы, чтобы позаботиться о ребенке. Она также не затрудняла себя приготовлением какого-либо завтрака, больше не выходила из дома (то есть даже для получения пособия по болезни), кроме тех случаев, когда где-нибудь было намечено медитировать». (3/67) «В отличие от того, каким он был обычно, он иногда целыми днями сидел в своей комнате, хотя нужно было сделать много работы. То, что он не мог больше работать, для него выглядело как нечто навязанное извне. Он сказал, что все, что он делал до ТМ, было неправильным; он хотел покинуть семью». (1/67) «Он не принимал никакого дальнейшего участия в жизни семьи. Он сам готовил для себя еду». 1/67) «У меня часто болел живот. Я спал намного больше». (2/67) «Когда младенца нужно было перепеленать, и это было время для ТМ, тогда младенец должен был ждать». (2/67) «Я страдал от бессонницы и вел беспорядочную жизнь» (2/67) «Распорядок дня у меня стал более правильным, более настроенным на природу. Природа для меня стала более заслуживающей доверия, чем люди или даже я сам». (2/67)

4.4.2.2. Изменения в интересах

 

В ответ на вопрос «Изменились ли интересы, которые были у вас до ТМ?», 76% (48) сказали, что эти интересы у них исчезли, только 5% (3) сказали, что интересы, которые были у них до ТМ, с тех пор усилились. По сравнению с этим 91% (57) показали очень сильный интерес к ТМ, другими словами, они развили иную структуру мотивации и импульса, находясь в движении ТМ, и сместили весь фокус интереса на ТМ

Примеры:

«Мой муж больше не переносил вида катастроф по телевидению. Его интерес к политике исчез». (3/66) «Во время дискуссий или после телевизионных сообщений о различных мировых событиях следовал обычный комментарий: «Туда нужно послать несколько учителей ТМ!». (3/66) «Я больше абсолютно ничего не делал: я только сидел дома, сидел там и думал, читал о духовности, меня донимали навязчивые мысли, и полностью отсутствовал интерес к участию в какой бы то ни было деятельности». (2/66) То, что важно для медитаторов, часто является бессмысленным для не связанных с этой организацией наблюдателей. Тут можно увидеть измененное мировоззрение. После отказа от ТМ структура восприятия, созданная этим движением, начинает медленно демонтироваться. Это явление показано в следующей записи: «У меня были серьезные проблемы с матерью. Я объяснял ей все положительные результаты, к которым это ведет, но она сказала, что она не сумела увидеть ни одного из них. Она считала меня более замкнутым. Ее восприятие людей очень проницательное. Сегодня я верю ей. Я стал более эгоистичным, я не заботился о семье. Она не могла найти абсолютно ничего положительного в деятельности ТМ и полагала, что я стал более изолированным. Теперь я тоже это вижу, так как я гораздо больше сосредотачивался на самом себе и не мог направлять свое внимание на других людей». (2)

Примеры стиля разговора:

«Ее стиль разговора стал очень сжатым, она стала более агрессивной и более нетерпимой. В ходе слушаний по делу о разводе в суде моя жена сделала ТМ вопросом, составляющим предмет спора, с большим ущербом для себя. Она сказала, что если бы я начал заниматься медитацией, она немедленно возвратилась бы домой». (3/64) «Вся беседа носила миссионерский характер в духе идеологической обработки». (3/64) «… Он выработал примитивный тип речи, у него были трудности с артикуляцией …, голова была или очень пустая или очень полная». (1/64) «Никакой концентрации — забывал слова, заикание ухудшалось». (2/64)

4.4.2.3. Изменения в области отношений

Социальные отношения в рамках семьи

 

До приобщения к ТМ 81% (46) опрошенных были более или менее активны в семейной жизни. Только 16% были замкнутыми. В период пребывания в ТМ только 43% (23) как-то участвовали в семейной жизни. 57% (31) полностью отошли от семьи.

