Личностное развитие дошкольника




 

Задание: прочитайте характеристику личностного развития детей дошкольного возраста, выделите главные направления развития самосознания, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, нравственного развития, и подготовьте ответы на вопросы, которые даны после текста.

 

Самосознание. Центральным новообразованием данного возраста считается развитие полноценного самосознания. В его становлении у дошкольников есть несколько направлений:

- Развитие самооценки. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, умения. Самооценка в начале периода практически всегда совпадает с оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.

- Дошкольник осознает себя во времени - уже помнит свое прошлое и способен размышлять о будущем, интересуется, каким он был в том возрасте, о котором не помнит. У него появляются фразы "Когда я был маленьким...", "Когда я вырасту большой...".

- У ребенка происходит половая идентификация. Он не только осознает свой пол, но и его неизменность во времени, и начинает вести себя соответственно гендерной роли.

- Осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я разозлился».

- Осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего "Я", выделением самого себя, своего "Я" из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания.

Эмоциональная сфера. Для дошкольников характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это связано с изменением структуры эмоциональных процессов. Эмоциональные переживания перестают быть связанными исключительно с настоящим временем, дошкольник уже способен заглянуть в будущее. Предпринимая какие-то действия, ребенок начинает переживать по поводу их результата уже на этапе замысла и тем более в процессе выполнения.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок (игра, рисование, конструирование, подготовка к школе) - должно иметь эмоциональную окраску, интерес, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Мотивационная сфера. В этой сфере у дошкольников к концу периода появляется новообразование – соподчинение мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают большее значение для ребенка, чем другие.

Чтобы понять механизм действия соподчинения мотивов, сравним поведение детей раннего возраста и дошкольников. Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Детские психологи выяснили, что самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным — наказание, а самым слабым — обещание. В этом возрасте требовать от ребенка обещания (например, "Ты обещаешь больше не драться?", "Обещаешь больше не трогать эту вещь!») бессмысленно.

Волевая сфера. Ее развитие связано с мотивационной сферой. Соподчинение мотивов, складывающееся к концу дошкольного возраста, проявляется в поведении ребенка (в первую очередь в трудных ситуациях выбора), решение при этом начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Другим направлением в развитии воли является формирующееся к концу дошкольного возраста умение удерживать цель действий. Для формирования этого умения важно контролировать действия ребенка и стимулировать его стремление к успеху. Третье направление развития воли дошкольников – включение речи в планирование действий. Вначале ребенком используется внешняя речь, а потом – внутренняя. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками, формируется произвольность поведения (его осознанность и опосредованность). Это новообразование возраста.

Нравственное развитие. Этот период сензитивен для нравственного развития и воспитания детей. Степень усвоения нравственных норм дошкольником полностью зависит оттого, какие усилия к этому прилагают взрослые и какой пример подают своим поведением. Ребенку нужно объяснять, что хорошо и что плохо, сам он еще не обладает нравственной избирательностью. Усвоив этические нормы, дошкольник начинает следить, чтобы другие дети тоже их выполняли. В этот период дети часто ябедничают друг на друга взрослым, при этом целью жалобы является не столько наказание нарушителя, сколько получения подтверждения правильности усвоенных норм и демонстрация своего их знания. При этом сообразить сам, что ябедничать — само по себе нехорошо, дошкольник еще не способен в силу своего эгоцентризма, ему нужно это объяснить.

 

Вопросы для закрепления

1. Какие центральные новообразования складываются в личностном развитии дошкольников?

2. Какая самооценка является возрастной нормой в дошкольном возрасте?

3. Что такое половая (гендерная) идентификация?

4. Объясните суть понятия «соподчинение мотивов».

5. Какие три направления характерны для развития волевой сферы дошкольников?

6. С чем связаны спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек в нормативном развитии дошкольников?

7. Какова роль взрослых в нравственном развитии дошкольников?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: