Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689–1755) – французский писатель, историк и философ; один из видных деятелей французского Просвещения. Родился в окрестностях Бордо; изучал юридические науки сначала в Бордо, затем в Париже. В 1714 г. стал советником, а с 1716 по 1728 г. был президентом парламента[5] Бордо. В 1727 г. его избрали членом французской Академии. В 1729 г. Монтескье отправился в путешествие по Европе; вернувшись в 1731 г. во Францию, он обосновался в своем замке Бред, где и жил в основном до самой смерти, работая над своими сочинениями. Монтескье активно сотрудничал в "Энциклопедии...".
Основные труды: "Персидские письма" (1721, опубликованы анонимно), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1733), "Размышления о всемирной монархии" (1733), "О духе законов" (1748).
Философские воззрения:
Онтология.
Монтескье – деист, мир он считает сотворенным Богом, законы мира вечными и неизменными.
Гносеология.
В основном Монтескье был сторонником материалистического сенсуализма Локка.
С позиций деизма Монтескье, как и Вольтер, боролся против схоластики; деизм был для него орудием пропаганды свободомыслия и передовых научных знаний.
Монтескье категорически выступает против признаваемого теологами понятия «Чуда»; он утверждает, что бог не в состоянии, даже при желании, нарушить естественный ход вещей, управлять миром помимо законов, ему присущих. Монтескье приходит к выводу, что природа, будучи созданием бога, уже не может быть уничтожена его усилиями,– существование мира будет бесконечным.
Монтескье критикует не только теологов, видящих в материальных предметах проявление божественного разума, но и пантеистов, отождествляющих бога с природой и рассматривающих природу как воплощение божества. Монтескье со всей категоричностью заявляет, что мир лишен разума, и в этой связи осуждает теологию Фомы Аквинского, видевшего в каждом предмете и явлении материальной действительности результат целенаправленной деятельности божества.
|
Деизм Монтескье, так же как и деизм Вольтера свидетельствовал об ограниченности философского мировоззрения этой группы просветителей по сравнению с атеистическим мировоззрением наиболее радикальных представителей французского материализма.
Однако, не отрицая существования бога, Монтескье немало сделал для критики религии, и в особенности для критики католицизма. Здесь главная заслуга Монтескье в том, что он не ограничивается антиклерикальной пропагандой, т.е. критикой духовенства и церковной организации, но пытается критиковать религиозное мировоззрение по существу. Монтескье доказывает, что вопросы религии не имеют никакого отношения к науке. Он делает вывод, что наука не должна быть «служанкой религии».
Законы, открытые наукой, апеллируют к уму, поэтому они должны быть логически обоснованы и носить принудительной характер. Иное дело законы религии: в бога и догматы церкви можно только верить. Религия обращается не к уму, а к сердцу, ее задача заключается поэтому только в увещаниях и советах. Монтескье делает вывод о недопустимости какого бы то ни было принуждения в религиозных вопросах.
Монтескье принимает религию лишь как средство государственного управления. Он, так же как и Вольтер, считает, что если бога нет, то его нужно выдумать, ибо вера в бога содействует установлению порядка, основанного на увековечении частной собственности.
|
Социально-политические воззрения.
В центре внимания Монтескье – социально-политические проблемы, и для анализа их он использует в первую очередь экспериментальный метод, получивший в то время широкое признание в области естественных наук.
В отличие от утопистов он не строит модель идеального общества. Как и Макиавелли, Монтескье обращается к реальному положению дел и опыту политической жизни различных стран – как древних (Рим, Греция), так и современных ему. Но в отличие от Макиавелли для объяснения социальных явлений Монтескье обращается к целому комплексу причин: историческим, политическим, физическим, географическим, моральным и т.п. Считая, как и все просветители, что человеческая природа поддается усовершенствованию благодаря распространению образования, улучшению законов и социальных учреждений, он сосредоточивает свое внимание на разработке законов, основанных на разуме и соответствующих "человеческой природе".
Анализируя социальные явления, Монтескье пришел к выводу, что не Божественное провидение и не случай управляют жизнью общества, в основе человеческой истории лежат такие же объективные законы, как и законы природы.
Отсюда: для людей действуют законы двух основных типов: физические (естественные) и социальные.
В государстве появляются 3 вида социальных законов: международное право, политическое право, гражданское право. При этом международное право Монтескье считал основанным на разуме, а политическое и гражданское право – частными случаями приложения этого разума.
|
Свобода. Высшей целью для человека является свобода. Однако политическая свобода не состоит в том, чтобы делать все, что захочется. В государстве, т.е. обществе, где есть законы, "свобода есть право делать все, что позволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него бы не было свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане".
Географический детерминизм. Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (политическое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется прежде всего, географической средой: т.е. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т.д. Поэтому "только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого".
Вывод:
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.
Монтескье оставил след в истории социально-философских идей при помощи трактата «Дух законов», где был описан пласт понятий юриспруденции тех времен, совместно с исследованием происхождения и функций разных правительственных режимов, а также разработана теория, объясняющая особенности географического строения Земли. Также он оставил след в развитии деизма, как религиозно-философского учения.