Примеры:

«Ситуация дома становилась все хуже и хуже. Я едва мог оставаться там. Обычно я садился в автомобиль и уезжал, чтобы навестить своего учителя ТМ Я не занимался работой по дому». (2/61) «Беседа меня больше не интересовала, и я обращался со своими родителями высокомерно, бесцеремонно, потому что они не были медитаторами». (2/61) «Он поддерживал контакты только с другими медитаторами. Когда он приводил домой друзей, они были из рядов ТМ. Все, что он говорил, походило на звукозапись, всегда повторение, всегда одно и то же … на семейных встречах всегда происходили столкновения, а затем он обычно убегал. У него в жизни был только один интерес, и это была медитация — он жил согласно медитации и, хотя еще был дома, никогда не принимал участия в семейной жизни. Он сказал также, что может подавлять голод медитацией и ему не нужно есть нормально, как всем нам. Он сказал, что человеку нужно только два или три часа на сон. Когда он проводил немного времени здесь, он вставал утром не так уж рано, фактически много времени он тратил попусту. Он сказал, что не выносит курения, и держался особняком. Он ел только рис и обычно не ел больше ничего, включая овощи, потому что я добавляла туда немного мясного сока или соуса. Он утверждал, что не может это есть, потому что это действует на него как алкоголь — он превратился в эгоиста, важны были только его счастье и благополучие. Он стал намного более болезненным…». (1)

Социальные контакты в семье

 

Переменная «время для партнера» уменьшилась на 0,9 пункта, что вызвано участием в движении ТМ. Споры между супругами, бывшие переменной, которая получила худшую оценку, остаются приблизительно на том же уровне, поскольку теперь семейная пара достаточно много дискутирует о ТМ, эмоциональные отношения с другим партнером следует рассматривать в контексте с интимными отношениями. Обе переменные показали значительное сокращение оценки (на 1,00 пункт и 1,69 пункта соответственно), отношения с детьми и забота о детях значительно снизились, 1,25 и 1,00 пунктов соответственно. Это можно объяснить ранее намеченным в общих чертах изменением в структуре восприятия и моделью поведения, нацеленной на все большее и большее сосредоточение на самом себе. Отношения с партнером по браку и с детьми считаются порождающими стресс, которого следует избегать, потому что он препятствует эволюции или развитию их собственного «я». В этом контексте следует отметить постепенное сокращение, вплоть до полного прекращения, интимных отношений. Интимные отношения влекут за собой плохую карму. Поэтому усиливается общее впечатление, что отшельнический или монашеский образ жизни ценится выше, чем так называемый образ жизни «главы семьи». Из-за этого намного превышающее средний уровень количество медитаторов разрывает свои брачные отношения, потому что повседневные требования в рамках семьи оказываются для них чрезмерными. Заметно ухудшившиеся отношения с детьми неизбежно приводили в некоторых случаях к серьезному недостатку развития со стороны детей.

 

Вообще наблюдается всеохватывающее понижение в качестве жизни во всех областях. Способность продолжать любовные отношения коренным образом понижена вплоть до полной неспособности продолжать такого рода отношения. Твердо установились безразличие, снижение интереса и сокращение времени, проводимого с детьми и партнером по браку. В чрезвычайных случаях это приводило к разводу и к почти полному пренебрежению детьми.

Примеры:

«У меня стала проявляться напряженная нетерпимость, я стала куда более равнодушной к проблемам других людей. У меня была несколько иная позиция — они должны пытаться и что-то делать, чтобы помочь себе! Как будто имелись налицо эгоизм самой высокой степени и эгоцентрическое поведение. Все движение ТМ развилось из представления, что это я должна чувствовать себя хорошо, я должна стать просвещенной, и так далее, я, я, я... люди и вещи вокруг вас не играют никакой роли. Интерес к делам мира становился все меньше и меньше, то же самое случилось и с моими спортивными занятиями. У меня было гораздо больше времени для вопросов религиозного и философского содержания. Когда приходило время заниматься ТМ медитацией, ребенок мог и подождать, или посетители могли подождать, пока я не закончу. Даже тогда я иногда говорила, что реальные вещи были более важны, чем ТМ, но что касается моего мужа, то ТМ было куда более важным. Вопреки собственным убеждениям я все больше воздерживалась от контактов с другими людьми. Пока я занималась практикой ТМ, то начала поддерживать дружеские отношения только с другими медитаторами. Преувеличенное самообожание, непрерывное самовосхваление; какая великая мудрость пребывает в нашей жизни, перечисление впечатлений, насколько грандиозной была медитация, и как мы могли бы убедить побольше людей заниматься медитацией, и как мы могли бы помочь организации расширяться». (2) «В течение года она почти не видела дете



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: