Ведущая деятельность в дошкольном возрасте




Тема: Психическое развитие ребенка дошкольного возраста (3-7 лет)

 

Вопросы для изучения:

1) Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

2) Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

3) Личностное развитие дошкольника

4) Психологические новообразования в дошкольном возрасте

5) Кризис 6-7 лет

6) Психологическая готовность ребенка к школе

 

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Задание № 1: прочитайте характеристику ведущей деятельности в дошкольном возрасте и письменно ответьте на вопросы:

1) В чем заключается основное противоречие социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

2) Что представляет собой сюжетно-ролевая игра?

3) Заполните кластер:

       
   
 

 

 


Начнем изучение вопроса с особенностей социальной ситуации развития дошкольника. В этом возрасте появляется тенденция к совместной деятельности со взрослым. Ребенок стремится войти в жизнь взрослого, но он не может реализовать эту тенденцию в прямой форме, у него нет возможности реально включиться в систему реальных отношений. В этом, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается основное противоречие социальной ситуации развития в дошкольном возрасте. Решить это противоречие можно только в деятельности, которая моделирует взрослые отношения, т. е. в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

В структуре игры выделяют следующие компоненты:

- Роль. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я мама, я доктор), а действует как взрослый человек. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.

- Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр условно делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры в празднование Дня рождения города, сюжеты, в которые переносится увиденное на экранах, в гаджетах).

- Игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников) - одно из основных средств реализации сюжета.

- Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей старшего возраста. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормила куклу – уложила ее спать. У старших дошкольников сюжет содержательнее, он обсуждается, планируется, в нем не только есть действия с предметами, но и отношения людей.

- Игровое замещение предметов (коробка – домик; пульт – телефон)

- Реальные и игровые отношения между детьми. Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на себя роль, то он будет в соответствии с сюжетом. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей, выполняющих общее дело.

 

Задание № 2: проанализируйте приведенный ниже материал наблюдений за сюжетно-ролевой игрой детей 3-4 лет.

Анализ проведите по плану:

1) какая игра по сюжету?

2) что стало содержанием игры?

3) выделите перечень игровых ролей; обозначает ли ребенок роль для себя и для других детей?

4) перечень игровых действий;

5) выделите игровые и реальные отношения;

6) используются ли предметы – заместители;

7) планируют ли дети ход игры.

 

Саша (3 г. 4 мес.) предлагает Вале (3 г. 6 мес.): “Давай играть. Давай, как будто к нам гости сейчас придут. Я буду мама, а ты дочка. Ладно?” Девочки надевают фартуки. Подходит Таня (3 г. 8 мес.).

Саша: Что, тоже хочешь с нами? Ладно, будешь моей дочкой, как Валя.

Таня садится на маленький стульчик. Девочки достают из шкафа кукольную посуду.

Саша. Дочки, быстрей, сейчас гости придут. (Расставляет на столе тарелки и кружки).

Валя. А чайник ставить?

Саша. Да.

Валя. Наливаю чай.

Саша. Таня, принеси печенье.

Таня. Какое?

Саша. Ну, вот, кубики лежат.

Таня складывает кубики в тарелку. К девочкам подходит Игорь (3 г. 7 мес.). Берет кеглю, которую только что поставила Саша.

Игорь. Я вино пью (Подносит ко рту).

Саша. Ты к нам в гости пришел?

Игорь. Да.

Саша. Тогда кушай.

Игорь. Я не хочу, я вино уже пил.

 

Задание № 3: прослушайте выступление Смирновой Е.О., доктора психологических наук, профессора, научного руководителя УМЦ «Игры и игрушки», и сделайте письменный вывод, какие новообразования развивает сюжетно-ролевая игра как ведущая в дошкольном возрасте.

 

https://www.youtube.com/watch?v=sbq25UA6O8Q

 

Задание № 4: самостоятельно найдите ответ на вопрос – Какие продуктивные виды деятельности доступны дошкольнику? Что они развивают у него?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: